Историческое формирование практических взглядов Маркса




Глава III. Детальное рассмотрение истоков практических взглядов Маркса

Критически рассмотрев и усвоив рационалистические идеи в рамках практических взглядов предшественников, а также исходя из реалий практической деятельности современного человека, Маркс создал собственную систему практических взглядов. Формирование и утверждение научного практицизма[РГ1] является ключевой революционной предпосылкой и важной составляющей философии марксизма. Также,[РГ2] это представляет собой серьёзный вклад Маркса и Энгельса в развитие философского мышления человечества. Отправной точкой марксистской системы практических взглядов следует считать совершенно новое понимание практики и философии; главной идеей – рассмотрение с практических позиций человека, окружающего его мира и связей с миром в контексте конкретной эпохи. Основное требование этой системы подразумевает развитие двунаправленной критики и взаимного обоснования теории и практики, благодаря чему система отчетливо выражает дух своего времени. Марксистская система практических взглядов, критически обработав и превзойдя исторически предшествовавшие ей философские школы, философски[РГ3] обосновала открытость и инициативность практической деятельности человека, и это в полной мере отразило революционный критический характер всего марксистского учения. Детальное рассмотрение истоков практических взглядов Маркса имеет важное значение для правильного понимания практической деятельности современного человека, современной науки и мировой философии, для становления и развития китайской философии Новейшего времени.

Историческое формирование практических взглядов Маркса

С исторической точки зрения,[РГ4] суть коренных преобразований, привнесённых Марксом и Энгельсом[РГ5] в контексте развития истории философии, [РГ6] сводится к становлению научного практицизма[РГ7], упорядоченного и практически обоснованного способа мышления, и на этой основе – к созданию собственной системы философских воззрений. Марксизм основывается на научной системе практических взглядов. Формирование философского мировоззрения Маркса и Энгельса является процессом поиска и создания ими системы научно обоснованных практических взглядов, процессом осознанного понимания и объяснения философии с позиций практики.

При общем рассмотрении истории формирования философского мировоззрения в рамках марксизма,[РГ8] очевидно, что на основателей данного учения оказали заметное влияние несколько факторов. Во-первых, это пристальное рассмотрение вопросов будущности человечества и путей обретения свободы; во-вторых, основательное изучение и критическое использование результатов мыслительной и культурной деятельности человечества, особенно – философских идей и элементов практицизма в историческом аспекте; в-третьих, глубокое переосмысление, критика и решение существовавших на тот период идейно-теоретических вопросов и заблуждений[РГ9]; в-четвёртых, постоянный контроль, критика и совершенствование собственных взглядов; в-пятых, новаторское осмысление[РГ10] на основе всего комплекса результатов культурного развития человечества.

1. Подход к философии на основе изучения судьбы человечества

Интерес Маркса к философии основан на его пристальном внимании к судьбе человека. Еще с юношеских лет мыслитель считал: «человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага», поэтому «наше счастье будет принадлежать миллионам»[1].[РГ11] Собственное усовершенствование, таким образом, зиждется на счастье и труде других людей, даже человечества [РГ12] в целом. Именно это положение не только позволило занять идеям Маркса высокое и непреходящее положение в идейном мире, но и наделило его практические концепции чертами реалистичности и антропологизма[2]. Следует заметить, что острое противоречие между высокими идеалами труда во имя человеческого счастья и ограничительным характером социальных связей той эпохи дало ключевой импульс[РГ13] к непрестанным идейным поискам философа и его практическим достижениям.

2. Критическое осмысление гегелевской теории самосознания

Молодой Маркс приходит к историческому (диалектическому) материализму через идеи Гегеля и Фейербаха. Изучая и развивая теорию гегелевского самосознания, Маркс на основе принципов идеализма выдвигает вопросы практики и взаимоотношений философии и мира. Самосознание представляет собой концепцию, соотносимую с субъектом; вопросы взаимосвязи самосознания и субъекта были ключевыми в рамках древнегреческой философии. Гегель попытался при помощи самосознания описать историю зарождения и развития человеческого духа. Маркс, подчёркивая важность категории самосознания и объективность её использования для обоснования реальности существования природы, не ограничивает собственное Я её рамками и не рассматривает её как чистый объективный дух, без объекта и основы. Он понимает данную категорию, исходя из её связи с реальностью. По его мнению, самосознание, являясь определённой разновидностью силы воли, непременно должно быть преобразовано в практическую силу. Произойти это преобразование должно в рамках процесса взаимосвязи с внешним миром: «ставший в себе свободным теоретический дух превращается в практическую энергию и, выступая как воля из царства теней Амента[3], обращается против земной, существующей помимо него действительности»[4]. Таким образом, Маркс поднимает практические вопросы, исходя из возможности реализации теории, и включает их в собственное учение о самосознании. Но не только самосознание должно сообразовываться с реалиями окружающего мира, философия также не может отдаляться и отрываться от реальности. Маркс говорит: «ф[РГ14] илософия обращает свой взор на внешний мир уже не ради постижения; выступая как действующее лицо, она, так сказать, завязывает интриги с миром, выходит из прозрачного царства Амента и бросается в объятия мирской сирене»[5]. Согласно взглядам Маркса в тот период, «сама практика философии теоретична»; однако в процессе взаимодействия с реальной жизнью философия непрестанно подвергается воздействию окружающего мира, а мир – влиянию философии; «в той мере, в какой мир становится философским, философия становится мирской»[6]. Итак, хотя молодой Маркс ещё не переступил границы идеализма при[РГ15] понимании вопросов взаимосвязи практики с самосознанием и философии с окружающим миром, он уже включил категорию практики в рамки своего философского учения. Философ превратил её в ключ к объяснению связей самосознания с реальным миром, философии с миром феноменов, и это сыграло важнейшую роль в последующем создании и оформлении системы научных практических взглядов.

3. Создание философского мировоззрения на основе духа эпохи

Во время работы в газете «Rheinische Zeitung»[7] Марксу неизбежно приходилось сталкиваться с большим количеством насущных, чрезвычайно запутанных и острых социальных, экономических и политических вопросов. Именно благодаря постоянному изучению, апробации[РГ16] проблем реальной жизни, мыслителю удалось углубить и расширить свои философские идеи, развить собственное философское мировоззрение. Он сознательно связал философию с окружающей действительностью и, основываясь на этой связи, стал рассматривать немецкую философию в целом. Маркс отмечает: «Философия, а в особенности немецкая философия, имеет склонность к уединению, к тому, чтобы замыкаться в свои системы и предаваться бесстрастному самосозерцанию… Философия, взятая в её систематическом развитии, не популярна; её таинственное самоуглубление является в глазах непосвящённых в такой же мере чудаческим, как и непрактичным занятием; на неё смотрят как на профессора магии, заклинания которого звучат торжественно, потому что никто их не понимает»[8]. Руководствуясь этим положением, он высказывает довольно резкое суждение о философии[РГ17]: «Но философы не вырастают как грибы из земли, они – продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях. Тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы в мозгу философов. Философия не витает вне мира, как и мозг не находится вне человека, хотя он и не лежит в желудке. Но, конечно, философия сперва связана с миром посредством мозга, и лишь потом она становится на землю ногами; между тем, многие другие сферы человеческой деятельности уже давно обеими ногами упираются в землю и срывают руками земные плоды, не подозревая даже, что и «голова» принадлежит этому миру, или что этот мир есть мир головы.

Так как всякая истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени, то с необходимостью наступает такое время, когда философия не только внутренне, по своему содержанию, но и внешне, по своему проявлению, вступает в соприкосновение и во взаимодействие с действительным миром своего времени. Философия перестаёт тогда быть определённой системой по отношению к другим определённым системам, она становится философией вообще по отношению к миру, становится философией современного мира. Внешние проявления, свидетельствующие о том, что философия приобрела такое значение, что она представляет собой живую душу культуры, что философия стала мирской, а мир философским, – во все времена были одни и те же»[9]. В данном случае Маркс осознанно связывает философию с эпохой, практикой и даже с экономикой, подчёркивая, что истинная философия есть квинтэссенция духа времени. Он требует, чтобы философия не только по своему содержанию, но и по форме могла найти точки соприкосновения и взаимодействовать с реальным миром соответствующей эпохи; следует не только создать философию окружающего мира, но и сформировать философский мир – этим подчеркивается роль философии в преобразовании мира. Хотя подобные идеи по-прежнему несут некоторый оттенок гегелевского спекулятивного идеализма, но[РГ18] в них уже заложен серьёзный базис для последующего преодоления идеалистических философских концепций Гегеля и становления собственной[РГ19] философской системы на основе практицизма.

 

ПРИМ. РЕД.

  1. Ссылку 2 (3) -- [ Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М: Издательство политической литературы, 1968. Издание пятое. Том 17. с. 418 ] подтвердить не могу.

Вот страница, на которую ссылается переводчик:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: