Первая часть курса
С 27 сентября до Нового года.
Из древнерусской литературы
II занятие. «Слово о полку Игореве», 1185.
Дмитрий Лихачёв: «Золотое слово русской литературы» и «Поэтическая жизнь „Слова о полку Игореве“ в русской литературе».
Сравнение переводов Заболоцкого и Лихачёва. Спор вокруг «Слова».
Темы: Роды литературы: эпос, лирика, драма. Фольклор.
Из литературы XVIII в.
III занятие. Д.И. Фонвизин.
Пьеса «Недоросль», 1781.
Темы: Истоки и композиция драмы. Историческая картина и законы эпохи классицизма. Обсуждение проблематики фонвизинской пьесы. Говорящие фамилии. Трагическое и комическое. Тема России и Запада в связи с иностранными учителями и пьесой «Бригадир».
IV занятие. Г.Р. Державин.
Стихи «Бог», «ОСЕНЬ ВО ВРЕМЯ ОСАДЫОЧАКОВА» и др. и стихотворение «Памятник», 1795.
«Памятники» мировой литературы: Горация («Exegi monumentum»), Овидия («Iamque opus exegi…»), Ломоносова, Державина, Пушкина, Бродского и Высоцкого.
Темы: Разговор о поэтической судьбе и содержании творчества. Отрывки из «Мрамора» Иосифа Бродского как материал.
Возможен поход в нежную, палево-жолтую усадьбу Державина (в выходной день).
Из литературы первой половины XIX в.
V занятие. В.А. Жуковский.
Стихотворения «Сельское кладбище» (1802) и «Море», 1822. Судьба Жуковского и роль перевода в русской поэзии.
Поэма «Кубок» и баллада «Лесной царь».
Темы: Соперничество Тредиаковского, Сумарокова и Ломоносова и их поэтических систем.
Основы стихосложения. Размеры и рифмовки. Средства художественной выразительности. Стихотворные жанры: элегия, баллада и другие. Эпоха романтизма, её истоки и смыслы.
VI занятие. А.С. Грибоедов.
Пьеса «Горе от ума», 1824. «Путешествие в Арзрум» Пушкина и «Мильон терзаний» Гончарова.
Отрывки наизусть. Смысл монологов Чацкого. Отрывки из Чаадаева и сопоставление с героем.
Темы: историзм, развитие сюжета.
А.С. Пушкин.
Мир Александра Сергеевича Пушкина.
Марина Цветаева: «Мой Пушкин». Отрывки из Лотмана.
VII занятие. Поэт как пророк. Пушкинский Петербург. Восстание декабристов как поэтическое движение.
Поэмы «Медный всадник» и «Домик в Коломне»: серьезное и шуточное у поэта.
Выкладки из статьи О. Седаковой «Композиция конфликта» о «Медном всаднике».
Стихи: «Узник», «Поэт», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Анчар», «Погасло дневное светило…».
VIII занятие. Стихотворения: «Деревня», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро» (отсылка к Аронзону), «Зимняя дорога», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»,, «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Бесы».
Обсуждение проблематики романа Роман «Евгений Онегин, 1830.
Темы: Лироэпическое и народное начало Пушкина. Любовная лирика. Роман в стихах, его мир и законы.
IX занятие. Роман «Капитанская дочка» как итог мысли Пушкина. Нравственное завещание о божественной простоте. Марина Цветаева «Пушкин и Пугачёв».
Стихи: «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
«Туча».
Темы: историческое зрение Пушкина. Роман как эпический жанр. Христологическая судьба поэта.
М.Ю. Лермонтов
X занятие. Поэтический мир Лермонтова. Тема вундеркинда в русской литературе. Отражение судьбы в творчестве поэта. Лирический герой и синтез образов. Влияние Лермонтова на последующую русскую поэзию: Пастернак, Седакова («Где точка с точкой разговаривает, звезда с звездою говорит », 26 декабря)
Стихотворения: «Смерть Поэта», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус»,, «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэмы «Мцыри» и «Демон».
XI занятие. Роман «Герой нашего времени», 1840. Рождение образа Печорина в первом романе Лермонтова «Княгиня Лиговская».
Темы: личность и история. Композиция. Отношение Российской империи и Кавказа. Кавказ для русского воображения.
Н.В. Гоголь.
XII занятие. Повести «Шинель», «Портрет» и «Рим». Петербургская повесть русской литературы. Норштейн, фильм «Шинель». Италия Гоголя.
«Шинель» как исток сюжета «маленького человека» для русской и мировой словесности.
XIII занятие. Пьеса «Ревизор», история её создания и обсуждение проблематики. Особенности ощущения времени в России и идея Судного дня.
XIV занятие. Поэма «Мертвые души», 1835. Русская «Божественная комедия». Диалог первой и второй части, ада и чистилища, невозможность рая. Аллюзии к Данте и Гомеру. Обсуждение отрицательных типов русской жизни. Поздняя мысль Гоголя: «письмо Белинскому».
Темы: художественный портрет героя. Лирическое отступление как голос автора.
И XV урок могут быть объединены в двухчастное, праздничное -
Рождественское занятие: стихи поэтов о Рождестве и «Ночь перед Рождеством» Гоголя.
(27 декабря). Далее – вторая часть курса: литература второй половины XIX века и XX века как естественное продолжение первой части курса.