Цена, которую я запрошу, будет высока, но разве не дорогие вещи вы собираетесь приобрести?! Я приглашаю первых покупателей...
Иногда участники встречи воспринимают идею волшебной лавки с некоторым замешательством. Но уже первые посетители магазинчика — самые смелые и актерски одаренные — снимают зажим от получения неожиданного метафорического задания.
Важно подчеркнуть, что магазин не торгует материальными вещами. Здесь «по бартеру» можно обменять бутылочку счастливых слез на фунт готовности эмоционального самораскрытия, ранимости, бессонных ночей. Любовь продают за... отказ от привычной бутылочки пива в мужской компании и умение сделать ненавязчивый и искренний комплимент жене; три фунта кокетства идут по цене умения признать себя женщиной и отказа от постоянной проверки того, насколько «мое поведение соответствует принципам феминизма»... Высокая цена будет уплачена за умение прощать.
Продавец запросил, с одной стороны, уверенность жены в собственной непогрешимости, с другой — понимание того, что мужчина — это не часть семейного интерьера, а самостоятельная личность со своими потребностями, запросами, ценностями...
Нелегко решалась проблема выбора будущей работы: та, которая наиболее интересна, или та, которая принесет наибольший финансовый успех...
ШАГ ЗА ШАГОМ»
Психодраматическое упражнение, помогающие «олицетворить» наши проблемы, наделеить образностью поиск путей выхода из проблемной ситуации, получить групповую поддержку.
Часть вторая
OOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOO.OOOOOQOOOOOOOOO©
Каждый может рассказать группе о проблемной ситуации, которую он хотел бы разрешить. После описания ситуации идет групповое обсуждение. На доске записываются этапы решения проблемы. Их может быть несколько.
|
Например, вы хотите устроить день рождения, но не считаете себя мастером организации такого рода вечеринок.
1. Где и когда назначить праздник.
2. Как пригласить гостей.
3. Чем угостить гостей.
4. Чем занять гостей, кроме застолья.
Каждая подтема получает «свое лицо». Игрок, с которым вместе мы попытаемся разобраться в сложной ситуации, выбирает из группы кого-то, кто будет «лицом» первого шага в решении проблемы, затем назначает «ответственного» за второй шаг, и так далее.
Когда все шаги персонифицированы, размещаем задачу на плоскости: каждый по порядку занимает свое место в комнате, садится на стул и ждет своей очереди. Так выстраивается своеобразная «дорога к цели».
Герой начинает с первого этапа. Он подходит к выбранному ассистенту и начинает обсуждать с ним все, что может помочь успешно преодолеть этот этап. В нашем примере Герой и Лицо первого этапа обсуждают все «за» и «против» вечеринки дома, пикника на природе, похода в кафе или ресторан, а может быть, и менее традиционных вариантов для праздничной встречи: совместный поход в кино, театр, в сауну, на выставку... Так или иначе, определившись с первым вопросом, наш Герой решает, «где и когда» будет праздновать свой день рождения.
Шаги второго этапа выполняет следующий участник, но не один, а с Лицом первого этапа — товарищем, который уже частично знаком с проблемой, с подходом к ней, с ожиданиями Героя. Вместе они преодолевают и этот этап. В продвижении к цели на следующем этапе будут участвовать уже четыре человека: Герой, два помощника (из прошлых «шагов») и Лицо третьего этапа...
|
Шаг второй.
— к театру
Роль, играемая психотерапевтом, скорее подходит на роль глазного врача, а не художника.
Художник старается передать вам картину мира, как он ее видит, офтальмолог старается помочь вам увидеть мир таким, каков он действительно есть...
Виктор Франкл
Слова, сказанные Франклом, очень точно передают дуальность, которую испытывает режиссер в «Драме-дилемме», или ведущий психологической группы, взявший театр-дилемму как рабочий инструмент для групповой работы. Жанр требует от тебя быть офтальмологом-художником настолько же, насколько художником-офтальмологом: сочетать воображаемую реальность с незамутненным и пристальным взглядом на действительность, использовать образность, театральность как путь к усовершенствованию, к коррекции реальности...
Давнее классическое определение В. Шекспира не только связало жизнь и театр в некое диалектически воспринимаемое единство, но и подтвердило многообразие исполняемых нами ролей — «...и каждый — не одну играет роль»... Это и является отправной точкой для следующе-
Часть вторая
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
го за разогревом и знакомством этапа нашей встречи. Его основная цель — стимуляция творческой работы группы с помощью театральной игры, импровизации, поощрение спонтанности.
Способность к творчеству — креативность (от англ. creativity) — это умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Наше ежедневное рутинное существование обусловлено множеством правил и законов. Часть из них (например, чистить зубы по утрам; правила этикета; дорога от дома до работы; вошедший в привычку распорядок дня) выполняются автоматически, рефлек-торно. Шаблонность реакций, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в поразительное противоречие с данной человеку от Бога способностью лицедействовать, играть, быть творцом.
|
Образ, символ, маска... Сколько безграничных возможностей для творчества может предложить человеку спонтанному театр! В построении моста от реальности к ее преобразованию через игру и заключается задача данного этапа,
В близкой перспективе креативность поможет участникам встречи в поиске нового решения старых проблем, в готовности отказаться от кажущегося спасительным шаблона. Р. Эпштейн, доктор философии из Кембриджского центра исследования поведения (Массачусетс, США), дал такой совет по развитию творческого потенциала личности: «Изучайте что-нибудь новое! Если вы банкир, поучитесь танцевать чечетку. Если вы нянечка, займитесь курсом мифологии. Прочитайте книгу на малознакомую вам тему. Смените газету. Новое соединится со старым в доселе неведомых и, возможно, удивительных формах». Драма-дилемма в качестве инструмента обновления предлагает человеку ИГРУ.
ЧУДО-СТУЛ»
Специалисты по обучению креативности предлагают преодолевать «функциональную фиксированность». Ины-
Ох первого лица
оооооооооооооо о о оо оооооо оооосооооооооооооо
ми словами, учиться искать необычные способы применения обычных вещей. С этого и начнем!
«Чудо-стул» — упражнение достаточно несложное даже для неискушенной в лицедействе публики, но зато игра эффектная, создающая приподнятую атмосферу творческого соперничества.
Давайте договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами останется за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайших нескольких часов будет пространство воображения и театра. А в мире театра возможно все. Вот, к примеру, я взял в руки предмет самый заурядный — обычнее не бывает — стул. Но это в той жизни — «за окном» — то, что находится у меня в руках, является приспособлением для сидения, мебелью. А в театре...
Впрочем, не говоря ни слова, я превращу этот чудо-стул в... (С этими словами я тащу стул по полу, как тележку в супермаркете, по ходу заполняя ее товарами с полок; или, взобравшись ногами на сиденье, начинаю с «вершины горы» обозревать окрестности; или, надев перевернутый вверх ножками стул на голову, важно шествую, придерживая «корону» и раскланиваясь с придворными,..)
Во что я превратил стул силой воображения? В тележку, корону, вершину горы... Верно! А каким образом вы поняли это, ведь не было произнесено ни единого слова? Со^ вершенно точно, фантазия создала из стула другие образы, и я немедленно изменил к прежнему предмету свое Отношение, воспринимая его каждый раз в новой ипостаси.
Сейчас — задание! Превратите стул в любой предмет или живое существо. Каждый, у кого возникает идея, поднимает руку и выходит на площадку, чтобы представить нам новый образ чудо-стула. После каждого показа я начинаю отсчет до трех, и если, как на аукционе, до цифры «три» на площадке не окажется новый участник со своим вариантом чудесного превращения, то последний из игроков будет признан победителем.,
Часть вторая
оооооооооооооооооооооооооооооооооооосооооо
Это упражнение с одинаковым азартом выполняют и дети, и взрослые. Как правило, счет идет на десятки образов-превращений.
Ведущему необходимо поощрять участников, подчеркивать успешное использование формы стула в предлагаемых образах, поддерживать интонационно и темпом счета соревновательный элемент игры. Следим, чтобы идеи не повторялись дважды, сохраняя за раз найденным образом «авторские права».
Подобное задание успешно проходит и с другими предметами. Например, с веревкой, которая благодаря фантазии участников может превратиться то в удавку, то в галстук, то в линию государственной границы, то в змею, то в шнурок...
103. «КАКАЯ МУЗЫКА ЗВУЧАЛА!»
Нам понадобятся:
• большая комната, позволяющая участникам свободно двигаться;
• звуковоспроизводящая аппаратура;
• листы бумаги для рисования, краски, фломастеры, карандаши, резинки, пластилин.
Эта встреча целиком посвящена музыке, нашему восприятию музыки, тем эмоциям и воспоминаниям, которые вызывают в нас музыкальные произведения различных жанров. Многообразие восприятий музыкального материала мы попытаемся отразить в смежных формах творчества — пластическом искусстве и театре.
На первом этапе имеет смысл побеседовать с участниками об их музыкальных предпочтениях, о том, какой стиль им ближе и почему. Есть ли в их жизни музыкальное про-
От первого лица
оооооооооооооооооо оооооо оооооооооооооооооо
изведение, с которым были бы связаны особые события? Владеют ли участники встречи музыкальными инструментами, какими? Что повлияло на выбор того или иного инструмента?
Второй этап начинается с прослушивания приготовленного ведущим музыкального произведения. Фрагмент не должен превышать трех-четырех минут. Это должна быть инструментальная музыка, позволяющая свободный полет фантазии, не конкретизированной текстом, — классическое произведение, джазовая импровизация, опыты в электронной музыке...
Вслед за прослушиванием фрагмента просим участников взять листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски или пластилин и попытаться отразить цветом, линией или объемной формой те ассоциации, которые возникли у них во время прослушивания музыкального произведения. В то время, как участники работают, ведущий несколько раз вновь воспроизводит тот же музыкальный фрагмент, становящийся фоном творчества. Через 20-25 минут приглашаем группу сесть в полукруг и представить друг другу то, что удалось создать.
Третий этап упражнения заключается в свободном, соответствующем стилю и характеру музыки, движении участников по площадке. Это ни в коем случае не танец, скорее импровизация в движении, попытка найти пластический образ музыки, который выразится через пластику тела. Если в предыдущем задании музыка «обрабатывалась» средствами изобразительного искусства, то здесь инструментом становится тело, ритм, движение.
Четвертый этап продолжается с использованием или того же самого фрагмента, или, если режиссер заметит в группе признаки усталости от многократного повторения того же музыкального материала, другой фонограммы. В таком случае нужно подобрать произведение, которое отличалось бы от первого и по стилю, и по характеру, и по инструментовке. Все участники под музыку начинают спонтанное
Часть вторая
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
движение по комнате. Просим их делать по возможности широкие движения, активно работать всеми частями тела...
Внезапно музыка останавливается, все застывают на месте в той позе, в которой застала их пауза. Задание: попробуйте увидеть свою позу со стороны, представить, как выглядите вы с разных точек комнаты. По хлопку тот, к кому я подойду, выйдет из состояния «заморозки» и попытается продолжением движения логически оправдать существовавшую позу. Например, один из участников был застигнут остановкой музыки в положении, когда его туловище и руки были наклонены вперед в сторону правой ноги. Одно из возможных продолжений позы — по хлопку тренера начать завязывать шнурки ботинка. А может быть, человек нашел что-то и поднимает найденную вещь с пола. Не исключено, что предыдущая поза — это начало действия, которое должно завершиться тем, что человек удобно усядется на полу... Вариантов множество. Режиссер, переходя от актера к актеру, «открывает» их, разрешая действие. Когда все нашли продолжение позы, вновь включаем музыку. Музыка — движение — пауза-фриз — хлопок — оправдание позы в продолжающемся действии...
Пятый этап — завершающий. (Он потребует не менее 40—60 минут.) Группа вновь возвращается к работе над изначально услышанным музыкальным произведением. Все располагаются свободно. Могут сесть или даже лечь на пол, принять самую удобную позу, закрыть глаза и вслушаться вновь в музыку. Дать волю ассоциациям, воспоминаниям, фантазиям...
Закончив прослушивание, просим группу разделиться на подгруппы по 4—6 человек в каждой. В этих микрогруппах участники поделятся друг с другом теми воспоминаниями и эмоциональными картинами, которые сопровождали прослушивание музыкального фрагмента, а затем все рассказы, все услышанное в подгруппе попытаются объединить в некий театральный коллаж. Не требуется искать логическое начало, связующее звено для всех историй. Нуж-
От первого лица
оооооооооооооооооо оооооо оооооооооооооооооо
но сконцентрироваться на максимально полном и ярком отражении чувств, на том, чтобы «действие легло на музыку». Пусть фрагменты сочетаются друг с другом на основе сходства или по контрасту, а может быть, составят некое причудливое ожерелье историй...
Когда подойдет время показа, режиссер даст всем группам возможность провести репетицию, включив музыку. Входе показа каждая группа будет работать с музыкальным сопровождением, на базе которого и разворачивается созданная театральная фантазия.
Завершение: обычно после выполнения заданий этого цикла участники переполнены чувствами и охотно делятся своими впечатлениями о встрече. Ведущему достаточно поощрить высказывания и дать группе общаться в свободной форме, уважая при этом мнения, эмоции и взгляды товарищей по группе.
Примечание: в случае необходимости, задания этого цикла можно разделить, предлагая их группе на разных этапах работы. Но по опыту могу заметить, что погружение в материал, в атмосферу занятия на длительный срок (полтора-два часа) придают работе особые атмосферу и смысл.
104. «ШИРМА ПРЕВРАЩЕНИЙ»
Для этого задания нам действительно потребуется ширма. Чуть не написал «обычная»! Понятно ведь, что в театре ничего заурядного быть не может, так что и ширма наша не простая, а волшебная! Ее чудесные свойства проявляются в умении менять все, что попадает за нее (на входе), на что-то полностью противоположное (на выходе).
Скажем, входит за ширму старик, выходит — малыш, сосущий палец. За ширмой исчезает кот, а с другой стороны уже выскакивает с писком мышонок (или, может быть, заливисто лающий пес?). Актер, ежась от холода, скрывается за перегородкой, чтобы через секунду появиться вновь, изнемогая от жары! Упражнение идет до тех пор, пока не исчерпаются идеи участников.
7- Актёрский тронш
Часть вторая
'1 ч£У ОООО-ООО-ОООООООООООООООООООООООООЧЭООООООООО
По опыту, первые два-три десятка вариантов предлагаются и отыгрываются без проблем, затем начинается процесс торможения. Важно, чтобы ведущий остановил упражнение на стадии угасания, но еще до того, как оно по-настоящему наскучит.
105. «ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ...»
Участники упражнения выходят на площадку по очереди. По сигналу ведущего они начинают некое простое физическое действие по выбору: двигаются, читают, заходят в помещение, едят... Следующий по очереди участник с места громко называет некую проблему, осложняющую действие работающего на площадке товарища.
Скажем, первый участник возвращается домой. Он открывает воображаемым ключом воображаемую дверь, готовится переступить порог квартиры, как вдруг... Второй игрок громко объявляет: «Попал в чужую квартиру!», или: «В доме запах дыма!», или: «Посреди твоей комнаты стоит розовый слон!» От играющего актера требуется в доли секунды «увидеть» изменения, оценить ситуацию и отреагировать с максимальной естественностью и органичной верой в то, что происходит.
Затем играет второй участник, а проблемы ему подкидывает третий по очереди человек...
ЛЕШ»
Участники свободно передвигаются по комнате. Время от времени ведущий громко называет слово. Это слово — тема мгновенного снимка, который каждому из участников придется представить. По прошествии трех секунд прозвучит команда «Флеш!», и мы увидим разнообразные стоп-кадры, как бы выхваченные фотовспышкой из жизни.
К примеру, было названо слово «солнце». За то время, что ведущий считает до трех, кто-то успевает самого себя представить в качестве светила: раскинул в сторону руки и ноги наподобие лучей, сделал соответствующее лицо...
От первого лица
оооооооооооооооооооооооо оооооооооооооооооо
и стал Солнцем. Другой — зажмурился, прикрывая лицо рукой от слепящего света. И эта фотография тоже называется «Солнце». Кто-то выбрал другой сюжет — качает на руках ребенка и ласково обращается к нему: «Солнышко!» Кто-то развалился на пляже и тихонечко «поджаривается» под солнечными лучами... Все стоп-кадры отвечают по тематике заданному названию этюда «Солнце».
Теперь, когда все игроки находятся во фризах, в действие вновь вступает ведущий. Переходя от одного участника к другому, он дотрагивается поочередно до каждого, как бы оживляя снимок, делая его динамичным. Это касание позволяет участнику выйти из оцепенения и продолжить стоп-кадр действенной реакцией, оценкой, репликой. Между Ведущим и актером (в выбранной им роли Солнца, Страдающего от света, Родителя, Загорающего и так далее) может возникнуть очень короткий диалог. Цель обмена репликами — проверить глубину погружения в образ, уточнение роли.
«Открываю» схватившегося за голову подростка, разрешая ему тем самым продолжить сцену:
— Черт побери! — внезапно вопит он от досады и колотит себя по голове кулаком. — Проспал затмение Солнца! Целый год готовился, а в последнюю минуту забыл!!!
— Ты кто? — подыгрываю ему.
— Кто-кто, — огрызается собеседник, — студент я. Дипломный проект пишу по астрономии.
Другой участник, застывший с довольной улыбкой на лице, так продолжил игру:
— Слышишь, мужик, она сказала мне: «Мое солнышко!» Значит, любит, а?
Задание можно усложнять путем введения в игру абстрактных понятий, названий цветов, объявляя о стоп-кадре для пары, тройки или группы участников. Тогда им придется в кратчайший срок выстроить фотографию, а затем, при «открытии», подстроиться друг к другу, отыгрывая про-
Часть вторая
оооооооооооооооооо о о о о о ооооооооооооооооооо
должение сюжета. (Темы, возможные для группового стоп-кадра: «Неудавшаяся вечеринка», «Разговор с директором», «Обокрали!» и тому подобные.)
ЭСТА2ЕТД ЧУВСТВ»
Лучше проводить это упражнение, сидя в круге.
Задание заключается в том, чтобы передать по кругу невербально — лишь с помощью мимики и жестов — заданное ведущим чувство, эмоцию. Первый играющий «получает» от ведущего некое выражение определенной эмоции. (Все остальные игроки не видят загаданной эмоции, так как сидят с закрытыми глазами.)
Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, пантомимически передает ему свой вариант того же самого чувства. Так исходная информация передается по кругу с помощью различных выразительных средств. Отыгравшие участники уже не закрывают глаза, они имеют право наблюдать за тем, как трансформируется исходное чувство, в.каком месте происходит ситуация «испорченного телефона» из-за непонимания...
Пройдя круг, эстафета возвращается к ведущему. Нередко случается, что за это время «любовь» превратилась в «ненависть», «доброта» — в «безразличие». После финального аккорда, когда Ведущий принимает от последнего участника его версию чувства, а затем сам демонстрирует исходное задание кругу, происходит обсуждение увиденного.
108. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
На площадку приглашается пара добровольцев. Ведущий дает им некий несложный сюжет для импровизации. Скажем, встреча друзей после долгой разлуки. Актеры начинают импровизацию, но через минуту звучит хлопок ведущего. Этот сигнал позволяет любому из зрителей выйти на сцену и, выбрав кого-нибудь из первой пары участни-
От первого лица
оооооооооооооооооооооооо оооооооооооооооооо
ков, обратиться к нему с некой репликой и таким образом увести его в новую ситуацию. Тот из актеров, к которому обратился новый участник задания, оставляет исходную сцену и полностью переключается на новую роль — меняются сюжет, тема, место действия...
Оставшийся не у дел второй актер из исходной пары должен найти подходящий повод, чтобы завершить старую сцену и покинуть площадку. Новая сцена продолжается до тех пор, пока вновь (уже без сигнала ведущего!) кто-то из зрителей не выйдет в центр и не начнет с кем-либо из актеров новый сюжет. И вновь двое будут играть абсолютно новую во всех ее составляющих импровизацию, а «третий лишний», найдя повод завершить свою старую роль, отправится в зал...
У этого тренинга спонтанности есть еще несколько вариантов.
1. Режиссер может дать дополнительную нагрузку любой из играющих пар тем, что вмешивается в ход действия:
— Стоп!!! (Актеры замирают во "фризе".)
— Назовите эмоцию! (Обращение к зрителям.)
— Грусть... Ярость... Замешательство...
Режиссер выбирает любую эмоцию из названных, дает ее паре как основную эмоциональную линию для продолжения сцены.
Сцена продолжается в выбранной тональности.
2. Режиссер прерывает игру командой «Перемена!» Это значит, что со следующей секунды сцена продолжится, но актеры обменяются ролями, а кроме того, продолжат сцену в другом эмоциональном ключе, или в другом времени, или изменят исходные предлагаемые обстоятельства...
Часть вторая
ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооос
Все описанные выше задания вводят участников встречи в ситуацию «как будто», в спонтанные реакции, импровизированные сюжеты. Во всех этих этюдах качество игры отходит на второй план. Акцент — на активном участии в работе, поощрении попыток высказывания-лицедейства, создании атмосферы безопасности. («Никто не будет смеяться над тобой. Если ты все же чувствуешь себя клоуном, то клоуны — мы все, все, кто выходит сейчас на площадку!», «У тебя все обязательно получится!», «Отличная сцена! Давайте поддержим актеров аплодисментами!»)
Шаг третий.
«...Полюбить сами
вопросы»
Будь терпелив к тому, что не нашло ответа в твоем сердце, и постарайся полюбить сами вопросы.
Э.-М. Рильке
Итак, группа работает активно, целеустремленно и творчески. Некоторые из участников даже показывают настоящие чудеса актерского мастерства. Другие — не столько актеры, сколь активисты — постоянно рвутся на площад-
От первого лица
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
ку и явно получают удовольствие от самого процесса игры. Есть и пассивные, но доброжелательные зрители — в упражнениях не участвуют, но внимательны и щедры на аплодисменты.
Тут-то самое время вспомнить, что проходящая встреча — это не театральный капустник, не репетиция актеров-любителей и не студия актерского мастерства, а вечер «драмы-дилеммы» — вечер поиска ответов... А чтобы на какие-то вопросы ответить, нужно их для начала задать. Таким образом, мы подошли к очередному этапу — «Обсуждение и выбор темы».
В практике «Драмы-дилеммы» я нередко знаю о теме вечера заранее. Раздается телефонный звонок, и мне говорят:
— Не могли бы вы провести семинар для родителей? Их интересует, как справляться с конфликтами и дилеммами переходного возраста...
Или:
— В нашей школе — смешанный контингент учащихся: новые репатрианты из бывшего СССР, из Эфиопки, из Аргентины, Франции и коренные израильтяне. Есть необходимость позаниматься с ними разрешением конфликтов, возникающих при встрече разных культур и традиций...
Или:
— Эти курсы предназначены для допризывников, так то основная проблема, над которой мы просили бы вас поработать, — мотивация к службе. Дилемма выбора: куда проситься — в боевые части или в «джоб»?...
С другой стороны, нередки встречи, где тема или вообще не определена, или настолько богата проблематикой, что конкретизация и выбор направления встречи все равно необходимы.
Для нашей встречи важна еще одна деталь: тема, придуманная организаторами вечера (семинара, курсов) и спу-
Часть вторая
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
щенная «сверху», должна быть не просто знакома и понятна для «низов», но по-настоящему близка участникам, пережита на собственном опыте, прочувствована и передумана самостоятельно.
Сперва определяем с собравшимися на вечер, что же такое «дилемма». Как они представляют значение понятия? Что в их жизни можно назвать вопросами-дилеммами? Это отдельная часть подготовки к формулировке собственных актуальных дилемм.
«Актуализация» материала, включение в тему встречи может происходить различными способами. Я хочу предложить часть из них, отличающихся друг от друга глубиной разработки проблем, а следовательно, и количеством затрачиваемого времени.
Прежде всего, в качестве «разведки боем» при работе над практически любой темой можно использовать уже приводившиеся выше задания «Фотошоп», «Диаграмма». При проведении этих упражнений и группа и ведущий получают возможность определить круг актуальных дилемм и выразить к ним свое отношение.
Самый простой, обычный, но от этого отнюдь не менее эффективный способ разработки темы встречи — разговор с участниками. От общих рассуждений о присутствии конфликтов в нашей жизни и многообразии предлагаемых ею дилемм переходим к просьбе подумать и назвать одну дилемму из тех, которые занимают членов группы сегодня и требуют первоочередного внимания. После двух-трехми-нутного размышления начинаем опрос участников и записываем на доске называемые ими дилеммы. Ни одно из предложений не отвергается, не подвергается обсуждению или критике.
Единственное, в чем требуется помощь ведущего, — это в тренировке умения формулировать именно дилеммы, а не описывать тему. Мы не можем записать на доске «Проблема карманных денег». Это не дилемма. В диалоге с тем, кто предлагает подобную формулировку, ведущий пытает-
От первого лица
оооооооооооооооооо о о о о с ооооооооооооооооооо
ся выяснить, в чем конкретно заключается проблема, перед какой дилеммой стоит человек. В результате аморфное определение превратится в конкретные вопросы, предположим такие: «Брать деньги у родителей или зарабатывать самому?», «Каникулы для отдыха или для работы?», «Готов ли я зарабатывать карманные деньги любой ценой, на любую ли работу согласен?». Обращаем внимание на то, что формальным показателем правильно сформулированной дилеммы является, как правило, знак вопроса, союз или сослагательное наклонение.
После того как доска заполнена перечнем высказываний участников встречи, просим сосредоточиться на списке и выбрать из него одну-единственную дилемму, которая представляется наиболее интересной для работы.
Другие способы интеллектуально-эмоционального разогрева и подготовки к выбору конкретных дилемм приведены ниже.
109. «ЛОТО»
Ведущий заранее готовит крупноформатный лист на демонстрационной доске: расчерчивает его на 6-8 больших ячеек, в каждой из которых записывается определенная тема. Участники встречи получают маленькие листки бумаги с самоклеящимся краем (если таких листков нет под рукой, возьмите обычные, их можно будет прикреплять с помощью обычной прозрачной клейкой ленты) Каждый из участников получает 5—10 минут на размышление по поводу обозначенных на доске тем и выбирает ту, которая наиболее близка ему. На листочке записывается круг дилемм, связанных с выбранной проблемой, можно записать и какие-то оценки, чувства и так далее. Затем заполненный личный листок вклеивается в соответствующий квадрат.
В итоге наша огромная карточка «Лото» заполнена личными карточками участников. Сектор с темой, в котором подобных карточек больше всего, становится лидером, а тема, естественно, определяется как тема встречи.
Часть вторая
оооооооооооооооооо оооооо оооооооооооооооооо
Вот один из примеров.
Квадрат на расчерченной нами доске заявлял тему «Охрана окружающей среды». После работы в этот квадрат оказались вклеенными листки участников со следующими записями:
«Есть ли у "маленького человека" хоть какая-то возможность противостоять загрязнению природы промышленными отходами?!»
«Почему уборка двора вокруг дома должна быть моей заботой, а не предметом беспокойства муниципалитета, которому мы платим налоги?»
«Что важнее для города — зеленая окраина для субботнего отдыха и пикников или же строительство здесь, на сравнительно недорогой земле, дешевого социального жилья?»
«Надоел треп об охране природы. От кого ее охранять — от человека?Ха-ха-ха!!!»
«Вместо того чтобы отпускать деньги на "экологическую промывку мозгов" населению, не лучше ли тому же самому населению помочь? Или у нас уже нет нуждающихся?!!»
ПО. «В КРУГЕ ПРОБЛЕМ»
Это упражнение прекрасно подходит для того, чтобы обратить внимание игроков друг на друга, объединив их для решения задач в условиях партнерских отношений. Оно помогает интеграции группы за счет постоянного участия в совместной деятельности, в активном соревновании, переключая их внимание с рефлексии на ситуацию «здесь и сейчас», актуальное партнерство для достижения групповой цели.
Группа рассаживается в два круга. Первый круг — внутренний. В нем — пять стульев. На четыре из них приглашается стартовая четверка участников. Один стул в этом малом круге в ходе всей игры будет «свободным» — его будут занимать новые участники.
От первого лица
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
Вокруг этих стульев рассаживается остальная команда. Режиссер сообщает команде, что вскоре ей предстоит сыграть против него. Целью игры является аргументированная победа в групповой дискуссии на заданную тему. Дискуссия проходит в малом круге среди игроков стартовой четверки. В любой момент обсуждения из большого — зрительского круга — в малый круг на свободный стул может сесть тот, у кого появились новые аргументы для спора. В то же время любой из стартовой четверки может пересесть на освободившееся место в большом круге.
Жесткий закон игры говорит о том, что участвовать в разговоре можно, лишь находясь в малом круге. Любые реплики, реакции из большого круга (в том числе и требования освободить место в малом круге) считаются штрафными очками. Кроме того, в игре ПОСТОЯННО находятся минимум четыре человека, максимум — пять игроков (если занят и «свободный» стул), то есть форум большого круга несет ответственность за выполнение этого закона.
Для каждой темы, которую дает тренер, определяется время дискуссии: как правило, 3-5 минут. Затем по сигналу ведущего (свисток, гонг, хлопок в ладоши) дискуссия прекращается и начинается обсуждение того, насколько полной, логической, убеждающей была аргументация малого круга. Если ответ положительный — победа засчитывает-ся команде, если отрицательный (или большое количество штрафных очков) — ведущему.
В завершение обсуждаем ход игры. Кто из участников сумел проявить в полной мере свои риторские способности? В чем это выражалось, на ваш взгляд? Чем объяснить успехи и неудачи группы в ходе соревнования? Какие из аргументов показались вам наиболее удачными? Кто из участников малого круга запомнился вам как ритор, умеющий максимально реализовать не только свои логические способности, но и умением владеть языком жестов и мимикой; метафоричностью и эмоциональностью речи; парадоксальностью мышления?
Часть вторая
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
111. «ЕРУНДА? KATACTPOiA?»
— Все. Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту.
Ф. М. Достоевский. Бесы
Это упражнение в любом из представленных ниже вариантов — очень эффективный инструмент в борьбе с фрустрацией, стрессом, чувством беспомощности, сопровождающим порой погруженность в конфликтную или просто проблемную ситуацию, из которой не находится выход... «Зависая» в проблеме, зацикливаясь на ней, мы сужаем свои возможности решения через изменение перспективы, ограничиваем свою спонтанность, творческую гибкость...
Попробуйте предложить группе освоить нижеприведенные техники и обсудите с участниками тренинга, насколько изменилось к концу упражнения их эмоциональное состояние, видится ли им ситуация после ее проработки настолько же «катастрофической», как раньше!
Вариант 1
Каждый из участников записывает на карточке описание проблемы, которую он хотел бы разрешить в ходе тренинга. Затем карточки передаются тренеру, тот тщательно перемешивает их и вновь раздает. В итоге каждый из игроков «получает» от какого-то партнера по тренингу его насущную проблему. Если же вдруг ему досталась его же карточка, это не отменяет его работы над ней, ведь в самом физическом акте «передачи» проблемы уже произошла эмоциональная сепарация — отделение. Теперь даже на собственную запись участник сможет посмотреть взглядом иным, более отстраненным, а значит, более точным, незашоренным.
От первого лица
оооосооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
В течение 10 минут каждый должен приготовить свой «рецепт» того, как можно было бы справиться с ситуацией, полученной для отработки. Главная задача — попытаться максимально взвешенно представить себе проблему и перевести ее из рубрики «ПРОБЛЕМА», «КОНФЛИКТ» в разряд «ЗАДАЧА».
По сигналу тренера все собираются в круг и объявляют о своих рекомендациях. После того как игрок получил возможность высказаться и обнародовал свой вердикт, автор карточки с проблемной ситуацией имеет право проявить себя и задать уточняющие вопросы, прояснить то, что требует дополнительных комментариев.
Вариант 2
Внозь задание: сформулировать свою актуальную проблему / конфликт. Когда все готовы, то каждому предоставляется возможность коротко и ясно изложить на форуме свою историю. Выслушав товарища, группа предлагает ему взглянуть на вещи под другим ракурсом. Задача игроков — предложить как можно больше «перефразировок», изменений отношения к конфликту: «Катастрофа?!» — «Ерунда!!!» Понятно, что я утрирую, и вряд ли кому-то придется по душе, что от его проблемы просто отмахиваются как от глупости, не стоящей внимания...