Музыкальные инструменты.




Занятие №11. Народная музыкальная культура

Балканского полуострова.

Балканский полуостров расположен на юго-востоке Европы. Современное название Балканского полуострова происходит от названия одноимённых гор. На Балканском полуострове частично или полностью расположены: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Македония, Черногория, Сербия, Хорватия, Словения, Румыния, Турция, Италия.

Балканский полуостров поражает многообразием национальностей, языков, религий, ландшафтов и музыкальных стилей. Несмотря на все различия, множество общих нитей связывает музыкальную жизнь региона. Календарные обряды и обряды жизненного цикла, особенно свадьбы, всё ещё полны музыкальной жизни. В сёлах поются мелодии в узком диапазоне, некоторые из них - полифонические с бурдонной опорой. Заметную роль играют традиционные кустарные инструменты, особенно флейты и волынки, часто используются сложные размеры, необычные для других частей Европы.

В музыкальном смысле, часть Балкан испытала сильное влияние турецкой музыки. Соответственно, там укоренились турецкие музыкальные жанры и инструменты.

· Севдалинка в Боснии

· Манеле в Румынии

· Чалгия в Македонии

· Рембетика в Греции


В традиции почти каждой из стран региона представлены

· Оригинальная традиционная музыка

· Местная музыка с сильным влиянием ориентальной, турецкой музыки (обычно городская)

· Музыка «академического советского фольклора»

 

Оригинальная (с минимумом внешних влияний) музыка разных балканских регионов сильно различается между собой. Музыку Трансильвании никак не спутаешь, к примеру, с музыкой Крита. Даже в музыке соседних Хорватии и Сербии есть свои характерные элементы, позволяющие отличать одну от другой.

Одна и та же песня часто имеет несколько текстов на языках-соседях. Это не всегда перевод, часто тексты совершенно о разном.

 

С точки зрения религии:

· преимущественно католики – хорваты, словенцы

· преимущественно православные – сербы, греки, македонцы, болгары,черногорцы, румыны

· преимущественно мусульмане – албанцы (Албания, Косово и Метохия), боснийцы (Босния и Герцеговина, Санджак (Сербия и Черногория))

Повсюду на Балканах религиозная музыка и народная влияют друг на друга. На музыку православных стран региона, прежде всего Греции, оказало сильное влияние византийское церковное многоголосие, на боснийскую и албанскую музыку - пение муэдзинов.

 

В регионах со значительным мусульманским населением, процветают специфические мусульманские религиозные музыкальные жанры, вроде боснийской илахии.

«Илахии», песни о любви к Аллаху: на сербско-хорватском и на албанском языках.

 

Ритм. В балканской музыке часто используются сложные размеры. Вообще говоря, ритм бывает трудно определить по одной из трёх причин:

· хотя в мелодии или песне есть повторяющийся метр, он отличается от привычных нам размеров, вроде 2/4, 3/4, 12/8. Такой метр (обычно нечётный), собственно, и называется сложным или составным в том смысле, что получается слиянием простых метров: 7/8 как 3/8+4/8, 9/8 как 6/8+3/8 и т. п.

 

· метр в мелодии меняется, без повторяющейся структуры, например, после 4/4 прошёл такт на 5/4, а за ним начались 7/4. Такой метр называют переменным.

 

· метр в мелодии (всей или её части) отсутствует, тактовые черты вообще не нужны – такая музыка называется безмензурной.

 

В балканской музыке есть и то, и другое и третье. Ритмы вроде 21/8 и 9/4, переменные размеры и безмензурные песни. Причём важно вот что. В русской народной музыке, скажем, тоже есть примеры всех вышеперечисленных ритмических сложностей. Особенно много песен безмензурных. Но при переходе от пения а капелла к исполнению под аккомпанемент, эти элементы очень быстро теряются, песни укладываются в простые ритмы. И уж тем более в музыке сценической, эстрадной нет места такой ритмике. На Балканах же эти ритмы везде и всюду, в эстраде, классической музыке, джазе, и конечно в народной музыке, исполняемой в инструментальном сопровождении. Особенно славятся «ломаными» ритмами Болгария и Македония.

Переменный размер (Болгария)

 

 

У каждой балканской страны свои музыкальные особенности.

Болгарская музыка.

Болгарская музыка - яркая и самобытная традиция, существующая в рамках музыкальной культуры Балкан. Начальный этап формирования болгарской народной музыкальной традиции связан с влиянием народной музыки славянских племен.

Народная болгарская музыка столь своеобразна, что спутать ее с фольклором других стран невозможно. Характер этой музыки - страстный, душевный, порывистый. Ее отличает особенный метроритм и типично болгарская ладово-тональная мелодика.

Болгарская песня обладает неведомым никому секретом и глубокой проникновенностью. Особенностью болгарского пения является использование горловых и носовых звуков. Эксперты до сих пор пытаются найти объяснение невероятному диапазону болгарского голоса и песенному разнообразию. А в ритмах, на которые поются песни, преобладают ассиметричные. В музыкальных фразах болгарских народных мелодий присутствует более сложный ритмический рисунок, который был характерен для старинных мелодий, пришедших в Болгарию с Востока. В этом ритмическом рисунке отсутствует четкое сочетание сильных и слабых долей такта с длительностью звуков.

Народные песни Болгарии также характеризует жанровое разнообразие: песнями болгары сопровождают горестные и радостные события жизни, трудовую деятельность, застолья, выражают патриотические чувства.

Важнейшим событием в мире болгарской народной музыки является Большой фольклорный фестиваль в Копривштице, проводимого один раз в пять лет. А один из самых известных коллективов, исполняющих народные песни Болгарии в традиционной манере, - женский хор «Мистерия».

В период правления Османской Империи музыка, как искусство, полностью замирает вплоть до Освобождения Болгарии. Позже создаётся первая Болгарская Опера. Считается, что болгарские голоса окутаны тайной. Эксперты до сих пор пытаются найти объяснение невероятному диапазону болгарского голоса и песенному разнообразию.

Румынская музыка.

 

В процессе исторического становления румынская музыка неизбежно взаимодействовала с иными культурами. Причём не только соседними — мадьярской, славянской, греческой. Не прошло бесследно для румын и долголетнее (не слишком, впрочем, дружеское) общение с культурами Азии. В частности, с турецкой традицией. Характерные «восточные» обороты в румынской музыке придают ей особый шарм.

Кроме этого, существуют удивительные связи между музыкой Румынии и Кавказа. Так, например, знаменитая тема «Жаворонок», своего рода «визитная карточка» народной румынской музыки существует также и у грузин.

Румынская народная культура имеет своё неповторимое своеобразие. Есть какое-то непостижимо обаятельное разгильдяйство во всех этих зажигательных танцах, сопровождаемых выкриками и высвистами. Это музыка, искрящаяся юмором и неиссякаемой любовью к жизни.

Румынский оптимизм имеет глубокие корни. По преданию древних даков люди — существа божественной природы, сосланные на тёмную землю за некие неведомые прегрешения. Когда дак погибал в бою, он умирал, смеясь, зная, что вина его искуплена и он, наконец, вернётся домой, в страну богов. Удивительно, но это языческое верование не так уж сильно расходится с христианскими идеями: изгнание из рая, земные страдания и возвращение домой, в небесный Свет. Таким образом, даже самое страшное, что есть на земле — смерть — становится чем-то если и не откровенно радостным, то, во всяком случае, волнующим, сулящим новые горизонты и перспективы.

Истоки музыкальной культуры Румынии - в ее самобытном народном музыкальном творчестве, обладающем специфическим ладово-мелодическим строем и ритмикой.

Для румынского фольклора типичны разнообразные лады - от простейших 3-5-ступенных до сложных многоступенных систем. Песни одноголосные, встречаются элементы гетерофонии. Фольклор представлен обрядовыми, колыбельными, пастушьими, шуточными, лирическими песнями, эпическими балладами, плачами и др. Разнообразны народные инструментальные наигрыши, часто импровизационного склада, с богатой орнаментикой и прихотливой ритмикой.

Один из наиболее сложных и самобытных жанров - лирическая дойна. Печальная песня или о доме или о любви, составленной как эпическая баллада.

Хорватская музыка.

 

Хорватская музыка ведет свои истоки из фольклора славянских племен, поселившихся на Балканах в VII веке. Ритуальные, эпические, танцевальные, лирические и другие песни имеют областные различия. Наибольшим национальным своеобразием отличаются народные песни центральных районов Хорватии.

Для хорватских народных песен характерен 7-ступенчатый натуральный лад, иногда пентатоника, встречается ладовая переменность, богатая ритмика отличается разнообразием (в танцевальных напевах частые синкопы), применяются также переменные размеры.

Традиционная музыка Хорватии представлена следующими направлениями:

Ганга (Ganga) – бытует в сельской местности Хорватии, а также Боснии и Герцеговине. Ганга поётся солистом, к нему присоединяется хор в крикливой манере и в диссонирующий интервал (обычно в малую секунду). Это - очень страстная форма пения. Даже при том, что это - уникальная и коренная форма пения хорватами, очень редко можно услышать эту музыку на хорватских радиоволнах. Однако несколько популярных хорватских музыкантов включили ganga в свою работу.

Тамбурица (Tamburica) – инструментальный жанр, название которого происходит от названия семейства струнных инструментов — тамбуры, используемых для исполнения музыки этого жанра. Представляет собой песни преимущественно любовной и пасторальной тематики. Расцвет жанра приходится на XIX век, когда исполнители тамбурицы - тамбураши собирались в большие ансамбли, однако популярность сохранялась и в XX веке (среди самых известных исполнителей — Яника Балаж).

Традиционные ансамбли «Tamburitza» - это народные, но уже профессиональные группы, сформировались за несколько прошедших десятилетий. Они включают «Ex Pannonia», первая подобная группа, «Zdenac», группа «Berde».

Гусле (Gusle). Музыка «Gusle» играется на традиционном инструменте - Гусли. Это началось, прежде всего, с хорватской эпической поэзиии с акцентом на важные исторические или патриотические события. Это - традиционный инструмент внутренней Далмации и Герцеговины, части Боснии и Герцеговины с преобладанием хорватского населения. Музыканты, играющие на гуслях известны тем, что прославляли преступников, а также возвеличивали недавних героев хорватской войны за Независимость.

Что касается современных музыкантов Хорватии, один человек особенно выделяется - это Миле Кражина. Кражина народный поэт и музыкант, который получил культовый статус среди некоторых консервативных групп.

Сербская музыка.

 

Сербская музыка представляет собой смесь этнических и современных жанров. Однако все эти жанры, в сущности, являются балканскими, с западными, турецкими, и венгерскими отличительными чертами. Зарегистрированная музыкальная история сербов может быть прослежена до средневековой эры.

Сегодня сербская народная музыка включает танец с двумя ударами, названный kolo. «Коло» - знаменитая форма народной музыки Сербии, использующаяся в танцах специальных типов, для исполнения которых задействована только нижняя часть тела. Это танец круга, сопровождаемый инструментальной музыкой, сделанной чаще всего с аккордеоном, фрулой, гармонью и гуслой. Kolos обычно длятся в течение приблизительно 5-13 минут. Среди современных аккордеонистов Мирко Kodić и Ljubiša Pavković. Некоторые kolos постепенно увеличивают свою скорость до достижения кульминационного момента к концу.

Музыка — неотъемлемая часть духовной жизни сербского народа. И будни и праздники сопровождаются музыкой. Народные песни поют протяжно на один, а чаще на два голоса. Существует и хоровое пение, неодинаковое по областям.

Мелодии чаще всего охватывают звукоряд в четыре или пять тонов, интервалы которых отступают от темперированной гаммы. Звукоряд составляют простейшие ряды, близкие диатоническому типу. Обычно второй тон выполняет функцию тоники.

Для двухголосия самый характерный гармонический интервал – секунда, но существует множество мелодий, гармония которых выражена терциями.

Ритм мелодий двоякий: свободный и строгий; из свободных ритмов встречаются 5/8, 7/8, 13/16 и др.

 

Музыкальные инструменты.

 

Кавал – это духовой музыкальный инструмент, по сути, являющийся флейтой. Считается, что название данного инструмента происходит от турецкого слова, в переводе означающего «длинный деревянный свисток пастуха». Изготавливается кавал из дерева. Встречается две формы данного инструмента, он может состоять из одного ствола или из трех, вставленных один в другой. Такие составные кавалы особенно распространены. Кавал – очень лиричный инструмент, в то же время он обладает большими техническими возможностями и встречается по всей стране. Кавал считается пастушьим инструментом, потому что раньше на нем играли преимущественно пастухи на лугу.

Свирка – это род небольшого одноствольного кавала, но по звучанию свирку можно отличить от кавала, поскольку она издает звуки в более высоком регистре. Свирки также распространены на всей территории Болгарии.

 

 

Гусле (не русские гусли, а струнный смычковый инструмент, на котором аккомпанирует себе сказитель) – Динарские горы (Сербия, Черногория, Хорватия (Далмация), Босния и Герцеговина).

 

Понтийская лира (родственник кеманчи) – Греция

Кроме инструментов сугубо местных, маркерами могут служить и инструменты широко распостранённые в Европе, но на Балканах массово представленные только в отдельных странах.

 

Гайда (волынка) – Македония, Болгария, северная Греция.

Она состоит из кожаного меха и деревянных частей: духала (ствола для надувания меха), гайдуницы (мелодийного ствола с тростниковым свистком и отверстиями для пальцев) и ручила (бурдонного стрвола). Гайда – очень звучный инструмент, он традиционно сопровождает радостные для болгар события, существует поговорка: «По гайде узнаешь, где свадьба». Действительно, звуки гайды разносятся очень далеко, оповещая всех о празднике.

 

Цимбалы – Румыния.

Цимбалы – струнный ударный инструмент, непременный участник румынского народного оркестра. Чаще выпоняет функцию аккомпанемента, но способен и довольно эффектно солировать. Для игры на нём используют две палочки, с обтянутыми кожей головками. Традиционно строй диатонический (по аналогии с белыми клавишам фортепианоно), но в современной практике используют хроматические цимбалы. Происхождение этого инструмента довольно старинное. Он встречается в Европе под различными именами ещё в XVI веке

 

Най – румынская разновидность широко распостранённого, древнего инструмента, более известного, как флейта Пана. Представляет собой набор тростниковых трубок разной длины, скреплённых между собой. Строй ная диатонический. В настоящее время кроме тростника используются также и другие материалы (дерево, металл). В силу своего строения, най не очень виртуозный инструмент. Тем не менее, в руках мастера он может быть не только певуч, но и искромётен.

 

 

Тарагот (в венгерском варианте – тарагато) – название двух различных духовых инструментов. Один родствен зурне, имеет два язычка и ведёт своё происхождение от турецкого гобоя. Звук его ярок и пронзителен. (В османской армии его даже использовали для устрашения противника). Другой — нечто среднее между кларнетом и саксофоном-сопрано. В отличии от своих классических «родичей», он более густой и тёплый по звучанию.

 

Рыбья чешуя – элементарный самозвучащий инструмент. Исполнитель, держа её во рту, может высвистывать целые мелодии. Звук горячий, яркий, пронзительный. Возможны разного рода глиссандо, форшлаги и другая, подчас весьма тонкая орнаментика. А вот быстрые арпеджио и скачки для чешуи не типичны.

 

 

Окарина – небольшая свистулька в виде сосуда с дырочками для пальцев. Её отличительная особенность — отсутствие специального выдувного отверстия. Собственно, это даже не инструмент, а скорее, игрушка. И название у него тоже не серьёзное — гусёнок (если перевести с итальянского). Впрочем, далеко не все окарины напоминают голову гусёнка. Инструментов такого рода великое множество. Их формы и строй весьма разнообразны.

 

Лаута – общее название струнных инструментов (лютня, скрипка и т. д.). Народных музыкантов-инструменталистов нередко называют лаутарами. Скрипки, изготовленные сельскими умельцами, разумеется отличались от традиционных итальянских скрипок. В настоящее время это различие значительно уменьшилось, однако манера игры народных музыкантов весьма отличается от классической. Пожалуй, в ней есть что-то от цыганского музыцирования. Тот же огонь, та же свобода, но всё гораздо светлее и без душераздирающих цыганских страстей

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: