1. Народовластие как основа конституционного строя России
В любом действительно правовом государстве единственный источник власти это народ. Согласно ст. 3 Конституции России, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Российской Федерации власть легитимируется и контролируется народом, гражданами России.
Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства.
Если говорить о составляющих народовластия в РФ, то можно назвать такие ее элементы как:
1) коллективный субъект - граждане РФ;
2) объект - власть.
Народ осуществляет власть в следующих формах:
Прямая демократия | Косвенная демократия | |
Непосредственно | Через органы государственной власти | Через органы местного самоуправления |
Эта форма подразумевает прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни. Высшая форма непосредственного выражения власти народа референдум и свободные выборы. Они имеют юридически значимый результат (общеобязательность решения, управомочие депутатов на осуществление своих обязанностей). Возможны и другие формы, не имеющие столь значимых последствий (собрания, митинги, шествия, обращения, всенародные обсуждения законопроектов и др.). | Решение многих вопросов невозможно без участия специалистов в той или иной области, определенной "специализации" и оперативности, при осуществлении функций государства, поэтому обычно власть от имени народа осуществляют государственные органы. Это относится не только к законодательной ветви. Исполнительная и судебная власть также связаны волей народа, определяющей их деятельность. | Действие этой формы охватывает низовой уровень отношений власти. Управленческая деятельность здесь обладает определенной спецификой, а незначительный масштаб не позволяет эффективно применять мощь и силу огромного государственного аппарата (скажем, создавать министерства на уровне района). В то же время, эта область наиболее близко соприкасается с народом, поэтому выводить ее из сферы действия народовластия было бы неправильно. |
Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. В законах Российской Федерации можно встретить следующие виды непосредственной демократии:
|
1) референдум;
2) выборы; 3
) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;
4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума;
5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в Российской Федерации проводятся на основе:
1) добровольности;
2) всеобщего;
3) равного;
4) прямого
5) тайного голосования.
В зависимости от содержания институты прямой демократии могут быть:
|
1) способом принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);
2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.
Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через выборные представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Эти органы формируются из выбранных народом депутатов и составляют законодательную власть. Широкие полномочия парламентов разных уровней и более тесная, чем у других государственных органов связь с народом, позволяет считать представительную демократию одной из наиболее действенных форм осуществления народовластия.
Органы представительной демократии:
Ø высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации, парламенты субъектов Российской Федерации, городские думы и т. д.);
Ø единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются органы представительства народа различных степеней:
1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);
2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
|
3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
Формы косвенного народовластия;
1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;
2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;
3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;
4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.
Референдум - одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.
Референдум - всенародное голосование граждан по законопроектам, законам и другим вопросам государственного и местного значения.
В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:
1) конституционный;
2) обыкновенный.
В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:
1) превентивный (дозаконодательный);
2) утверждающий (после законодательный).
По порядку проведения могут быть референдумы:
1) обязательные;
2) факультативные.
Виды референдума в зависимости от территории:
1) всеобщий - всероссийский референдум (по особо важным вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);
2) региональный - референдум субъекта РФ (по вопросам ведения субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);
3) локальный - местный референдум (по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).
Принципы проведения референдума:
1) добровольность;
2) всеобщность;
3) равенство права всех граждан на участие в референдуме;
4) волеизъявление граждан должно быть прямым на референдуме;
5) тайное голосование на референдуме.
Вопросы, вынесенные на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Не допускается проведение референдума в случае введения военного или чрезвычайного положения на весь период такого положения.
Референдум проводится на всей соответствующей территории. В референдум принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ.
Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.
2. Избирательное право и избирательная система
Одним из видов непосредственной демократии являются выборы, которые в то же время являются конституционной гарантией народовластия. Реальное народовластие невозможно без демократической системы формирования представительных органов, поэтому особое место в Конституции и конституционном праве отводится избирательной системе.
Порядок выборов устанавливается конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Избирательное право можно рассматривают в двух аспектах – объективном и субъективном.
Избирательное право в объективном, широком смысле данного понятия это:
Ø система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, т.е. один из конституционно-правовых институтов;
Ø совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов органов власти (парламента и др.) или должностных лиц (президента, губернатора, мэра и др.);
Ø совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.
Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систем у:
1) федеральное законодательство о выборах и референдуме;
2) законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ;
3) уставы и нормативно-правовые акты муниципальных образований.
Избирательное право применяется в субъективном смысле — право конкретного лица участвовать в выборах.
Избирательное право в субъективном, узком смысле слова это:
Ø конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.
Ø гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления,
Избирательное право в субъективном смысле слова включает в себя:
1) пассивное избирательное право граждан РФ (право быть избранными в органы государственной и муниципальной власти);
2) активное избирательное право граждан РФ (право избирать в выборные органы власти).
Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений.
Не могут избирать граждане РФ:
1) признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);
2) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.
Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.
Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:
1) занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой, несовместимы с выборной должностью;
2) осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке; 3) признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.
Под избирательной системой в широком смысле понимается порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия граждан в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.
Избирательная система в узком смысле слова - это система распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.
При проведении выборов используются разные способы голосования и определения его результатов, которые получили название избирательные системы.
В мире наиболее распространены типы избирательных систем, выделяемые по способу распределения депутатских мандатов в представительном органе власти и по результатам выборов:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) смешанная.
1. Мажоритарная избирательная система является упрощенной. Мажоритарная избирательная система (от франц. majorite — большинство), при которой избранным считается кандидат, кандидаты или партия, за которых проголосовало большинство избирателей. В данном случае распределение депутатских мандатов основывается на большинстве голосов, поданных за кандидата или политическую партию. Таким образом, депутатские мандаты получают лица, непосредственно за которых проголосовали избиратели.
Мажоритарные избирательные системы по способу определения большинства могут быть:
1) относительными (распределение осуществляется по принципу «простого большинства»);
2) абсолютными (в этом случае требуется наличие «абсолютного большинства» голосов: не менее 50 % + 1 голос);
3) квалифицированными (используется «квалифицированное большинство голосов», т. е. побеждает кандидат, политическая партия, получившие не менее 3/4, 2/3, 4/5 голосов избирателей).
2. Пропорциональная избирательная система (используется только при проведении выборов в коллегиальные органы по многомандатным округам), при которой каждый избиратель голосует не за отдельного кандидата, а за одну из партий (выдвинутый ею список кандидатов), в результате чего каждая партия получает для своих кандидатов количество мандатов (мест в выборном органе), прямо пропорциональное полученному ею числу голосов избирателей. Обычно партийные кандидаты получают мандаты в той очередности, в которой они были расположены в партийном списке.
Пропорциональная избирательная система - порядок распределения депутатских мандатов, при котором каждая политическая партия, блок получают такое число мандатов, которое будет пропорциональным числу поданных за нее голосов.
При использовании пропорциональной избирательной системы, чтобы воспрепятствовать участию в выборах чрезмерного числа партий (многие из которых не имеют реальных шансов победить на выборах), может применяться так называемый заградительный барьер. Это установленный законом минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии для участия в распределении мандатов. Такой барьер используется также в целях формирования парламента с минимальным числом фракций.
Иногда выборы проводятся по смешанной системе, когда одна часть выборного органа избирается по мажоритарной избирательной системе, а другая — по пропорциональной.
В РФ используются обе вышеуказанные избирательные системы, поэтому РФ - государство со смешанной формой избирательной системы, т.е. половина (225) депутатов высшего представительного органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 - по пропорциональной системе исходя из числа голосов избирателей, поданных за тот или иной список кандидатов или политический блок.
При этом в РФ минимальное число голосов (на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ), при получении которого партия или блок допускаются к распределению мандатов, - 5 % от числа избирателей, принявших участие в выборах.
Под "избирательной системой" подразумевают также всю выборную систему в государстве, включающую в себя выборы разных органов и должностных лиц на разных уровнях, а также сопутствующие этим выборам элементы (виды избирательных систем, порядок выдвижения кандидатов и др.).
Избирательная система РФ состоит из 5 подсистем:
Ø выборы Президента РФ;
Ø выборы депутатов Государственной Думы;
Ø выборы глав субъектов РФ;
Ø выборы депутатов законодательных органов субъектов РФ;
Ø выборы органов местного самоуправления.
Принципы избирательного права в субъективном смысле как принципы участия граждан Российской Федерации в выборах - это условия их признания и реализации. Ими являются всеобщность, равенство, добровольность, непосредственность, тайность голосования.
1. Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, отношения к религии, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах (ст. 32 Конституции РФ).
Реализация принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представителей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.
Данный принцип предполагает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам государства (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам).
1. Равное избирательное право предполагает:
♦ равное число голосов у каждого избирателя (один голос, граждане могут проголосовать только один раз на основании паспорта гражданина РФ по списку избирателей по месту их жительства);
♦ единая норма представительства (каждый депутат представляет одинаковое число избирателей), в соответствии с которой образуются равные по количеству населения избирательные округа;
♦ равные основания участия граждан в выборах (ни один избиратель не может иметь привилегии или ограничения по отношению к другим избирателям).
3. Добровольность участия в выборах - означает запрет оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.
4. Прямое избирательное право означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Оно отличается от непрямого избирательного права, которое может быть косвенным или многостепенным. Косвенное избирательное право заключается в выборе избирателями лишь членов коллегии (выборщиков), которые в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Многостепенное избирательное право состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.
5. Голосование на выборах является тайным, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно - избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление, исключается внешнее наблюдение за волеизъявлением избирателя и возможность давления со стороны других лиц путем угроз или иначе.
Соблюдение этих принципов подкреплено правовыми гарантиями.