Античная наука, её общие черты.




Преднаука древнего мира

Античная наука, её общие черты.

Философия Аристотеля

Список использованной литературы


Преднаука древнего мира

 

История науки совпадает с границами человеческого познания (англ.историк Дж. Бернал). Не выделяет науку из всего массива чел. познания, ей занимались пещерн. люди.

Наука началась в середине XIX в. (немецк.ученый Теодор Гомперц), т.к. стала полноценным социальным институтом. -На рубеже XIX - XX в.в. (фр.Поль Дюэм), когда начали писать диссертации. -Наука родилась с появлением первых университетов (XII в.)

Наука возникла в XVII в. Это детище европейской культуры и связано со становлением капитализма (Вяч. Сем. Степин). А преднаука - это познание, к. началось с Античной Греции с VI в. до н.э. Рождение философии и преднауки совпадают. Эта точка зрения считается нормативной. Наука - особое познание, стимулированное философией.

Восточная преднаука - уровень познания в Египте, Вавилоне, Китае, Индии с VI в. до н.э. 1.Синкретичность, т.е. наука вписана в практическое и мировоззренческое познание. Познание ради практического интереса. 2. Знания носят рецептурный характер, и правила не порождают теорий. 3. Состояние веры доминирует над культурой сомнения. Подавляющая роль религии. 4. Преднаука имеет характер священного познания, имеющего печать тайны.

Античная преднаука - социокультурные особенности Древней Греции. 1. Становление полисной (полис-город-государство) цивилизации. Структура полиса определила открытие греками демократии. 2. Пиратский разбой потребовал гибких и интегративных знаний. Пират стал единицей культуры (Гомер «Одиссея»). 3. Открытие демократического управления: публичное собрание - основа полисного устройства. 4. Творческое усвоение уроков чужеземных культур. (У финикийцев взяли алфавит). 5. Мощные импульсы искусства: скульптура, поэзия, драма. Основные понятия меры, космоса. 6. Идейное влияние тайных религий.

Античная наука, её общие черты.

 

Социокультурные особенности Др. Греции

1. Становление полисной цивилизации (появление городов, государств)

2. Пиратский разбой потребовал гибких и интегративных знаний

. Открытие демократического управления (появление народного собрания)

. Творческое освоение уроков чужеземных культур

. Мощные импульсы искусства (они повлияли на философию, а следовательно на науку)

. Идейное влияние тайных религий

Направления работы античных философов

1. Критика традиций (сомнение философы поставили на I место, веру не отбросили, но она не является доминирующей)

2. Идеал объективного знания (они начали преобразовывать богов во что-то другое: одни создавали объекты абстракций: Платон - эйдосы, Аристотель - формы; другие заменяли богов естественными стихиями: Фалес- «Всё последствие богов, но бог из воды», Эпикур - «Да боги существуют, но они существуют между мирами, в мирах господствуют атомы»)

. Становление теоретической рациональности (разум важнее чувств, эпистема (единица рациональности) > докса (единица чувственного знания)). Они аргументировали: «Есть, что мы видим, есть скрытый мир, населённый богами, богов заменяют на элементы». Рационализм, обоснованный философами, проложил дорогу для формирования элементов теоретической науки. В рамках рационализма признавался познавательный оптимизм, т.е. скрытая сущность доступная разуму.

. Знания ради знания (проведение границы между наукой и практическим познанием: познание самоценно и оно м.б. теоретическим).

. Теория как умозрение. Теория = ум + зрение. (Др. греки не считали зрение чувством, т.к. они считали это особое качество, основанное на быстром сигнале).

. Феномен натурфилософских догадок. (Если научная гипотеза проверяется фактами, то натурфилософская догадка такой проверки не имеет. Эксперимент относился к искусству или к технике, которая обманывает природу, но не познаёт её).

. Открытие теоретического доказательства.

Пифагорейско-платоновская программа

Пифагор (VI-V вв. до н.э.) греческий мыслитель. Основал школу где сплелись религия, философия, наука и политика, где обучение было устным и скрытым от посторонних (тайный образ жизни). Основные идеи:

1. Архе есть Числа. Числа суть первоначала всего, здесь под числом подразумевался не продукт человеческого ума, а сущностная реальность, скрытая в Космосе и определяющая поведение всех вещей. (Доказали единство математики и музыки октава - 1:2, квинта - 2:3, кварта - 3:4; числовые пропорции были открыты также в движениях Земли, Луны и Солнца: годы, сезоны, месяцы, дни и др.)

2. Диалектика божественных чисел. Пифагорейцы полагали, что сами числа зависят от двух элементов: неопределенно-бесконечного и определенно-конечного. Числа обозначали точками. Выделяли чётные (несовершенные) и нечётные (совершенные).

. Душа противоположна телу. Освобождение души от тела возможно через очищение и здесь пифагорейцы предложили новый способ очищения - занятия математической наукой.

Вывод:

Пифагорейская школа - первый исток европейской математики

Пифагорейцы весьма существенно повлияли на Платона

Проблемы, которые не решили Пифагорейцы

Не нашли перехода от точек к объёмным трёхмерным телам

Открытие иррациональности.

Философия Платона. Если Сократ имел незнатное происхождение, то его ученик - Платон (427-327 до н.э.) был представителем афинской аристократии: создав свою школу - «Академию», он стал вершиной всей античной и мировой философии.

Идеи философии, касающиеся математики - первоначалом всего являются Эйдосы (с греч. - идея, форма, вид) - это не мысли людей, а идеальные образования

Основные признаки эйдоса:

Они существуют за пределами космоса

Не материальны, обладают универсальной сущностью (т.е. что-то вообще)

В своем существовании они самостоятельны и представляют собой вечные, всеобщие мысли и совершенные образцы: «благо в себе», «прекрасное само по себе» и т.п.

Эйдосы организованы в иерархическое единство, на вершине которого расположено «Благо-Единое», ниже -другие идеи (бытие, покой и т.п.)

Теория познания Платона

Человек сочетает в себе вечную душу и бренное, конечное, смертное тело (тело связано с материей и космосом, душа имеет своей родиной - Гиперуранию)

Душа разумна и в своей памяти содержит образы эйдосов

Когда разумная душа попадает в тело, то теряет память, но в глубинной памяти у неё есть всё. Платон: «Познание это рациональное припоминание разумной душой эйдосов». Когда чувства видят предметы «космоса» это не познание (это тени теней из легенды о пещеры). Когда разумная душа начинает работать в математическом ключе, она начинает доставать из памяти образы геометрических тел и только после этого философский разум начинает припоминать эйдосы.

Влияние Платона на греческую математику

Математику разделили на 2 формы: практическую (вычислительна) и теоретическую (на базе Платоной школы).

Платон предложил создать математику теоретического типа. Эта математика д.б. дать картину мировых геометрических фигур.

Методом д.б. чисто рациональные операции, логические определения и логические доказательства.

На все вспомогательные устройства (циркуль, линейка) Платон накладывает протест. К III в. до н.э.

Евклид реализовал программу Платона:

o Аксиома = Эйдосу

o Логические постулаты = мировые многогранники

o Теорема = космос

Аксиоматическая геометрия это первые исторический вариант научной теории.

Влияние Платона на астрономию

Платон «Кроме наблюдательной астрономии д.б. теоритическая». Её идеи:

Главной моделью д.б. фигура круга.

Модель д.б. центрирована и в центре космоса - Земля

Петлеобразное движение планет нужно свести к кругам (Евдокс, Гиппарх 2, 3 в. до н.э. предложили рассматривать петлю движения планет как сочетание двух кругов)

На периферии этой астрономии Пифагорейцы оставили догадку, что центром космоса м.б. солнце.

Вывод: философия Платона стала идейной основой математических наук: геометрии и астрономии.

 


Философия Аристотеля

философия античный познание платон

Аргументы Аристотеля против своего учителя Платона

1. Аристотелю не нравилось: разделение мира Эйдосов и космоса. «Если вещей и существ бесконечно много, то и идей д.б. столько же» (у Платона число эйдосов конечно).

2. Бытие Эйдосов нельзя доказать ни эмпирическими фактами, ни логикой. (Платон Эйдосы вводит как постулаты)

. Эйдосы не м.б. причинами вещей, ибо они не меняются, а вещи меняются.

. Связь Эйдосов и вещей не ясна. С одной стороны - Эйдосы образцы вещей, с другой стороны - вещи лишь причастны Эйдосам. Связь Эйдосов и вещей логически противоречива.

Антологическая концепция Аристотеля

Сущность - первоначало субстанции, Эйросы - сущности

Признаки сущности:

1. существование в первую очередь

2. Сущность обладает полноценным бытием

Виды сущности:

1. Одиночные вещи, как единство формы и материи

2. Формы, как аспекты вещей

Формы играют следующие роли:

1. Источник порядка

2. Это то, что придаётся материи, как некоторая половинка

3. Форма - это несамостоятельное бытие (она сама существовать не может)

Причины движения:

1. Форма - замысел, проект

2. Материя - бесформенное и неопределённое субстратное начало. В материи содержатся все противоположности, но потенциально и неструктурно

. Действующее начало (ДН) - субъективная активность

. Цель движения (если есть цель, то это теология)

 

 

Природа существует объективно, независимо от существования человека, так как она существовала и до возникновения человека, но она может быть познаваема человеком. Воспользуемся лишь некоторыми положениями из трудов Аристотеля по логике познания и доказательств. Всесторонне анализируя истоки науки, Аристотель в главе I «Метафизики» знание (науку) сравнивает с искусством, давая четкое отличие научных знаний, связанных с интеллектуальной работой мозга, от умения, полученного опытом. «Имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», т.е. знают причину». Давая высокую оценку опыту, ремеслу и людям, владеющим ремеслом, Аристотель подчеркивает, что ученые мудры потому, что ««...они обладают отвлеченным знанием и знают причины». Он заключает, что мудрость есть умозрительная (theoretikai) наука об определенных причинах и началах и «...научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи».

Понимая важность и сложность ведения доказательств в науке, занимающейся изучением начал природы, и осознавая ее основополагающую роль для дальнейших знаний и развития общества, Аристотель проводит важную работу по упорядочению терминологии и недвусмысленному толкованию, как явлений природы, так и результатов научных исследований. Детальное изложение диалектического исследования дается Аристотелем в его философском труде по диалектике - «Топика». В трактате «Категории» он дает определение 10 основных категорий, которыми придется оперировать в дальнейшем. Например, трактуя категорию «сущность», он говорит, что она способна принимать противоположности. Но в одно и то же время не могут быть две противоположности, т. е. белое не может быть черным, плохое - хорошим, равно как истинная речь не может быть ложной. Время (как и числа) имеет порядок, в том смысле, что одна часть времени существует раньше, а другая - позже. Рассматривая виды движения, понятие предшествующего и последующего, он подчеркивает, что «нет обратного следования бытия».

Аристотель предлагает совершенно новую систему доказательств, изложенную в его книгах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». В этих книгах он излагает разработанную им теорию силлогизмов. Он впервые открыл существование схем рассуждения, схем умозаключения и тем самым положил начало науке, названной позже формальной логикой. Аристотель подробно рассматривает, как надо строить силлогизмы, как вести доказательства и выявлять суть вещи посредством силлогизма. Он показывает, что из истинных посылок не получается ложного силлогизма, а из ложных посылок получается ложное заключение.

Аристотель вводит понятие субстанции (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) и убедительно показывает, что в основе мироздания, являющегося предметом научного познания, лежит материя. Материю он определяет как первичный субстрат каждой вещи, из которого она состоит. В основе природы лежит материя, имеющая в себе самой начало движения и изменения. Эта материя неисчезающая и невозникающая, так как, если бы она возникала, пишет он, в ее основе должно было бы лежать нечто первичное, откуда бы она возникала. Но ведь материя и называется первичным субстратом. А, если материя уничтожается, то именно к этому субстрату она должна будет прийти, в конце концов. Говоря о том, что материя не исчезающая и не возникающая, мы должны согласиться с той истиной, что во Вселенной существует лишь взаимный переход материи из одного состояния в другое, и должны признать бесконечность существования материи как в пространстве, так и во времени. Это сразу говорит о невозможности существования множества Вселенных (в одном и том же бесконечном пространстве), а разумно признать понятие одной Вселенной, не имеющей ни начала, ни конца в пространстве.

Сомнений в этой истине не было вплоть до начала ХХ века, пока не появились новые течения в физике.

Теория познания Аристотеля, его произведение «О Душе»

Эволюция эпистемологии (тройственность природы души, как и у Платона)

 

Разумная душа
Животная душа
Растительная душа

 

В отличие от Платона, Аристотель «Разум - это основная част познания души»

Как душа познаёт?

1. Эмпирический опыт фиксирует вещь как единство формы и материи

2. Теоретическое исследование, оно отделяет Ф от М, чтобы отделить надо заняться абстрагированием, выделить форму и зафиксировать в логическом определении.

Всякая наука должна начинаться с эмпирического опыта.

Аристотель наметил основы диалектической теории познания, где речь идёт о единстве эмпирии и теории.

Разработка Аристотелем логики

Логика, как органон (орудие, метод) теоретической мысли.

Ароистотель одним из первых проанализировал опыт логических рассуждений философ и учёных. Этот опыт он осмыслил и представил в виде особой теории Теории силлологизма (способ логического рассуждения).

 

 

К этой теории Аристотель подключил антологию.

Силлологизм: 2 посылки и вывод

(пример: 1 посылка - существуют живые существа (всеобщее); 2 посылка - человек занимается политикой (особенное); вывод (единое) - если сочетание живого существа и политики, то это человек)

Разработка натурфилософской программы развития науки

1. Учёный в своём исследовании обязан использовать философские принципы. Аристотель предложил свои (единство Ф и М и др.)

2. Основанием исследования д.б. работа с явлением, которое фиксируется органами чувств (это прокламация описательной стадии). Но на это стадии останавливаться нельзя надо идти к стыку Ф + Ф

. Многообразие зафиксированных фактов требует классификации

. Теоретик должен в квалификационных схемах проследить единство и выявить общий закон.

Реализация программы Аристотеля

В физике Аристотель выдвинул ряд философских постулатов

Природа боится пустоты

Каждый процесс движения требует определённого двигателя

Эмпирическое содержание физики обладает крайней разнородностью и включает факты и физические и не физические

Физическое пространство не однородно и состоит из мест разного типа (абс. верх, абс. низ, абс. центр, периферия) С т.з. биологии выделение физического пространства законно: у каждого животного своя биологическая ниша.

Космология

Аристотель усовершенствовал схему, предложенную некоторыми астрономами. И предложил свою, которая использовалась вплоть до средних веков.

В космосе есть абсолютный центр - неподвижная Земля и 27 сфер (гомоцентричных)

Неподвижная сфера звёзд

По 3 сферы на Луну и Солнце, по 4 на каждой планете и сфера звёзд

Философией Аристотеля заканчивается классический период развития античной философии и наступает эллинистический этап. Одной из его социальных предпосылок стали завоевательные походы Александра Македонского, которые разбили узкие миры городов - полисов. Демократия уступала место монархиям, вместо идеала гражданина государства пришел космополитизм (весь мир - родина). Крах традиционных ценностей выдвинул в философии на первое место «этику», как часть антропологии, ей были подчинены «физика» (онтология) и «логика* (гносеология).


Список использованной литературы

 

1. Аристотель. Сочинения. Т.4. М., «Наука», 2003. - 671 с.

. Бабушкин А. Б. Современные концепции естествознания. - СПб.: Издательство «Лань», 2007. - 400 с.

. Дубнищева Т.Я. - Концепции современного естествознания. -М.: ИКЦ «Маркетинг», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2007. - 832 с.

. Орлов С.В. История философии. СПб., «Питер», 2006. - 192 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: