Вопросы
«Социальные технологии работы с молодёжью».
1. Цели, задачи, содержание дисциплины «Социальные технологии работы с молодёжью». Роль и место дисциплины в профессиональной деятельности специалиста по работе с молодёжью.
Основная цель освоения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» состоит в формировании у студентов комплекса знаний, базовых умений и навыков в области
технологизации работы с молодежью и социальных технологий работы с молодежью, в том числе в проектной деятельности, содействии разработке индивидуального технологического багажа специалиста для его активного использования в практике организации работы с молодежью.
Основные задачи изучения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» формулируются следующим образом:
1) освещение сущности и особенностей социальных технологий;
2) анализ основных подходов, методов, моделей социальных технологий работы с молодежью;
3) раскрытие приоритетных направлений технологизации в сфере организации работы с молодежью в РФ;
4) ознакомление с механизмами и формами практической реализации технологий работы с молодежью;
5) изучение опыта практической работы в службах системы организации работы с молодежью, в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и категориями молодежи в России и за рубежом;
6) овладение основными профессиональными технологиями деятельности в различных сферах и с различными категориями молодежи.
7) Предлагаемый курс занимает одно из центральных мест в системе дисциплин профессиональной подготовки бакалавриата 040700 «Организация работы с молодежью» (профиль «Молодежная политика»). В настоящее время социальные технологии приобрели стержневое значение в работе с молодежью, особенно после принятия Правительством РФ Стратегии государственной молодежной политики. Авторы Стратегии на основе глубокого анализа мировой практики и реалий положения молодежи в нашей стране предложили ряд важнейших направлений развития и реализации потенциала молодежи, которые теперь необходимо оснастить измеряемыми результатами и четкими, отработанными алгоритмами их достижения – технологиями. Опыт разработки крупных федеральных программ в 90-е гг. XX века показали значимость такой работы, ведь без нее многие благие намерения в работе с молодежью так и остались на бумаге, не реализовавшись на практике. В этой связи изучение дисциплины предусматривает овладение навыками технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами.
|
8) Данная дисциплина подготавливает студентов к овладению таких предметов ОПП бакалавриата 040700 «Организация работы с молодежью» (профиль «Молодежная политика») как «Молодая семья - объект молодежной политики», «Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации», «Современные технологии организации волонтерской работы».
9) Социальные технологии работы с молодежью изучаются в тесной связи с компетенциями и должностными обязанностями специалиста ОРМ, с системой социального обслуживания молодежи РФ. Профессиональная направленность курса объективно обуславливает необходимость взаимосвязи программы курса и производственной практики. Усвоение курса также востребовано в исследовательской практике выпускника, в различных формах социальной работы, в государственной службе.
|
Предлагаемый курс занимает одно из центральных мест в системе дисциплин профессиональной подготовки бакалавриата 040700 «Организация работы с молодежью» (профиль «Молодежная политика»). В настоящее время социальные технологии приобрели стержневое значение в работе с молодежью, особенно после принятия Правительством РФ Стратегии государственной молодежной политики. Авторы Стратегии на основе глубокого анализа мировой практики и реалий положения молодежи в нашей стране предложили ряд важнейших направлений развития и реализации потенциала молодежи, которые теперь необходимо оснастить измеряемыми результатами и четкими, отработанными алгоритмами их достижения – технологиями. Опыт разработки крупных федеральных программ в 90-е гг. XX века показали значимость такой работы, ведь без нее многие благие намерения в работе с молодежью так и остались на бумаге, не реализовавшись на практике. В этой связи изучение дисциплины предусматривает овладение навыками технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами.
Данная дисциплина подготавливает студентов к овладению таких предметов ОПП бакалавриата 040700 «Организация работы с молодежью» (профиль «Молодежная политика») как «Молодая семья - объект молодежной политики», «Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации», «Современные технологии организации волонтерской работы».
|
Социальные технологии работы с молодежью изучаются в тесной связи с компетенциями и должностными обязанностями специалиста ОРМ, с системой социального обслуживания молодежи РФ. Профессиональная направленность курса объективно обуславливает необходимость взаимосвязи программы курса и производственной практики. Усвоение курса также востребовано в исследовательской практике выпускника, в различных формах социальной работы, в государственной службе.
2. Молодёжь как особая социально-демографическая аудитория. Объективные и субъективные условия, оказывающие влияние на социальное развитие молодёжи.
3. Понятие, цели и специфика социальной работы с молодёжью.
Основными целями социальной работы с молодежью являются:
· создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
· выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
· оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
· увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
· создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
· достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).[4. c. 240]
Специфика социальной работы с молодежью
Социальная работа с молодежью может быть представлена двумя моделями – интегративной и дефицитной. Интегративная представляет собой социальную работу в широком смысле этого понятия и должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности как социальная педагога.
Реализация данной модели возможна лишь через государственно-общественный затратный механизм, предполагающий выделение значительных финансовых средств, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако чрезмерное большой объем средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы приводит к тому, что большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, т.е., в первую очередь, ориентированную на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.
Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности решать самостоятельно свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получение навыков к самостоятельной жизни и участию в самоуправлении. Субъектом этого вида деятельности выступают социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и эащиты молодых людей, поддержки их инициатив.
4. Принципы социального обслуживания молодёжи и их сущность.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:
Адресность, т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр. Иваненков С.П. Проблема социализации современной молодежи. М., 1999.
Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 №1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.
Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция.
Приоритетность предоставления несовершеннолетним.
Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
5. Система социальной помощи и защиты молодёжи в Российской Федерации и перспективы её развития.
6. Направления деятельности специалиста по социальной работе с молодёжью.
7. Основные принципы, правила и функции специалиста по работе с молодёжью.
Одним из принципов государственной молодежной политики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. №5090-1 «Об основных направлениях молодежной государственной политики в Российской Федерации», является предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Мачюльская Е.И. Право социального обеспечения. М., 2004.
Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.
Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по работе с молодежью, а именно:
1) выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж;
2) устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;
3) осуществляет социально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;
4) ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологичеАие условия проживания;
5) выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;
6) содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;
7) дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;
8) помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;
9) содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.).
Специалист по работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, гак и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.
Социальные работники консультационного автобуса руководствуются следующими принципами: принцип соблюдения прав несовершеннолетнего и принцип добровольности. Работа уличного социального работника с несовершеннолетними строится на следующих базисах:
- принцип принятия: полный отказ от оценок поступков несовершеннолетнего;
- принцип доверия: отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения;
- принцип открытости: нельзя лгать ребенку, скрывать интересующую его информацию;
- принцип соблюдения прав и привилегий подростка;
- принцип конфиденциальности;
- принцип безопасности (подростки должны быть уверены во всесторонней безопасности общения с социальным работником – сохранении конфиденциальности информации, безопасности своих личностных границ в процессе общения).
8. Этические и нравственные нормы деятельности специалиста по работе с молодёжью.
Этическими принципами социальной работы с детьми группы риска можно считать:
1. Принцип толерантности как основополагающий в этике социальной работы с клиентами группы риска. Работая с детьми группы риска необходимо проявлять терпимость к их образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают с собственными. Не являясь враждебным свойством личности, толерантность формируется в течение жизни путем воспитания и самовоспитания и относится к важным компонентам готовности социального работника к профессиональной деятельности.
2. Принцип уважения ребенка как личности. Уважение подразумевает под собой соблюдение прав ребенка. Все права подробно прописаны во «Всеобщей декларации прав человека», а так же в «Конвенции о правах ребенка». Этот принцип очень важен при работе с детьми группы риска, ведь взаимное уважение - это залог успеха разрешения проблем.
3. Принцип добровольности. Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым ребенком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь.
4. Принцип конфиденциальности - это один из ведущих принципов в социальной работе, который определяет следующие нормы и стандарты поведения в деятельности специалиста.
При передаче информации третьему лицу, социальный работник должен обязательно предупредить его о неразглашении информации.
В случае получения от клиента информации, связанной с нарушением закона, социальный работник обязан передать ее соответствующим органам, при этом обязательно известить клиента о разглашении информации.
При работе с детьми группы риска очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.
5.Принцип доброжелательности, бескорыстия, честности и откровенности. Этот принцип подразумевает под собой не совсем формальные отношения между специалистом социальной работы и клиентом. Откровенность, честность, открытость, доброжелательность - это те качества, которые должны быть в наличии у социального работника, незаменимые при работе с клиентами всех категорий, в частности с детьми группы риска. Доброжелательность и открытость со стороны специалиста способствует быстрому и эффективному разрешению проблем ребенка.
6. Принцип безоценочности. Этот принцип состоит в том, что специалист, оценивая действия и поведение клиента, не дает четкой оценки. Это способствует большему доверию со стороны клиента к социальному работнику. Естественно этот принцип не заменим в роботе с детьми группы риска, так как все мы знаем, какая реакция у детей на оценки их поведения со стороны окружающих людей. Поэтому, чтобы добиться необходимого результата, специалист социальной работы должен придерживаться этого принципа.
7. Принцип социальной справедливости. Этот принцип предполагает минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы и реализацию принципа личной ответственности и индивидуализма, основными чертами которого являются уважение личности как таковой, т. е. признание абсолютного приоритета взглядов и пристрастия человека к его собственной сфере деятельности, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей. В этом случае экономическая свобода индивида дополняется политической и равенством стартовых возможностей. Приоритет отдается активности людей в гражданском обществе, основная роль в системе социальной работы принадлежит общественным организациям и объединениям, имеющим большое значение в реализации социальной политики. Этот принцип является важным при работе социального работника с клиентом, в частности с детьми группы риска.
Таким образом, мы выделили, рассмотрели и проанализировали 7 принципов, необходимых при работе социального работника с детьми группы риска. Определили основополагающий принцип - принцип толерантности.
9. Понятие, объект, цель, задачи и сферы государственной молодёжной политики.
указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (в ред. от 12.04.1999) – впервые определил основные приоритеты государственной молодежной политики России, имея в виду: обеспечение соблюдения прав молодых граждан; установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам;
– формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи;
– вовлечение молодежи в социальную практику;
– обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
– формирование у молодежи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде;
– совершенствование инфраструктуры по работе с молодежью.
10. Ос новные принципы государственной молодёжной политики и их сущность.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
- ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;
- ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей;
- приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути;
- преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации
Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:
- содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;
- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с учетом межведомственного подхода, в рамках образованной Правительственной комиссии по делам молодежи
Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приоритетные направления государственной молодежной политики и основные механизмы их реализации
В формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие основные направления:
1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.
2. Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.
3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.
4. Государственная поддержка молодых семей.
5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации.
6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.
Механизмы реализации основных направлений изложены в прилагаемом Плане мероприятий по реализации основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации.
11. Понятие уровня социальной работы. Индивидуальная помощь.
12. Понятие уровня социальной работы. Групповая социальная работа с молодёжью.
13. Понятие уровня социальной работы. Социальная работа в социуме.
14. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы с молодёжью.
Постановление Совета Министров РСФСР, указы Президента Российской Федерации, а затем принятые федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» положили начало созданию нормативно-правовых основ, способствующих развитию социальной работы. Эта сфера формируется в контексте основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения различных слоев и категорий населения Российской Федерации.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и развития системы социальных служб. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение развивается в федеральных законах и подзаконных актах.
Право в виде разнообразных законодательных документов имеет общее социальное значение для становления социальной работы и играет серьезную роль в функционировании социальных служб.
Во-первых, в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности. Во-вторых, в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных служб (настоящих и потенциальных). В-третьих, в регламентации технологий социального обслуживания, видов и форм предоставления социальных услуг. В-четвертых, в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информацией внутри системы социального обслуживания.
Понятие «правовое обеспечение социальной работы и социального обслуживания» непосредственно связано с понятием «механизм правового регулирования социального обслуживания». Последнее охватывает все юридические средства, участвующие в правовом регулировании, и те отношения, в которых осуществляется становление и развитие социальных служб. Указанный механизм состоит из основных компонентов правовых норм, правоотношений и правовых актов, объектов и субъектов правового обеспечения. Основные признаки правового обеспечения можно сгруппировать в несколько блоков:
• комплекс федеральных законов, касающихся социального обслуживания населения в целом;
• правовые акты субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения социального обслуживания;
• подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами социального обслуживания;
• нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов социальных служб;
• правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиентов социальных служб;
• определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб.
Таким образом, содержание правового обеспечения организации и деятельности социальных служб заключается в том, что, во-первых, система социального обслуживания может успешно функционировать при наличии сформировавшейся совокупности юридических средств, применяемых реально и систематически. Во-вторых, эта система может развиваться при условии, что правовые нормы обеспечивают управление этой системой и ее подсистемами, способствуют координации деятельности различных ведомственных служб, способствуют упорядоченности их взаимодействия.
В настоящее время для государственных органов управления в субъектах Российской Федерации важно учитывать, что правовое обеспечение должно представлять собой, с одной стороны, комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой – упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих систему управления социальным обслуживанием и обеспечивающих упорядоченность деятельности социальных служб, а в конечном счете гарантирующих право каждого человека на получение социальных услуг. Деятельность по социальному обслуживанию населения предполагает обмен информацией, специалистами, технологиями, все это способствует устойчивости и адаптированности системы. Управление ею приобретает качественно новый характер: поддержание оптимального соотношения устойчивости и изменчивости, гарантии минимальных стандартов в предоставлении социальных услуг и т. д.
При всем многообразии подходов к управлению социальными службами в их основе должны лежать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы, ее упорядоченность и организованность. Нарушение юридических норм ведет к рассогласованию организационного механизма и увеличению ресурсных затрат, необходимых для получения запланированных результатов.
Нормативно-правовая регламентация системы реализуется через проектирование социальных служб, формализацию, стандартизацию, лицензирование, нормирование и информирование.
В отечественной практике неоднократно проводилось упорядочение действующих норм. В 1994 г. был подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения». В 1997 г. вышли «Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях» и «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей». В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.
К первой группе относятся «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» и др. Ко второй – Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15 декабря 1995 г.), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17 мая 1995 г.) и др. К третьей – нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.
Что касается законодательных документов, принятых в Российской Федерации и направленных непосредственно на регулирование процессов в области социальной работы и в сфере социального обслуживания, следует говорить о двух типах: законы, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, федеральные законы); подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств).
Помимо законов действуют также подзаконные акты, исходящие от Правительства РФ, направленные на реализацию федеральных законов в сфере социального обслуживания населения.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 1995 г. в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» разработаны и приняты следующие нормативы:
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 454 «О Межведомственной комиссии по вопросам социального обслуживания населения»;
Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»;
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения».
В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» принято:
Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
Принципиальное значение имеет «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», который утвержден Правительством РФ. Нормы, заложенные в нем, имеют отношение не только к отдельным гражданам пожилого возраста и инвалидам. Они также регламентируют социальное обслуживание различных категорий семей и детей, по существу являются нормами, направленными на правовую защиту семьи как самостоятельного объекта правовой охраны.
Содержание федеральных законов и подзаконных актов, показывает поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания и широкое внедрение различных видов социальной работы. Во-первых, этот процесс связан с принятием системы юридических норм, определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования, а также виды и формы социальных услуг. Во-вторых, регламентация основывается на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания. В-третьих, она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов, права и обязанности работников социальных служб. Каждый из перечисленных компонентов выполняет свои специфические функции и относительно самостоятелен.
В настоящее время разработан проект федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей». Он предусматривает: правовые гарантии в области социального обслуживания семьи и детей; признание семьи и детей объектами профессионального социального обслуживания; создание правовых предпосылок для становления системы учреждений социального обслуживания семьи и детей; определение принципов, основного содержания и организационных форм деятельности по социальному обслуживанию семьи и детей; установление прав взрослых граждан и детей в сфере социального обслуживания; определение правового статуса работников учреждений социального обслуживания семьи и детей; установление правовых норм государственного и общественного контроля за качеством услуг, предоставляемых семьям и детям. Принятие и реализация данного документа станет важнейшим фактором дальнейшего развития инфраструктуры социальных служб помощи семье и детям.
В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 36 Права социальных работников) зафиксирован перечень прав социальных работников, занятых в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания. При этом п. 3 ст. 36 Закона предусматривает установление субъектами Российской Федерации дополнительных льгот. Некоторые субъекты РФ, опираясь на указанные федеральные законы, приняли свои законы, которые устанавливают дополнительные гарантии и льготы работникам социальных служб.
Социальные нормы и нормативы имеют социально-экономическую природу, они играют важную роль в установлении оптимальных норм затрат труда специалистов. Сегодня в учреждениях социального обслуживания регламентированы затраты времени на предоставление различных видов социальных услуг, определены и закреплены в нормативно-правовых актах оптимальные нормативы времени в определенных условиях труда.