Типы свободных экономических зон




Инфраструктура бизнеса


>Профсоюзы >Образование • Фонды

 

>Налоговая система и инспекция >Аудиторские фирмы «Система регулирования занятости (биржа труда)
• Торгово-промыш ленная палата • Таможенная система • Выставочные комплексы • Информационные технологии и сред ства коммуникации

 

>Кредитная система
и коммерческие
банки

>Эмиссионная систе-
ма и эмиссионные
банки

• Посредничество

на сырьевых, товарных,

фондовых, валютных биржах

>Не биржевые посредники

(аукционы, ярмарки)

• Система страхова
ния хозяйственного
и коммерческого
риска, страховые
компании

• Консалтинговые
фирмы


 


Рис. 3. 1. Основные составляющие инфраструктуры бизнеса

При выборе альтернативных вариантов стран, где есть емкий рынок для нового вида продукции, необходимо принимать во внимание развитость инфраструктуры бизнеса (рис. 3.1) и факторы, определяющие предпринимательский климат (табл. 3.1) (в первую очередь систему регулирования иностранных инвестиций, национальное акционерное законодательство, налогово-правовую обстановку в стране, в том числе систему налогообложения прибылей, наличие свободных зон развития, трудовое и социальное законодательство каждой страны) а также наличие соглашений нашей страны со страной-реципиенто м “Об избежании двойного налогообложения” и “О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений”).

 

 

Таблица 4.1. Факторы, способствующие благоприятному предпринимательскому климату

Наименование факторов

Стабильность государственной политики поддержки предпринимательства

Льготный налоговый режим

Меры, способствующие притоку финансовых средств в сферу бизнеса

Создание инновационных центров (государственное финансирование + частное)

Развитая сеть фирм для оказания финансовой помощи предпринимателям

Консультативные центры

Эффективная система защиты интеллектуальной собственности

Упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности (в том числе отчетность)

Повышение качества рабочей силы

Обеспеченность информационной технологией и средствами коммуникаций

Ориентиры на достижение успеха

Свобода творчества и т.д.

В целом ряде стран нет специальных законов, регулирующих иностранные инвестиции (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, ФРГ). Правда, в законодательстве стран делаются оговорки относительно вложения иностранного капитала в отрасли стратегического характера, систему связи, воздушный и морской транспорт, а также в сферу страхования, банковское дело.

В Великобритании существуют ограничения для иностранцев на капиталовложения в авиакосмическую промышленность, в авиационный и морской транспорт, кинопромышленность, теле- и радиовещание.

В США федеральным законодательством запрещается владение или контроль иностранного капитала над корпорациями, функционирующими в сфере телерадиовещания, телеграфа и систем спутниковой связи, строительства и эксплуатации АЭС и трубопроводов.

В Италии для вложения иностранного капитала в такие отрасли государственного значения, как судоходство и судостроение, авиатранспорт, страхование банковское дело, требуется получить специальное разрешение от соответствущих министерств.

В Финляндии запрещена инвестиционная деятельность иностранного капитала в таких отраслях международной специализации финской экономики, как горнодобывающая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, атомная энергетика, сельское хозяйство, связь, железнодорожный транспорт.

В большинстве капиталистических стран (Бельгия, Великобритания, Швейцария, США, Канада, ФРГ, Италия, Австрия, Дания и др.) допускается создание обществ со 100%-ным участием иностранного капитала.

Однако во всех капиталистических странах исключение составляют высокотехнологичные отрасли, куда разрешается вложение иностранного капиталу только на паритетных началах.

Имеются отдельные страны, например Испания, где вложение иностранного капитала в любой вид предпринимательской деятельности может производиться только на паритетных началах.

Практически все капиталистические страны вcемерно содействуют притоку иностранного капитала в свои страны, однако осуществляют при этом контроль путем выдачи разрешений на иностранные капиталовложения в экономику своих стран.

В Великобритании прямые иностранные инвестиции допускаются на основе индивидуального разрешения, выдаваемого Банком Англии.

Во Франции, где существует наиболее жесткая разрешительная система, так называемое предварительное разрешение выдается после подачи декларации в Министерство экономики, финансов и бюджета. Однако все эти разрешения выдаются, как правило, беспрепятственно и имеют формальный характер

Есть страны, например Нидерланды, Италия, Германия, где не требуется предварительного разрешения для осуществления иностранных инвестиций.

Разрешение на иностранные капиталовложения в Японии, где в последние годы идет активный процесс либерализации иностранных инвестиций, осуществляется через так называемую систему автоматического одобрения.

В соответствию с этой системой иностранный инвестор подает через Банк Японии уведомление в Министерство финансов и одно из отраслевых министерств в зависимости от конкретной области предполагаемого вложения капиталов.

После подачи уведомления устанавливается срок в 30 дней.

В случае отсутствия со стороны правительственных органов какой-либо реакции инвестор вправе начинать реальное дело.

 

К числу стран, наиболее либерально относящихся к иностранным инвестициям н а своей территории, принадлежат США, где федеральное правительство не требует предварительной регистрации иностранных компаний или получения специального разрешения на капиталовложения в США.

Однако здесь существует весьма сложная процедура обязательной регистрации акционерных обществ в любом из пятидесяти штатов или в федеральном округе Колумбия.

Самое либеральное законодательство о корпорациях в штате Делавэр, где и стремятся организовать предпринимательскую деятельность американские корпорации, получая затем правовое признание и в других штатах.

Страной самого либерального и благоприятного режима для иностранного капитала может считаться Германия, где ввоз и вывоз иностранного капитала осуществляются свободно, без всяких специальных разрешений и ограничений.

Страной с благоприятным инвестиционным климатом для иностранного капитала является Люксембург, где для иностранных капиталовложений открыты все отрасли без ограничения доли иностранного участия, состава правления и перевода прибылей за рубеж.

Имеется ряд стран, которые создают даже льготный режим для привлечения в страну иностранного капитала.

Так, одна из самых разработанных и обширных среди развитых капиталистических стран система инвестиционных льгот действует в Португалии.

Она охватывает приоритетные для страны отрасли (электронику и информатику, биотехнологию и тонкую химическую технологию), туризм отсталые районы, экспортную базу, систему повышения квалификации.

Муниципалитеты сооружают в Португалии так называемые промышленные площадки с уже готовой производственной инфраструктурой для привлечения иностранных компаний, которые арендуют ее на льготных условиях.

Законодательствами иностранных государств предусматривается несколько юридических форм организации предпринимательской деятельности:

полное товарищество,

коммандитное товарищество,

общество с ограниченной ответственностью,

акционерное общество.

 

Для создания предприятий с иностранным участием используются преимущественно две формы: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.

Наши смешанные зарубежные общества создаются главным образом в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью,

при этом их организация и деятельность всецело определяются национальным акционерным законодательством страны-реципиента.

Акционерное общество (Sосiete апопуте, аktiengesellschaft, сотрапу limited by shares) характеризуется следующими признаками:

акционерное общество признается юридическим лицом;

акционерное общество несет перед кредиторами исключительную имущественную ответственность в пределах принадлежащего ему имущества;

для акционерного общества характерно наличие акционерного (уставного) капитала, разбитого на части, называемые акциями.

Различаются два способа образования акционерных обществ, в основе которых лежат различия в образовании акционерного капитала:

Ø путем публичной подписки на акции;

Ø путем распределения акций между учредителями, без обращения к публике.

В настоящее время второй путь является доминирующим в капиталистической предпринимательской практике.

Акционерными законодательствами стран определяется минимальный размер уставного капитала, обязательный для организации акционерного общества в данной стране.

Так, ранее минимальный размер его был установлен:

в ФРГ в 100 тыс. марок,

в Австрии — 1 млн. шиллингов,

в Швейцарии — 50 тыс. швейцарских франков,

в Финляндии — 15 тыс. финских марок,

в Италии — 200 млн. лир.

В США не требуется определенной минимальной суммы капитала, однако в большинстве штатов выпуск акций может осуществляться только при наличии всего капитала, подлежащего публичной подписке.

Последнее положение является обязательным, как правило, и для стран Западной Европы.

Так, по континентальному праву капиталистических стран для возникновения АО его акционерный капитал должен быть полностью размещен, т.е. покрыт подпиской, а определенная, установленная законом его часть (обычно 25%) - оплачена.

Допускается также учреждение акционерного общества на основе вещных вкладов, когда капитал будет состоять из материальных ценностей (машины, земельные участки, лицензии, ноу-хау).

Практически все смешанные технологические общества создавались в последние годы на условиях вклада с нашей стороны лицензией, ноу-хау и т. п.

Второй формой организации смешанных обществ за рубежом, которая получила особенно широкое распространение в странах континентальной Европы, в первую очередь в Германии, являются общества с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschranken Haftung (GтbН), Societe a responcibilite Limitee, Private Company, Close corporation).

Общество с ограниченной ответственностью является также юридическим лицом, несущим исключительную имущественную ответственность но своим обязательствам.

По своей сущности оно незначительно отличается от акционерных обществ. Поэтому при отсутствии в стране специального законодательства по GmbH применяются соответствующие нормы акционерного права.

Вместе с тем общество с ограниченной ответственностью имеет ряд преимуществ по сравнению с акционерными обществами.

И прежде всего в том, что для его учреждения достаточно двух участников, тогда как для акционерного общества необходимо иметь от 5 до 7 участников.

В ФРГ, где GmbH является самой распространенной формой коммерческого объединения предпринимателей, уже в 1981 г. законом легализованы возможности создания обществ даже одним лицом (Einmann GmbH).

При этом минимальный размер уставного капитала для общества с ограниченной ответственностью (50 тыс. марок в ФРГ, 20 тыс. франков во Франции, 500 тыс. шиллингов в Австрии, 20 тыс. швейц. франков в Швейцарии, 20 млн. лир в Италии) меньше минимального размера уставного капитала акционерного общества, что дает возможность широко использовать эту форму для организации мелких и средних фирм.

В английском праве различают 2 вида компаний:

публичную (public limited company, РLС) и

частную (private limited company).

Публичные компании имеют право публичного выпуска акций и облигаций, т.е. для продажи их широкой публике.

В этой компании определен минимум уставного капитала в 50 тыс. ф. ст., обязательно наличие не менее двух директоров, а также разрешение для начала деятельности государственного Бюро по регистрации компаний.

Частная компания представляет собой особую разновидность общества с ограниченной ответственностью континентальной Европы.

Она не имеет права публичного выпуска акций и облигаций. Здесь акции распределяются только между участниками компании и не устанавливается минимум уставного капитала.

Такая компания может:

иметь одного директора,

начинать деятельность до регистрации,

представлять отчетность но сокращенной форме,

распределять прибыль по менее строгим правилам.

Все эти особенности частной компании и делают ее наиболее удобной правовой формой для организации смешанных компаний в Великобритании (АО “Русское лесное агентство Лтд”, АО “Асетко Лтд”, АО “Совфрахт Лтд”).

В США сходной с частной компанией формой является закрытая корпорация (close corporation), к характерным чертам которой относятся:

o ограничение передачи акций;

o запрещение публичной подписки па акции;

o ограничение численного состава общества.

Как и частная компания, закрытая корпорация пользуется правом на упрощенный порядок ведения дел.

Закрытая корпорация в США, так же как и общество с ограниченной ответственностью в континентальной Европе, является наиболее подходящей юридической формой для создания мелких и средних фирм.

Существенным фактором при выборе страны-репициента для организации смешанного общества является система налогообложения. Налоговые законодательства стран существенно различаются между собой (как по величине взимаемых налогов, так и по механизму налогообложения).

При всем многообразии налогов в разных странах можно выделить в качестве налогов с компании:

налог на прибыль;

налог на прирост капитала;

налог на добавленную стоимость.

 

Налог на прибыль компаний колеблется в отдельных странах от 25 до 56%, составляя по отдельным странам:

25-35% — Великобритания;

30-39% — Бельгия;

33% — Финляндия;

6% — Италия;

37% — Франция (нераспределенная прибыль);

56% — Германия;

35% — Нидерланды, Испания.

В группе косвенных налогов главенствующее место занимает налог на добавленную стоимость, который взимается во всех странах - членах ЕС.

Средняя ставка этого налога составляет:

в Великобритании - 15%,

Бельгии – 19%,

Франции - 18,6%,

Италии - 19%.

Создание единого внутреннего рынка ЕС предусматривает унификацию косвенного налогообложения с установлением единых ставок налога на добавленную стоимость, где пределы минимальной ставки составят 4-9%, максимальной - 9-19%.

В ряде стран имеются отдельные регионы с льготным режимом налогообложения, в отдельных странах льготное налогообложение распространяется на определенные организационные формы корпораций, существуют так называемые налоговые гавани с минимальными ставками налогообложения или даже полным освобождением корпораций от налогов.

К числу стран и отдельных территорий, которые принято считать «налоговыми гаванями » (tax havens), относятся Лихтенштейн, Гибралтар, Бермудские острова, Нормандские острова, Антильские острова и др.

Например, такие «налоговые гавани» и близкие к ним «оффшорные центры» (offshore centers ), окружают Великобританию.

На о. Мэн, лежащем между Англией и Ирландией, налог на прибыль корпораций составляет 20 %, а нормы ускоренной амортизации позволяют списывать всю стоимость машин и оборудования уже в первый год.

Наличие элементов «налоговой гавани» прослеживается и в Люксембурге, где холдинговые компании и инвестиционные тресты имеют большие налоговые льготы.

В частности, холдинговые компании, как и инвестиционные фонды, платят только налог с авторских прав.

Не облагается налогом переводимая за рубеж прибыль акционерам.

При создании новых смешанных обществ нельзя упускать из виду и льготные режимы, в том числе в отношении налогообложения специальных экономических зон многих капиталистических и особенно развивающихся стран.

Так, правительство Франции установило преференциальный налоговый режим для предприятий, организуемых в так называемых специальных зонах предпринимательства.

Компания с числом занятых не менее десяти, зарегистрированная и осуществляющая свою деятельность в одной из этих зон, освобождается от уплаты налога на прибыли корпораций в течение первых 10 лет.

Во многих странах устанавливается льготный режим для капиталовложений в отстающие районы страны.

В Италии, где слаборазвитым районом является юг страны, компании, вкладывающие свои капиталы в развитие промышленности юга, освобождаются на 10 лет от уплаты местных подоходных налогов и налогов на облагаемую прибыль.

Во многих странах создаются «зоны развития», связанные с поощрением капиталовложений в наукоемкие отрасли и области повышенной безработицы. В Бельгии в подобных зонах устанавливаются льготные сроки амортизации, сниженный налог на прибыль корпораций, а также освобождение инвесторов от налогов до 10 лет при вложении капиталов в высокотехнологические отрасли. Кроме того, фирмам выплачиваются субсидии в случае найма работников из числа безработных.

Реальное присутствие иностранного капитала в смешанных российско-иностранных обществах за рубежом (на паритетных началах и даже с большей долей участия) ставит вопрос о разделе получаемой прибыли между партнерами. При этом надо учитывать, что помимо корпоративного налога, представляющего собой прямой налог на фактически полученную прибыль, подлежащую налогообложению, акционеры должны платить еще подоходный налог с получаемых дивидендов, в том числе если прибыль подлежит распределению. В этих условиях величина подоходного налога снижается.

Например, в Германии величина корпоративного налога установлена в размере 56% в случае, если прибыль не распределяется. Но если прибыль подлежит распределению, то величина налога снижается до 36%, поскольку в этом случае уплачивается налог с дивидендов в размере 25%, величина которого еще уменьшается при наличии между странами специального соглашения об избежании двойного налогообложения. Так, в соответствии с межправительственным соглашением «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» между бывшим СССР и ФРГ от 24 ноября 1981 г. налог российского участника не должен превышать 15% валовой суммы дивидендов.

В соответствии с аналогичным российско-итальянским соглашением об избежании двойного налогообложения величина налога с переводимых в нашу страну дивидендов смешанного общества в Италии снижается в 2 раза и составляет 15% вместо 30%, которые взимаются в Италии при переводе за рубеж дивидендов, если отсутствует такое соглашение.

Особое значение приобретает для отечественных предприятий в развитии совместного предпринимательства создание на территории России свободных экономических зон (СЭЗ). Понятие свободной экономической зоны включает в себя представление особых льготных экономических условий для национальных и зарубежных предпринимателей в рамках ограниченной территории или для предприятий отдельных отраслей, расположенных в различных точках страны (табл..2). Феномен свободных экономических зон известен в экономической практике уже несколько десятилетий. Как показал зарубежный опыт, стимулом подобных зон являются льготы в области налогообложения, валютно-финансового, социального и таможенного регулирования (рис..2).

 

Таблица 4.2

Типы свободных экономических зон



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: