Опыт организации труда на примере японии




В настоящее время наиболее передовой опыт в области организации труда накоплен в разных фирмах промышленно развитых стран. В организации труда особое внимание уделяется производительности труда непременно соотносимой с качеством выпускаемой продукции.

Детально разработаны системы управления и обеспечения качества продукции и повышения производительности труда, в частности, на японских предприятиях фирмы «Тойота».

В конце 50-х годов в Японии повсеместно в промышленность проник всесторонний внутрифирменный контроль качества, предусматривающий проведение контроля со стороны всех работников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством.

С этого момента начало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем система обучения превратилась, по существу, в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отношения к потребителю и качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества продукции и повышения производительности труда, в полной мере японскими специалистами учитывались и учитываются: специфика продукции традиции фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовые взаимоотношения...

Обобщая опыт фирмы «Тойота» по управлению качеством продукции и повышения производительности труда к основным его особенностям на настоящий период времени можно отнести следующие:

1. Многолетнее, последовательное и целеустремлённое решение проблем качества и производительности труда на основе всего передового, современного, что накапливала теория и создаёт практика в этой области.

Воспитание уважительного отношения к потребителю, его пожеланиям и требованиям.

Участие всех подразделений и работников фирмы в обеспечении и управлении качеством продукции и повышения производительности труда.

Широкими исследованиями установлено, что лишь 15-20 % проблем, связанных с качеством и производительностью труда, возникает по вине непосредственных исполнителей и рабочих, а 80-85% - это следствие несовершенства системы организации труда, ответственность за функционирование которой несёт её высшее руководство.

4. Непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения высокой производительностью труда и управления качеством продукции, что даёт высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирмы.

5. Эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. В настоящее время в Японии действует один миллион кружков качества, в которых участвуют около 10 миллионов человек.

Использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством продукции и производительностью труда.

Широкое использование при обеспечении и управлении качеством продукции передовых методов измерения производительности труда и контроля качества, включая статистические методы, при приоритетном контроле качества производственных процессов.

Разработка и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению.

Наличие в сфере производства высококачественных средств труда (с возрастным составом до 5-7 лет).

10. Наличие исключительно развитой системы пропаганды создания высококачественной продукции и поощрения добросовестного труда.

11. Сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения производительности труда и обеспечения качества продукции.

Элементы организации труда на предприятиях фирмы «Тойота» используют систему «Just In Time» (точно в срок), что позволяет минимизировать затраты на производство, улучшить организацию труда и, следовательно, повысить качество продукции и повысить производительность труда. Ответственность за соответствие продукции стандартам возложена на самих рабочих. Еще одно преимущество такой системы организации труда, это то, что не производится входной контроль качества сырья, комплектующих и деталей, что играет немаловажную роль в минимизации затрат на производство.

В заключении можно выделить еще одну черту японской системы -цветовое оформление рабочего места (офиса, производственного помещения). Цвет играет важную роль в создании благоприятных условий труда, он может выступать и как фактор психологического климата, и как средство производственной информации.

Установлено, что физиологическое воздействие цвета на организм зависит от длины его волны. Длинноволновые и коротковолновые цвета оказывают неблагоприятное воздействие на человека и вызывают зрительное утомление. Средневолновые цвета благоприятно влияют на нервную систему и способствуют снижению утомляемости.

Поэтому красный цвет действует возбуждающе, зеленый или голубой - успокаивающе, фиолетовый или черный действуют угнетающе на нервную систему, вызывают подавленное настроение, желтый и оранжевый - придают бодрость, стимулируют активную деятельность.

Все цвета измеряются тремя основными характеристиками: цветовым тоном, насыщенностью и яркостью. Цветовой тон и насыщенность являются качественными параметрами цвета, а яркость - его количественным показателем.

Наличие резких цветовых и яркостных контрастов на рабочем месте снижает производительность труда. Цвет непрерывно связан со светом, поэтому окраска помещений и оборудования должна способствовать улучшению освещенности на рабочих местах. Для этого следует учитывать коэффициенты отражения света для различных цветов.

Общее цветовое оформление интерьера и оборудования на рабочих местах должно быть достаточно разнообразным в пределах определенной цветовой гаммы, что благоприятно воздействует на психику работников и способствует поддержанию устойчиво высокой работоспособности в течение рабочего дня.

Цветовое оформление производственного помещения выполняется на основе общего архитектурно-композиционного решения с учетом физиологического воздействия цвета, особенностей выполняемых работ и географического расположения предприятия.

Окраска интерьера в значительной степени зависит от характера труда. При выполнении работ, связанных с большими физическими или нервными нагрузками, а также в цехах с высоким температурным режимом рекомендуется окрашивать стены производственных помещений в светлые тона голубых, серо-голубых, зеленых и других холодных, спокойных цветов с невысокой насыщенностью. Помещения для работы с незначительными напряжениями или для монотонного труда целесообразно окрашивать в более яркие, бодрящие цвета, каковыми являются желтый, желто-зеленый, оранжевый.

С помощью цветовой коррекции можно исправлять некоторые дефекты интерьера. Например, длинное, узкое помещение можно сделать более "широким", если замыкающую стену окрасить в теплые цвета, а боковые стены сделать бледными, холодными.

Цветовое оформление интерьера производственных помещений должно выполняться с учетом окраски оборудования.

Эстетическая функция цвета в производстве дополняется его информационной нагрузкой, используемой при маркировке коммуникаций, организации производственной информации и безопасности труда. Государственным стандартом закреплены следующие значения цветов: красный - запрещение, опасность или средство пожаротушения; желтый -предупреждение, осторожность; зеленый - безопасность; синий - указания, информация.

Окраска оборудования и оснащения должна быть физиологически оптимальной и способствовать снижению зрительного утомления. Для окраски корпусов оборудования рекомендуются светлые, неяркие цвета (салатный, зелено-голубой), органы управления должны окрашиваться в яркие тона желтого или оранжевого цвета, а основания, опоры - в темные цвета.

Сочетание окраски различных поверхностей на рабочем месте должно образовывать цветовую гамму и обеспечивать мягкий цветовой контраст. Например, если для окраски оборудования на рабочем месте в качестве основного использован салатный или зеленый цвет, то для окраски инвентаря и оснащения целесообразно использовать дополнительный к нему желтый, бежевый, кремовый цвета.

Заключение

Сущность организации труда можно определить, как систему рационального взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом, основанную на определенном порядке построения и последовательности осуществления трудового процесса, направленную на получение высоких конечных социально-экономических результатов.

Существует целый ряд задач: технико-технологические, экономические, социальные, психофизиологические, которые решаются, исходя из определения организации труда. Также в решении задач, стоящих перед организацией труда, большую роль играет эргономика. Она вырабатывает рекомендаций по совершенствованию организационных и психофизиологических условий труда при проектировании новой техники, приспосабливая ее к человеку.

Рабочее место также играет ведущую роль в организации труда, в экономике предприятия и его структурных подразделений. Эта роль обусловлена функциями рабочего места. Исходя из подходов к рассмотрению сущности рабочего места, можно сделать вывод, что рабочее место — это первичное звено производственного процесса и структуры предприятия (организации), элементарная часть производственной площади (территории, пространства), на которой расположены все элементы процесса производства и на которой субъект труда (работник или группа работников) в соответствии с определенным целевым назначением, технологией и в определенных условиях осуществляет организованную трудовую деятельность.

Проанализировав опыт организации труда в Японии, выделим ряд преимуществ этой системы: использование системы «Just In Time» (точно вовремя), что позволяет минимизировать затраты на производство, улучшить организацию труда и повысить качество продукции и производительность труда; не производится входной контроль качества сырья, комплектующих и деталей, что играет немаловажную роль в минимизации затрат на производство; цветовое оформление рабочего места (офиса, производственного помещения). Цвет играет важную роль в создании благоприятных условий труда, он может выступать и как фактор психологического климата, и как средство производственной информации.

Список литературы

Экономика предприятия: учебное пособие. Часть 1 / под ред. Проф. Ю.И. Трещевского. – Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2006. – 202 с.

Экономика предприятия/ В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В.Я. Хрипача. – 2-е изд. стереотипное. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.

Экономика предприятия. Под ред. Н.А. Сафронова- М.: Юристъ, 2002 г.

Организация производственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под ред. Л.П. Пидоймо. - Воронеж: Изд-во Воронежского госуниверситета, - 2000. - 288с.

Адамчук В.Г. Организация рабочего места. - М.: Изд-во «Бук», - 2000.- 224с.

Бычин Б.В. Организация и нормирование труда. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003.-464

Кривоносов А.Г. Опыт организации труда. - СП.: Изд-во «ЭКО», - 2000. - 247с.

Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на предприятии. - Мн.: Новое издание, 2001.- 304с.

Пономарёва Е.П. Организация труда. - СП.: Изд-во «Классик», -2000.- 180с.

Рофе А.И. Организация и нормирование труда. - М.: Изд-во «МИК», 2001.-368 с.

Тотьмяница Ю.В. Организация труда. Зарубежный опыт. - М.: Изд-во «МИК»,-2002.-267с.

Чумиков Т.А. Что такое организация труда. - Мн.: Изд-во «Графа», - 2001.-364с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: