Демократия как институт правового государства




1. Народовластие как основа конституционного строя России

В любом действительно правовом государстве единственный источник власти это народ. Согласно ст. 3 Конституции России, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Российской Федерации власть легитимируется и контроли­руется народом, гражданами России.

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется сво­бодно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами госу­дарства.

Если говорить о составляющих народовластия в РФ, то можно назвать такие ее элементы как:

1) коллектив­ный субъект - граждане РФ;

2) объект - власть.

Народ осуществляет власть в следующих формах:

 

Прямая демократия Косвен­ная демократия
Непосредственно Через органы государственной власти Через органы местного самоуправления
Эта форма подразумевает прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни. Высшая форма непосредственного выражения власти народа референдум и свободные выборы. Они имеют юридически значимый результат (общеобязательность решения, управомочие депутатов на осуществление своих обязанностей). Возможны и другие формы, не имеющие столь значимых последствий (собрания, митинги, шествия, обращения, всенародные обсуждения законопроектов и др.). Решение многих вопросов невозможно без участия специалистов в той или иной области, определенной "специализации" и оперативности, при осуществлении функций государства, поэтому обычно власть от имени народа осуществляют государственные органы. Это относится не только к законодательной ветви. Исполнительная и судебная власть также связаны волей народа, определяющей их деятельность. Действие этой формы охватывает низовой уровень отношений власти. Управленческая деятельность здесь обладает определенной спецификой, а незначительный масштаб не позволяет эффективно применять мощь и силу огромного государственного аппарата (скажем, создавать министерства на уровне района). В то же время, эта область наиболее близко соприкасается с народом, поэтому выводить ее из сферы действия народовластия было бы неправильно.

Непосредственное народовластие - это пря­мое волеизъявление народа или его части по раз­решению важнейших для государства вопросов ре­гулирования общественной жизни. В законах Российской Федерации можно встретить следующие виды непосредственной демократии:

1) ре­ферендум;

2) выборы; 3

) мирные собрания, митин­ги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;

4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума;

5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государствен­ные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в Российской Федерации проводятся на осно­ве:

1) добровольности;

2) всеобщего;

3) равного;

4) прямого

5) тайного голосова­ния.

В зависимости от содержания инсти­туты прямой демократии могут быть:

1) способом принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);

2) фор­мами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовла­стие) - это осуществление власти народом через выборные представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Эти органы формируются из выбранных народом депутатов и составляют законодательную власть. Широкие полномочия парламентов разных уровней и более тесная, чем у других государственных органов связь с народом, позволяет считать представительную демократию одной из наиболее действенных форм осуществления народовластия.

Органы представительной демократии:

Ø высшие коллегиальные органы законода­тельной власти (Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации, пар­ламенты субъектов Российской Федерации, городские думы и т. д.);

Ø единоличные органы (Президент РФ, президен­ты республик в составе Российской Федерации, губернаторы краев, обла­стей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъяв­ления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются органы пред­ставительства народа различных степеней:

1) органы, прямо избираемые народом (Государ­ственная Дума, Президент РФ и др.);

2) органы, об­разуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);

3) органы, формируемые предста­вительными органами второй степени (Счетная па­лата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия;

1) обсуж­дение проектов законов и других важнейших во­просов общественной жизни государства;

2) народ­ная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;

3) участие граждан в управлении общест­вом через органы местного самоуправления, обще­ственные организации, сходы и собрания граждан;

4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Референдум - одна из высших форм непосред­ственного народовластия в РФ.

Референдум - всенародное голосование граждан по законопроектам, законам и другим вопросам государственного и местного значения.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референду­ма, выделяют референдумы:

1) конституционный;

2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения рефе­рендумы делятся на:

1) превентивный (дозаконодательный);

2) утверждающий (после законодательный).

По порядку проведения могут быть референ­думы:

1) обязательные;

2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от террито­рии:

1) всеобщий - всероссийский референдум (по особо важным вопросам общефедерального значения на осно­вании решения Президента РФ);

2) региональный - референдум субъекта РФ (по вопросам ведения субъекта РФ или совместного ве­дения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

3) локальный - местный референдум (по вопросам местного значения, находящимся в веде­нии органов местного самоуправления).

Принципы проведения референ­дума:

1) добровольность;

2) всеобщность;

3) равенство права всех граждан на участие в референдуме;

4) волеизъ­явление граждан должно быть прямым на референ­думе;

5) тайное голосование на референдуме.

Вопросы, вынесенные на референдум, не долж­ны ограничивать или отменять общепризнанные пра­ва и свободы человека и гражданина и конституци­онные гарантии их реализации.

Не допускается проведение референдума в случае введения военного или чрезвычайного положения на весь период такого положения.

Референду­м проводится на всей соответствующей терри­тории. В референдум принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ.

Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные су­дом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Голосование на референдуме РФ осуществ­ляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.

2. Избирательное право и избирательная система

Одним из видов непосредственной демократии являются выборы, которые в то же время являются конституционной гарантией народовластия. Реальное народовластие невозможно без демократической системы формирования представительных органов, поэтому особое место в Конституции и конституционном праве отводится избирательной системе.

Порядок выборов устанавливается конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Избирательное право можно рассматривают в двух аспектах – объективном и субъективном.

Избирательное право в объективном, широ­ком смысле данного понятия это:

Ø система правовых норм, регулирующих порядок формиро­вания выборных органов государства и местного самоуправления, т.е. один из конститу­ционно-правовых институтов;

Ø совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с подготовкой и про­ведением выборов органов власти (парламента и др.) или должностных лиц (президента, губернатора, мэра и др.);

Ø совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процес­сов в РФ, включая избирательные права граждан.

Избирательное право как совокупность пра­вовых норм имеет систем у:

1) федеральное законода­тельство о выборах и референдуме;

2) законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ;

3) уставы и нормативно-правовые акты муниципальных образова­ний.

Избирательное право применяется в субъектив­ном смысле — право конкретного лица участвовать в выборах.

Избирательное право в субъективном, уз­ком смысле слова это:

Ø конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Ø гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах орга­нов государства и местного самоуправления,

Избирательное право в субъективном смысле слова включает в себя:

1) пассивное избирательное пра­во граждан РФ (право быть избранными в органы государственной и муниципальной власти);

2) ак­тивное избирательное право граждан РФ (право избирать в выборные органы власти).

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений.

Не могут избирать граждане РФ:

1) при­знанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);

2) в отношении которых вступил в законную силу при­говор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для заня­тия определенной должности. Это право ограничи­вается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

1) занимающий на момент выборов государственную должность, обя­занности по исполнению которой, несовместимы с вы­борной должностью;

2) осужденный к лишению свобо­ды приговором суда, вынесенным в установленном порядке; 3) признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Под избирательной системой в широком смысле понимается порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия граждан в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

Избирательная система в узком смысле слова - это система распределения депутат­ских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

При проведении выборов используются разные спосо­бы голосования и определения его результатов, которые получили название избирательные системы.

В мире наиболее распространены типы избира­тельных систем, выделяемые по способу распре­деления депутатских мандатов в представительном органе власти и по результатам выборов:

1) мажори­тарная;

2) пропорциональная;

3) смешанная.

1. Мажоритарная избирательная система яв­ляется упрощенной. Мажоритарная избирательная система (от франц. majorite — большинство), при которой избранным считает­ся кандидат, кандидаты или партия, за которых проголосо­вало большинство избирателей. В данном случае распределе­ние депутатских мандатов основывается на большинстве голосов, поданных за кандидата или поли­тическую партию. Таким образом, депутатские ман­даты получают лица, непосредственно за которых проголосовали избиратели.

Мажоритарные избирательные системы по спосо­бу определения большинства могут быть:

1) отно­сительными (распределение осуществляется по принципу «простого большинства»);

2) абсолютны­ми (в этом случае требуется наличие «абсолютного большинства» голосов: не менее 50 % + 1 голос);

3) квалифицированными (используется «квалифици­рованное большинство голосов», т. е. побеждает кандидат, политическая партия, получившие не ме­нее 3/4, 2/3, 4/5 голосов избирателей).

2. Пропорциональная избирательная система (исполь­зуется только при проведении выборов в коллегиальные органы по многомандатным округам), при которой каждый избиратель голосует не за отдельного кандидата, а за одну из партий (выдвинутый ею список кандидатов), в результа­те чего каждая партия получает для своих кандидатов количество мандатов (мест в выборном органе), прямо про­порциональное полученному ею числу голосов избирателей. Обычно партийные кандидаты получают мандаты в той очередности, в которой они были расположены в партийном списке.

Пропорциональная избирательная систе­ма - порядок распределения депутатских мандатов, при котором каждая политическая партия, блок по­лучают такое число мандатов, которое будет про­порциональным числу поданных за нее голосов.

При использовании пропорциональной избира­тельной системы, чтобы воспрепятствовать участию в вы­борах чрезмерного числа партий (многие из которых не имеют реальных шансов победить на выборах), может применять­ся так называемый заградительный барьер. Это установ­ленный законом минимальный процент голосов избирате­лей, который необходимо получить партии для участия в распределении мандатов. Такой барьер используется так­же в целях формирования парламента с минимальным чис­лом фракций.

Иногда выборы проводятся по смешанной системе, когда одна часть выборного органа избирается по мажоритарной избирательной системе, а другая — по пропорциональной.

В РФ используются обе вышеуказанные избира­тельные системы, поэтому РФ - государство со сме­шанной формой избирательной системы, т.е. поло­вина (225) депутатов высшего представительного органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 - по пропорциональной системе исхо­дя из числа голосов избирателей, поданных за тот или иной список кандидатов или политический блок.

При этом в РФ минимальное число голосов (на вы­борах в Государственную Думу Федерального Собра­ния РФ), при получении которого партия или блок допускаются к распределению мандатов, - 5 % от числа избирателей, принявших участие в выборах.

Под "избирательной системой" подразумевают также всю выборную систе­му в государстве, включающую в себя выборы разных орга­нов и должностных лиц на разных уровнях, а также сопут­ствующие этим выборам элементы (виды избирательных систем, порядок выдвижения кандидатов и др.).

Избирательная система РФ состоит из 5 подсистем:

Ø выборы Президента РФ;

Ø выборы депутатов Государственной Думы;

Ø выборы глав субъектов РФ;

Ø выборы депутатов законодательных органов субъек­тов РФ;

Ø выборы органов местного самоуправления.

Принципы избирательного права в субъективном смысле как принципы участия граждан Российской Федерации в выборах - это условия их признания и реализации. Ими являются всеобщность, равенство, добровольность, непосредственность, тайность голосования.

1. Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принад­лежности, отношения к религии, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ воз­раста, могут принимать участие в выборах (ст. 32 Конституции РФ).

Реализация принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представи­телей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.

Данный принцип предполагает предоставление активного избиратель­ного права всем совершеннолетним гражданам государства (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовле­творяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам).

1. Равное избирательное право предполагает:

♦ равное число голосов у каждого избирателя (один голос, граждане могут проголосовать только один раз на основании паспорта гражданина РФ по списку избирателей по месту их жи­тельства);

♦ единая норма представительства (каждый депутат представляет одинаковое число избирателей), в соответствии с которой образуются равные по коли­честву населения избирательные округа;

♦ равные основания участия граждан в выборах (ни один избиратель не может иметь привилегии или ограничения по отноше­нию к другим избирателям).

3. Добровольность участия в выборах - означает запрет оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

4. Прямое избирательное пра­во означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Оно отличается от непрямого избирательного права, которое может быть косвенным или многостепенным. Косвенное избирательное право заключается в вы­боре избирателями лишь членов коллегии (выборщиков), которые в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Многостепенное избирательное право состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

5. Голосование на выборах является тайным, т. е. голосование на выбо­рах всех уровней и во все органы власти осуществ­ляется только тайно - избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражаю­щего свое волеизъявление, исключается внешнее наблюдение за волеизъявлением избирателя и возможность давле­ния со стороны других лиц путем угроз или иначе.

Соблюдение этих принципов подкреплено правовыми гарантиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: