III. Усвоение новых знаний.




I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

Работа с картой и атласами по вопросам учителя.

  • определите по карте, какие страны владели колониями в Латинской Америке?
  • показать на карте владения Испании и Португалии в Латинской Америке.
  • какие страны находились под властью Испании и Португалии?

Учитель сообщает тему. Порабощение латиноамериканских народов началось сразу же после открытия Колумбом Америки в 1492 году. Сообщает задачу урока:

- почему к началу XIX века в Латинской Америке было только одно независимое государство?

III. Усвоение новых знаний.

I. 1) Учитель дает задание: по рассказу учителя из предложенных слов составить схему “Управление Латинской Америкой”.

- завоевав обширные колониальные владения, испанцы создали там систему управления такую же, как у себя на родине. В Испании существовала абсолютная монархия. Вот и в каждой колонии высшая власть принадлежала вице-королю. Ему подчинялись губернаторы провинций, назначаемые королем Испании. Городами и сельскими округами правили коррехидоры (королевские чиновники) и алькальды (судьи). Вице-короли имели широкие права – назначали губернаторов и других чиновников, ведали казной и вооруженными силами, издавали различные распоряжения. Кроме того, вице-король испанских колоний от имени испанского монарха утверждал назначение священников.

Учитель проверяет схему и задает вопрос: Кому принадлежала политическая власть в колониях?

Схема “Управление Латинской Америкой” (в готовом виде)

2) Вопрос объясняется с помощью приема “оживление” карты и устного заполнения таблицы. Вопрос: “Каким образом Испания и Португалия мешали развитию хозяйственной жизни своих колоний в Латинской Америке?”.

Таблица “Хозяйственная жизнь колоний в Латинской Америке”

Ограничения в области сельского хозяйства и промышленности Ограничения в области торговли
Строительство мануфактур Продажа спиртных напитков
Возделывать виноград и оливы Продажа табачных изделий
Разводить шелковичных червей Продажа соли, бумаги, пороха
Налоги в пользу короля Торговля между колониями
Налоги в пользу церкви Торговля только с Испанией

Все экономическое развитие колоний было подчинено интересам Испании и Португалии. Далее учитель, используя символы (см. символы для “оживления” карты в Приложении 1), крепит их на обычную бумажную карту или на карту на интерактивной доске. Из колоний метрополии вывозили сахар, кофе, какао, хлопок, кожи, золото, серебро, драгоценные металлы (см. символы для “оживления” карты в Приложении 1). Считают, что за триста лет колониального господства Испания вывезла из Америки только золота и серебра на огромную по тем временам сумму – 6 миллиардов долларов. А ведь эти деньги можно было вложить в развитие стран Латинской Америки. Но колониальные власти не создавали условий для развития местной промышленности, мешали строительству мануфактур.

В колониях стеснялось или запрещалось развитие тех отраслей хозяйства, которые могли угрожать соперничеству Испании. Так, испанские власти запретили возделывать в колониях виноград и оливы, разводить шелковичных червей, кормом для которых служили листья тутового дерева (см. символы для “оживления” карты в Приложении 1). Дело дошло до того, что по приказу властей виноградники уничтожались, а оливковые и тутовые рощи вырубались.

Основная масса населения в колониях была очень бедна. Многочисленные налоги в пользу короля, церкви не оставляли денег для покупки самых необходимых товаров. А если нет денег, чтобы купить товар, то и мануфактуры не строят. Кроме того, в колониях нельзя было без разрешения Испании продавать спиртные напитки, табачные изделия, соль, бумагу, порох.

Колониям не разрешалось торговать ни с одной страной кроме Испании. Короли Испании в течение трех столетий пытались закрыть свои колонии на замок перед иностранцами, чтобы ни с кем не делиться и малой долей колониальной добычи. До конца XVIII века запрещалась торговля между колониями. Обмениваться товарами они могли только через испанские порты. В результате сложился такой порядок, когда товары из Бразилии, предназначенные для Мексики, направлялись в Испанию, а затем из Испании доставлялись в Мексику, и их дважды перевозили через океан.

Затем учитель проверяет правильность выполнения поставленного задания: “Каким образом Испания и Португалия мешали развитию хозяйственной жизни своих колоний в Латинской Америке?” (см. таблицу). Задает вопрос: что нужно было предпринять народам Латинской Америки для развития торговли и промышленности?

3) Перед объяснением материала учитель ставит задачу учащимся, на какие группы делилось население в латиноамериканском обществе, какое положение занимала каждая группа?

Расположите на лестнице представителей колониального общества в XVI-XVIII веках.

Схема “Латиноамериканское общество” (в готовом виде).

Слово учителя. Привилегированную верхушку колониального общества составляли белые уроженцы Испании – представители родовитого дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками. Это была самая малочисленная группа населения.

Ступенькой ниже находились креолы – так называли родившихся в колониях потомков европейцев. Они были крупными землевладельцами, занимали второстепенные должности в администрации и армии, занимались торговлей, владели мануфактурами. На высшие посты в системе управления креолов не допускали.

Еще более низкое положение занимала многочисленная группа населения, возникшая в результате смешанных браков: метисы, мулаты, самбо. А так же коренные жители Америки индейцы. Они были лишены гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров.

Самая многочисленная и самая угнетаемая группа населения в колониях это были рабы- негры, привезенные из Африки. Они работали на плантациях сахарного тростника и хлопка по 18-20 часов. Для того чтобы они не убежали их заковывали в кандалы. За провинности жестоко наказывали. Заставляли считать удары плетью. Для особо провинившихся применялась смертная казнь.

После своего рассказа учитель проверяет правильность заполнения схемы и задает вопросы: кто были самые привилегированные, самые угнетаемые, кто будет выражать протест против своего положения?

4) Рабы не хотели мириться со своим бесправным положением и, начиная с XVI века, поднимались на борьбу за независимость, за свободу.

Одно из крупных восстаний рабов произошло на Гаити в 1791 году. На Гаити (французская колония) проживало 500 тысяч рабов на 4 тысячи плантаторов. Во главе восстания встал Туссен Лувертюр (далее сообщение ученика о Туссене).

Туссен создал прекрасную армию, сражавшуюся под лозунгом “Свобода для всех!”. Восставшим удалось разгромить колониальные французские войска. Рабы получили свободу и землю плантаторов.

В 1801 году на острове была принята Конституция, подтверждавшая отмену рабства и равноправие всех граждан колоний перед законом. Туссен Лувертюр был объявлен пожизненным правителем Гаити. Но Франция не хотела мириться с потерей одной из самых богатых колоний. Французам удалось обманом заманить Туссена в ловушку, он был схвачен и умер во Франции в 1803 году. Несмотря на смерть Туссена Лувертюра Гаити остался независимым.

Далее по вышеизложенному учитель задает вопросы: Какими были цели восставших, удалось ли им добиться поставленных целей?

IV) Закрепление новых знаний.

Учитель дает задание составить схему, расположив в правильной последовательности выражения.

Схема в готовом виде

V) Домашнее задание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: