Мищенко Н.М.
Для урока «Религия и культура» с целью закрепления главной идеи об огромном влиянии религии на все стороны нашей жизни проводится игра «Лото» или «Лотерея». Её можно осуществить в начале урока в качестве мотивации и введения в тему, а можно предложить как домашнее задание на следующий урок. Если выбранные вопросы и ответы займут много времени, игру можно провести на классном часе или на внеклассном занятии. Вопросы данной игры требуют предварительной поисковой работы (т.е. даются на дом).
Суть игры. Печатаются два вида карточек. Одной группе учащихся даются вопросы, второй – ответы. Это карточки, которые являются аргументами, доказательствами тезиса о взаимовлиянии культуры и религии. Первые карточки с вопросами - для детей, которые любят отвечать на вопросы, заниматься творческой работой, увлечены православной культурой. Вторые карточки с ответами – для детей более пассивных, которым необходимо развитие речи, умение слушать и учиться дополнять, т.е. вычленять из общего частное, давать оценку выступлению товарищей.
Ученики, имеющие карточки с вопросами, самостоятельно ищут ответы и отвечают на них на уроке устно. Последовательность выступлений обозначена нумерацией вопросов.
Вторая группа учеников заранее знакомится с содержанием ответов и готовит пересказ данных текстов (ответов). Это делается для страховки (если ученики первой группы не смогли ответить на вопрос) и для дополнения существенных сведений, которые могут пропустить первые.
Ученики второй группы внимательно следят за ответом товарища и, в случае неполного ответа, дополняют, а также дают оценку ответу ученика из первой группы.
|
Это первая часть – викторина.
Вторая часть – непосредственно игра, она связана с формулировкой темы урока, которую мы должны сложить из букв в результате работы над вопросами и ответами. Это интрига, которая способствует развитию интереса к изучаемому материалу, особенно когда тема звучит сухо и неинтересно.
Полные ответы (вторая группа) на отдельных карточках имеют на обратной стороне буквы, из которых складывается тема. Это и определяет последовательность выступлений детей (по нумерации вопросов).
Если вопросы и ответы воспроизвести в указанной последовательности и листки с буквами по мере ответов прикреплять на доску, то из этих букв сложится тема урока.
Если работу проводим в начале урока, то из букв складывается тема текущего урока КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ – ОСНОВА ЖИЗНИ.
Если это задание будем давать как домашнее, то из букв сложится тема следующего урока СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ – СЛОВО БОЖИЕ.
На наш взгляд более эффективен первый вариант: от частных случаев – реалий нашей культуры мы приближаемся к пониманию главной идеи урока – о тесной неразрывной связи культуры и религии.
Буквы можно изготовить и на отдельных карточках: на одной стороне - буквы, а на другой - нумерация - последовательность выступления.
Второй вариант с буквами надёжнее – это своеобразная страховка от того, что дети могут забыть свой лист дома, и идея коллективного озвучивания темы урока рухнет.
К |
|
u eG1sTI9BT4NAEIXvJv6HzZh4swuCWJGlIRpjoibGthdvUxiByM4SdtvSf+940uPL+/Lmm2I120Ed aPK9YwPxIgJFXLum59bAdvN0tQTlA3KDg2MycCIPq/L8rMC8cUf+oMM6tEpG2OdooAthzLX2dUcW /cKNxNJ9uclikDi1upnwKON20NdRlGmLPcuFDkd66Kj+Xu+tgZf0Ex+T8EqnwPN7VT0vx9S/GXN5 MVf3oALN4Q+GX31Rh1Kcdm7PjVeDgSSOU0EN3GSgpE9vM8k7Ae+SGHRZ6P8flD8AAAD//wMAUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVz XS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMv LnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAvFH/HZsCAAC6BQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uy b0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAcXwXv94AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAD1BAAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAAAGAAAAAA== " strokecolor="white" strokeweight=".5pt">
1сторона |
№1 |
2 сторона |
На доске в результате ответов на вопросы должна появиться из карточек с буквами следующая картина:
К | У | Л | Ь | Т | У | Р | А | И | Р | Е | Л | И | Г | И | Я | - | |||
О | С | Н | О | В | А | Ж | И | З | Н | И | . |
Ответы школьников сопровождаются видео рядом, который имеется в презентации. Это делается с целью не давать возможности отвлекаться на механическое действие, немного сохраняет интригу темы, так как мы переключаем внимание на зрительные образы, но не даём возможности отвлекаться от материала темы урока.
Кто из ребят оформляет букву на своё место на доске, они решают сами. Условием является наиболее полный и правильный ответ, желание их уступить друг другу в знак благодарности, например, за оценку ответа.
Например, ребята второй группы имеют право прикрепить букву в тему урока в том случае, если ответ товарища был неполным или неправильным. Если ответ был полным, то карточка передаётся отвечающему, и к доске с соответствующей буквой идёт ученик из первой группы. Но ученик первой группы может уступить это право, пожалев товарища, который готовился выступать, но ему не пришлось, или за хорошую оценку ответа, за добрые слова в свой адрес.
|
В любом случае, необходимо избегать конфликтных ситуаций: у нас всегда есть вариант предложить школьникам выполнить эту часть задания вместе.
Карточки второй группы могут быть выданы накануне или перед уроком, чтобы сохранилась тайна, загадка, и если учитель уверен, что ребята второй группы смогут сориентироваться в тексте ответа.
Учащиеся этой группы должны внимательно прочитать ответ, потом прослушать товарища и, если его сообщение будет неполным, дополнить его на основе прочитанного. Как уже говорили, в данную работу включаем школьников, которым необходимо научиться ориентироваться в тексте, сравнивать выделять, давать оценку выступления товарища.
Речевые оценочные формулы имеются на доске. Учащимся рекомендуем их повторять или ссылаться на порядковый номер оценки.
1. Ответ … (кого? - имя) был полным, исчерпывающим. Я дополнить ничего не могу. 2. Я рад за … (имя своего товарища), что он так хорошо подготовился. 3. Ответ … был интересным, неожиданным, но он … (имя) не коснулся некоторых деталей. 4. Ответ … мне понравился, но она… (имя) упустила одну важную мысль. Об этом и хотелось бы сказать несколько слов. 5. Ответ удивил своей неожиданностью и оригинальностью. 6. В своем выступлении … (имя) был близок к правильному ответу, но он совершил ошибку в… 7. Благодарю за выступление, но этот ответ требуется дополнить 8. К сожалению, на этот вопрос мы не получили правильного ответа. 9. Я склоняюсь к оценке под номером …, потому что … |
В игре участвует весь класс, вопросов и ответов должно быть по количеству детей. Если карточек не хватает, то можно сделать пробелы между словами в теме, точку в конце и какие-то символы, иллюстрации. Если вопросов больше, чем учащихся, то кому-то из них будет два вопроса. К поиску ответов школьникам первой группы рекомендуем привлечь родителей.
В случае экономии времени, количество рассматриваемых вопросов необходимо сократить (например, оставить только первую часть в формулировке темы). Тогда в игре участвуют несколько желающих, остальные – зрители. В этом случае учителю необходимо продумать средства активизации зрителей. Здесь судьбу карточки с буквой решает не тот, который дополняет, а независимые эксперты из числа «зрителей».
Таким образом, первая часть игры остаётся неизменной во всех трёх вариантах, изменяемая - вторая часть игры: определение тех, кто формирует тему урока (или тему на следующий урок).