Соцреализм как явление в искусстве живописи XX в.




В Советском Союзе авангардизм проявился тоже как протест против официоза в культуре, против социального реализма, но как «катакомбное», т. е. нелегальное, современное искусство. Реализм как художественное явление в искусстве объединяет в себе два начала ‑ идейное и методологическое. Реализм в культуре XX в ‑ это продолжающееся влияние культуры XIX в. Наряду с прямой традицией, доставшейся от этого века, выдвигаются два новых течения в реализме.

Живописный реализм ‑ тяготеет к эмоциональной, импульсивной трактовке образа, как бы под влиянием идей импрессионизма.

Соцреализм — акцентирует внимание на решении социальных проблем. В произведениях первого мир представлен натуралистически, импульсивно, эмоционально, ярко. Художников этого направления интересовали, прежде всего, не события и действия, а состояние среды, объединяющей предметы и фигуры в живописное целое, не требующее строгого построения пространства. Этот вид реализма тяготеет к многоцветности, сочной красочности, широкому мазку, графичности линии и силуэта.

В произведениях первого мир представлен натуралистически, импульсивно, эмоционально, ярко. Художников этого направления интересовали, прежде всего, не события и действия, а состояние среды, объединяющей предметы и фигуры в живописное целое, не требующее строгого построения пространства. Этот вид реализма тяготеет к многоцветности, сочной красочности, широкому мазку, графичности линии и силуэта. О манере художников этой школы можно сказать ‑ синтез импрессионизма и модерна. Существенное место в их творчестве занимал народ, как носитель устойчивой красоты

Народные мотивы в их работах предстают в красочном, праздничном виде (А. Архипов, К.Юон).

В русле живописного реализма особого подъема достигла пленэрная, пейзажно-лирическая живопись, в которой характер и состояние природы сопрягались с настроениями и чувствами человека (И Грабарь, К. Юон). В жанре театрального портрета работали М. Врубель, П. Кустодиев, В Серов.

Социальный реализм представляет форму реализма, ориентирующего на отражение социальной реальности, пропагандирующего социалистические идеи в формах художественного идеала. Для соцреализма характерны аллегорические, символические композиции, воспевающие свободу и труд. Понятия и суждения о жизни выражаются в этом искусстве опосредованно в художественной теме произведения, содержащей в себе мыслимый, желаемый мир. Демократические убеждения или настроения художников соцреализма, их гуманистические взгляды, ощущения драматизма бытия находят отражение в их творчестве (М Сарьян (1880–1972), П Кузнецов). И события, и герои изображаются такими, как есть, без налета романтики и красивого вымысла (Н. Касаткин, А Архипов).

В искусстве соцреализма последовательно развивалась тема пробуждения народа, пробуждения его сознания.

 

Особо нужно выделить мексиканскую школу неореализмамуралисты, суть которой состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны, жизни народа, его борьбы. Монументалисты воссоздали искусство ацтеков, майя, обратились к монументальному искусству Возрождения. Главным героем этих фресок является народ. Философски обобщив социальные явления и исторические события, проникнув в их глубинный смысл, художники этой школы заложили основы демократического национального искусства (Д. Ривера, Д. Сикейрос, X. Ороско, Р. Гуттузо).

Абрам Архипов. Баба в красном, около 1910 Гелий Коржев-Чувелев (1925-2012) Проводы. Опаленные войной 1967  
Мартирос Сарьян. Старый Ереван. Лето. Х., м. 105х230 ГТГ. 1928  
Андрей Мыльников. Мирный день. Масло, холст. 200 х 400 см. 1950  

 

Итак, в искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:

• в заметном увеличении стремления к обобщенности образа,

• исчезновении детализации,

• возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей,

• перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа,

• сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника.

Живописное искусство отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм. Вследствие этого внутри самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в художественной среде, с другой — с трудностями для понимания инноваций широкой публикой, не сумевшей отойти от привычных академических идеалов.

Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в. Судьба наиболее ярких художественных стилей оказалась различной: одни (кубизм, дадаизм) — ярко блеснули, но развития не получили, другие (реализм) — подверглись многочисленной модификации и, модернизируясь, «дожили» до конца XX столетия.

Вопросы для закрепления знаний

1. Постмодернизм.

2. Формирование стилевых течений: сюрреализм, пуризм, орфизм, конструктивизм.

3. Соцреализм как явление в искусстве живописи.

4. Характеристика стилевых явлений в искусстве современной живописи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: