Арест и мученическая кончина




20 декабря 1937 арестован. На допросах держался мужественно, виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. На вопрос о том, кто оказывал материальную помощь епархии, ответил: «Материальная помощь передавалась мне лично в церкви в виде доброхотных подношений, фамилии этих лиц я назвать не имею возможности, так как их не знаю».

Во время тюремного заключения был помещён вместе с уголовниками, которые его унижали, ему приходилось спать под нарами. В житии архиепископа рассказывается следующая история: Однажды ночью Богоматерь «явилась главарю уголовников и грозно сказала ему: - Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибнете. Наутро он пересказал сон товарищам, и они решили посмотреть, жив ли еще святой старец. Заглянув под нары, они увидели, что оттуда изливается ослепительный свет, и в ужасе отшатнулись, прося у святителя прощения. С этого дня все насмешки прекратились, и уголовники даже начали заботиться о владыке. Начальство заметило перемену в отношении заключенных к владыке, и его перевели в другую камеру».

Через десять дней после ареста был приговорен к расстрелу по обвинению в руководстве церковно-монархической организацией. По одним данным, расстрелян, по другим, был утоплен в яме с нечистотами. Тюремный врач предупредил верующих о времени похорон владыки (как и другие казнённые, он был похоронен без гроба). Весной 1938 верующие тайно вскрыли могилу и переложили его тело в простой гроб. На месте могилы был поставлен крест и на нем сделана надпись, но вскоре он был уничтожен властями. Позднее точное место захоронения было забыто и найдено лишь в 1990. 26 октября 1993 были обретены его честные мощи, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери.

Ещё до официальной канонизации имело место его особое почитание верующими в Тверской и Астраханской епархиях. В 1997 Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как новомученик.

Труды

Архиепископ Фаддей (Успенский) много лет непосредственно за­нимался педагогической деятельностью. В своих педагогических воз­зрениях он, опираясь на труды великого богослова и психолога - свя­тителя Феофана Затворника, К. Д. Ушинского, других представителей отечественной педагогики, развивал и разъяснял смысл и способы ду­ховно-нравственного воспитания и образования

Во второй книге «Творений» архиепископа Фаддея (Успенского) опубликован его главный итоговый труд по педагогике и воспитанию «Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славян­ского языка). Для учителей церковноприходских школ». В книгу входят: общая дидактика (о задаче начальной школы, о качествах учителя начальной школы, об общих качествах обучения, о дисциплине и других учебно-воспитательных средствах - главных и второстепенных, о самостоятельных работах и о наблюдении за учени­ками вне школы); методика Закона Божия (с приложением конспектов практических уроков по Закону Божию); методика славянского языка (с приложением конспектов практических уроков по славянскому язы­ку). Кроме того, в издание включены конспекты уроков вла­дыки Фаддея, опубликованные в церковной печати начала XX века, и речи, произнесенные им в семинариях, гимназиях и церковных шко­лах, на открытии и закрытии педагогических курсов.

Будучи сам выдающимся учителем, архиепископ Фаддей много времени и сил употреблял на повышение образовательного уровня учителей, на совершенствование программ курсов для церковнопри­ходских и светских школ Министерства народного просвещения. Ме­тодика преподавания славянского языка, общая дидактика, русский язык, арифметика, церковное пение, природоведение, эксперименталь­ная психология, сельское хозяйство, гигиена, школьное строительство - сфера приложения его усилий. Он постоянно работал над вопросами о совершеннейших путях обучения и воспитания, разнообразных, но всегда имеющих «живую душу» методах, приемах учительской работы для ее большей осмысленности и целедостижимости. В его трудах со­держится развернутый дидактический материал, советы о приемах, способах преподавания. Он разрабатывал и вводил новые приемы ди­дактики, методики, чтобы облегчить и преподавательский, и детский труд, сократить время, необходимое для усвоения предметов. Во всем этом нуждается и современный учитель. Особое значение он придавал роли святоотеческого наследия в деле народного просвещения.

Архиепископ Фаддей исходит в своей педагогической концепции из непреложного убеждения, что высшая цель и обязанность учителя как просветителя народа - иметь веру Христову для приготовления каждой вверенной ему души ребенка для обитания в ней света вечного и истинного. Самая прочная основа для жизни общества и государства полагается деятельностью учителя, писал архиепископ Фаддей.

Формулируя требование к духовно-нравственным качествам учи­теля, он рассматривал призвание, одушевленную преданность своему делу как основное и непреложное условие его плодотворной работы. Задача учителя не в том только заключается, чтобы научить ребенка читать, писать, считать, - это первая необходимая ступень. Важно не только учить, но и воспитывать детей. Детские сердца - то же, что земля, принимающая семена. Учитель исполнит свое призвание и достигнет успеха только в том случае, если он внушит детям сознание не одного лишь человеческого достоинства, но и христианского, приведет детей ко Христу. Умственное просвещение приносит пользу только тогда, когда оно достигает самых сокровенных движений души. Только хрис­тианское воспитание соединяет в себе все то, к чему стремятся педаго­ги.

Синодальный ревизор, помощник имперского наблюдателя цер­ковных школ, действительный статский советник В.Т. Георгиевский, инспектировавший занятия архиепископа Фаддея, в своей записке на имя высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Волынского пишет, что «давно не переживал таких светлых минут, какие... пережил в течение трех дней пребывания на учительских курсах в Житомире! Что за человек этот кристально чистый, как драгоценный сосуд из гор­ного хрусталя, владыка Фаддей!Какой чистый, как из усердно возжженной лампады, струится от него теплый, мягкий свет. Как ласково греет и затем воспламеняет сердечные чувства, увлекая на все чистое, святое и доброе. Его лекции, полные эрудиции, новых и интересных доводов в защиту и уважение идеалов церковной школы, доставили мне много истинных наслаждений».

Возвраще­ние в сокровищницу отечественной педагогики наследия архиеписко­па Фаддея (Успенского) - промыслительный знак времени.

 

ТРОПАРЬ, глас 1.

 

Хвала Богу и жертва живая / житие твое, священномучениче Фаддее, явися. / Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим, / многим добрый помощник и утешитель бысть. / Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен,/ лукавства врагов Христовых препобедил еси./ Слава Давшему тебе во страданиих крепость, / слава, яко мученика, Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Святый мучениче Фаддее, моли Бога о нас!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: