ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 1. «Покажи свой клюв, и я скажу, кто ты»
«Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость. Каков биологический смысл этой пословицы? Попытайтесь ответить на этот вопрос.
По способам питания и образу жизни, птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных (в том числе и плодоядных), хищных и водных. Соответственно различаются у них и типы клювов.
Различные устройства клювов у птиц:
1 - беркут;
2 - ястреб-тетеревятник;
3 - кречет;
4 - козодой;
5 - пищуха;
6 - дрозд;
7 - дятел;
8 - удод;
9 - голубь;
10 - овсянка;
11 - клест;
12 - дубонос;
14 - широконос;
15 - крохаль;
17 - поганка;
18 – вальдшнеп.
«Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы др.
«Водный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками. Птицы
с таким клювом – гуси, утки, лебеди, др.
«Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечетки, снегири, клесты, дубоносы.
«Насекомоядный» клюв – острый, тонкий, различной формы и длины. Птицы
с таким клювом – стрижи, ласточки, мухоловки, трясогузки и т.д.
По описанию клюва нужно определить пернатого владельца.
1. У этой птицы клюв снабжен приспособлением, напоминающим китовый ус. Опустив клюв в воду, она желкочет: процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы.
2. У этой птицы язык находится в зачаточном состоянии, почти не развит. Его клюв работает, словно крупный рыболовный крючок: проносясь над водой, эта птица бьет рыбу сильным ударом в бок, чему помогает острый зубец на конце надклювья и подцепляет им рыбу.
3. У этих птиц конец одной челюсти перекрещивается с концом другой: верхняя половина его загнута вниз, а нижняя – вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек еловых и сосновых шишек.
4. Массивный клюв этой птицы способен дробить твердые семена и косточки, а в названии ее можно найти могучее дерево.
5. У этой птицы долотообразный клюв. Огромное значение для питания этих птиц имеет необыкновенно длинный язык. Он тонкий, червеобразный, до 15 см.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задание 2. «Зимующие и перелетные птицы»
Распределите птиц по группам: зимующие, кочующие и перелетные.
Садовая славка, ворона, журавль, воробей, дятел, ласточка-береговушка, трясогузка, синица, сорока, галка, сыч, жаворонок, снегирь, щегол, стриж, соловей, скворец, аист, грач.
Каждый правильный ответ оценивается в 0,1 балла.
Задание 3. «Криптограмма»
Вам необходимо расшифровать, что написано, используя значения порядкового номера каждой буквы алфавита.
1) 12 1 15 1 18 6 11 12 1 – певчая комнатная птица;
2) 19 12 3 16 18 6 24 – птица, прилетающая ранней весной;
3) 3 16 18 16 2 6 11 – оседлая, часто встречающаяся птица;
4) 19 10 15 10 24 1 – насекомоядная птица;
5) 27 6 4 16 13 – певчая птица;
6) 17 20 6 15 6 24 – детеныш птицы;
7) 4 15 6 9 5 16 – жилище птицы.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задание 4. «Вопрос-ответ»
1. Стайные птицы (воробьи, вороны, галки и др.) никогда не садятся на опоры, например, на провода, близко друг к другу, а придерживаются некоторого интервала. Почему?
2. Когда птица поет громче: в полете или сидя на ветке? Ответ объяснить.
3. Назовите способы охраны птичьих домиков от котов и от раздалбливания дятлами.
4. Почему мы называем пернатых нашими друзьями?
5.Ворон – это «муж» вороны?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задание 5. «Экологический ребус»
Подсказка – стилет-оружие.
При правильно разгаданном ребусе, можно добавить в копилку команды 10 баллов.