Тема: Народный календарь. Народные промыслы и ремесла.




Каждому из вас я желаю сегодня найти свою изюминку в знаниях, открыть для себя что-то новое.

 

Тема: Народный календарь. Народные промыслы и ремесла.

Февраль пришел в конце зимы,
Холодный он, но рады мы,
Ведь очень скоро снег сойдет,
Подснежник нежный расцветет.

Л. Луканова

До появления христианства на Руси люди жили язычеством, отмечая дни, приуроченные природному циклу. Даже переход из одной поры года в другую проводился с особым почтением. Обряды и поверья некоторых из них до сих пор отмечаются населением. После принятия христианства, появились церковные праздники, гармонично вписывающиеся в народный календарь. Языческие события благополучно подчинились церковным, а те приняли часть традиций из язычества. В результате получился календарь, каждый день которого принадлежит определенному празднику. Приметы, обряды и суеверия праздников народного календаря дошли до наших дней, сохранив особый смысл. Каждый решает, как ему относится к ним. Но, несмотря на прогресс науки, не стоит считать их ненужными суевериями, ведь они хранят в себе достаточное количество мудрых знаний предыдущих поколений.


Февраль (от лат.Februa «праздник очищения») — второй месяц в юлианском и григорианском календарях, двенадцатый месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта. Это самый короткий месяц года, и единственный с числом дней менее 30-ти: имеет 28 дней в обычном году и 29 дней в високосные годы.


Кроме официального существует и целый ряд народных названий: "снежень", "крутень", "зимобор", "бокогрей", "криводорог", "казиброд", "казидорога". Славянские названия - сечень (по тексту Вологодского Евангелия), снежень (по тексту Полотского Евангелия). Другие славянские названия месяца: лютый, вельча, свечник, друиник (то есть второй, свечковый). Бокогрей - скотина на солнце выходит погреться. Называли его еще "межень" (межа между зимой и весной). В летописях его называли свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до Масленицы.

По поверьям, в Максимов день нужно обязательно сделать доброе дело. Наши предки верили, что от того, кто совершит 3 февраля хороший поступок, удача целый год не отвернется.

Добро на Руси считалось праведным делом, а зло расценивалось как служение дьяволу. По поверьям, хорошему человеку не всегда везет, но, по народным представлениям, добрые дела творить выгоднее, чем злые. Ведь недаром существует поговорка: «Лихо помнится, а добро вовек не забудется».

В древности люди верили, что высшие силы за хорошие поступки непременно наградят, а за плохие рано или поздно накажут.

Женщины на Максима Утешителя пекли сдобу, пироги и угощали ими всех соседей, а также нуждающихся и нищих.

Заклятые враги на Максима Утешителя обязательно мирились, а затем трижды поцеловались и трижды обнимались.

Девушки 3 февраля просили высшие силы избавить их от одиночества. Верили, что защитник поможет, и суженый скоро появится в жизни.

А еще, по приметам, нужно поделиться с прохожим хлебом, чтобы жених был богатым и заботливым.

Знахари читали на Максима Утешителя приворотные заговоры на ветер. Февраль – месяц метелей и вьюг, которые, как считалось, могут помочь в любовных вопросах.

Супруги проводили обряд на везение и достаток. По поверьям, в Максимов день нужно взяться за руки и стряхнуть снег с дерева, которое растет во дворе дома. Тогда в семье будут жить любовь и благополучие.

Важно, чтобы снег упал на головы и жены, и мужа. Старики говорили, что это Утешитель их белой пеленой накрыл, чтобы не ссорились.

Еще один семейный ритуал проводили со свечой. Чтобы в доме были мир и лад, зажигали ее, делали три глотка святой воды и просили свечу, чтобы все плохое забылось и лишь добро сбылось.

После над пламенем сжигали две нити: одну – с одежды мужа, а вторую – жены.

Также в Максимов день делали ритуал, чтобы все неприятности из жизни исчезли. Для этого шли в березовый лес, обнимали дерево и рассказывали ему о своих бедах. А затем уходили домой, не оглядываясь.

Существовали в Максима Утешителя еще две приметы - плохая и хорошая. Если увидеть в этот день похоронную процессию, то можно сильно заболеть. Но, если что-то потеряешь, то вскоре оно непременно найдется и даже утроится.

Февраль в музыке. Послушайте!!!!!


Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Именно в них прослеживаются традиции, зародившиеся много веков назад. Мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное. А это и есть традиция. А мы должны знать и чтить наши традиции, чтобы сохранять и привносить что-то новое). Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет и будущего».

А теперь обратимся к толковым словарям и посмотрим:

«Ремесло» - профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом, вообще профессия, занятие.

«Промысел» - добывание чего-нибудь, добыча, охота.

В Донецком краеведческом музее выставлены предметы, найденные при раскопках.
Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны, прежде всего, внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.
Поэтому уже много веков люби всех народов знают, ценят и пополняют богатства народных промыслов.

-Какой из промыслов был самым главным в нашем крае и почему? (Земледелие)

Издавна на территории нашего края жили трудолюбивые и талантливые люди, умеющие все необходимое для жизни делать собственными руками.

Земледелие – один из главных промыслов нашего края. В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им – топор, кирка, лопата, соха. Особым уважением пользовался труд пахаря-хлебороба. Обрабатывать землю, сеять и собирать урожай часто приходилось вручную. Поэтому главными орудиями хлебороба были плуг и соха, с помощью которых пахали землю. Для посева зерна пользовались полотняным мешком, подвешенным у пояса сеятеля. Иногда использовали короба и ручные сеялки. Косили зерновые серпами и косами. Серпом жали рожь, косой – пшеницу. К началу ХХ века на смену им пришли сеножатки. Затем зерно молотили цепами или с помощью каменного катка. Муку мололи на ветряных и водяных мельницах.

 

Гончарство – это производство изделий из обожженной глины. Слово гончар происходит от русского «горн» и раньше произносилось как «горнчар».

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: