На письменный экзамен по русскому языку и литературе выделяется 3 академических часа (135 минут).
Ф.И.О. экзаменующегося__________________________
Дата проведения экзамена_________________________
Количество набранных баллов _____________________
Экзаменационная оценка__________________________
Подпись экзаменатора_____________________________
Подпись ассистента________________________________
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. (1 балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова (напротив неверного варианта) и поставьте правильно ударение.
Агент;
библиотЕка;
Эксперт;
гастрономИя.
2. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы ы – и после ц в словах:
Панц…рь;
Ц…анистый;
Ц…вилизация;
Ц…пка;
ц…фра.
3. (1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:
участвует в соревновани…;
написать о гени…;
на бильярдном ки…;
на лезви… бритвы;
отметка по астрономи…;
заботиться о матер…;
4. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы.
Пр…интересный репортаж, пр…домовая территория, пр…брежный бульвар, пр…делать полочку, пр…открыть окно, пр…бывание в резиденции.
5. (1 балл). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие – с двумя нн. Запишите их в две колонки:
Песча…ый, багря…ый, сви…ой, ветре…ый, масля…ая лампа, масле…ые руки.
с н | с нн |
6. (1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно (напротив неверного варианта).
пара валенков
двое англичан
ящик мандарин
пять вишень
7. (1 балл). Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания (напротив неверного варианта).
– добрая леди,
– справедливый рефери,
– старый пианино,
– разнообразная хобби.
8. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложение, в котором есть слово с пропущенной буквой Ь
– Все равно же полагает…ся его вызвать.
– Это должно удат…ся.
– Между тем как порядочные издания вообще окупают…ся и дают процент.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А(Я).
– колыш…тся, пожарные бор...тся с огнём;
– мягко стел…т, знач...щий;
– дым…щийся, кле...щий.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
10. (1 балл). Выпишите предложения, в которых вместо пропуска должна стоять буква Е.
– Ты приближа…шься к крепости.
– Ты смотр...шь мультфильмы.
– Какое слово произнесешь, такое и в ответ услыш…шь.
– Дитя не плач…т, мать не разумеет.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. (1 балл). Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
– Среди известных, но малознакомых птиц вальдшнеп занимает едва ли (не) первое место.
– И (не) мудрено - лесной кулик ведёт скрытую от постороннего взгляда жизнь отшельника.
– (Не) много знаем мы о его сумеречной и таинственной жизни в лесных дебрях.
– (Не) другов у лесных пернатых много, и самая главная их задача - выжить в (не) лёгкой борьбе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и. Отметьте это предложение знаком «+».
– Светит веселое солнце и природа пробуждается ото сна.
– После восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь.
– Радостно летают птицы и наполняют воздух своим гомоном.
13. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.
Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
- Мы издали увидели речку блестящую на солнце.
- Она усталая не могла идти дальше.
- Тронутый преданностью старого кучера Дубровский замолчал и предался своим размышлениям.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
14. (1 балл). Среди приведенных ниже найдите предложение с грамматической ошибкой. Выпишите его и исправьте.
- Чтобы сделать свою мысль выразительнее, автор использует разные синтаксические и лексические средства, эмоциональные окраски.
-Своим рассказом автор хотел показать нам, как всего один случай изменил судьбу человека.
- В. Амлинский с теплотой вспоминает о своем послевоенном детстве, о людях, оставивших след в его жизни.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных ниже грамматически правильное продолжение предложения и поставьте около него знак «+».
Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,
- учитывается авторская позиция.
- внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.
-часто проблема формулируется неточно, неправильно.
- комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.
16. (1 балл). Прочитайте все четыре предложения и определите, в каком предложении вместо слова БЛАГОПРИЯТНЫЙ нужно употребить слово БЛАГОВИДНЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово БЛАГОПРИЯТНЫЙ на слово БЛАГОВИДНЫЙ.
- Благоприятные обстоятельства повлияли на решение моего вопроса.
- Завтра будет благоприятный день для сдачи экзамена.
- Он отказал мне под благоприятным предлогом.
- Она оказала на него благоприятное впечатление.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
17. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Прочитайте и определите, где нужно поставить одну запятую, вставьте ее и отметьте это предложение знаком «+».
-Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. (Ю. Шелудяков).
- Матвей Савич перекрестился парень дернул за вожжи и повозка тронувшись с места покатила со двора. (А. Чехов).
- Шелестят зеленые сережки и горят серебряные росы. (С. Есенин).
18. (1 балл). Укажите (отметив знаком «+») правильное объяснение постановки/отсутствия запятой перед И в предложении:
Оглянитесь вокруг, И увидите столько нового и интересного.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не ставится, так у частей предложения общий второстепенный член.
- Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными, перед союзом И запятая не ставится.