Некролог как жанр биографии




Содержание

 

Введение

. Некролог

. Некролог как жанр биографии

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Еще в первые века христианства принято было записывать в церковных книгах имена умерших священнослужителей, благотворителей и прихожан, которые провозглашались во время богослужения, чтобы паства молилась за них. В Средние века эти церковные записи перешли в списки или календари, которые велись при духовных учреждениях и монастырях. Сюда вносились, кроме подвижников и мучеников, папы и государи, архиепископы и епископы, настоятели и настоятельницы монастырей, начальники и члены духовных орденов, благотворители и лица, заказавшие вечные мессы.

Уже в VII веке эти списки были очень распространены. Вслед за смертью настоятеля или епископа во все соответственные учреждения отряжался гонец с извещением о его кончине. Эти извещения, первоначально заключавшие в себе лишь традиционную формулу, обратились позднее в длинные панегирики усопшему, литературное значение которых иногда не ниже значения палеографического и исторического. День получения известия заносился в списки вместе с именем усопшего. Извещения составлялись по следующему образцу: сперва шел напыщенный риторический панегирик, затем следовало жизнеописание, с новым восхвалением добродетелей усопшего, но - говорилось в заключение, - каковы бы ни были его достоинства, он был человек, подверженный и людским недостаткам: надо молиться о прощении его грехов.

В России этот жанр существует с момента зарождения периодической печати в России - с петровских «Ведомостей». А в Положении об издании губернских газет 1837 г., утвержденном императором Николаем I, предписывалось в неофициальном отделе публиковать «некрологи известных в губернии лиц, заслуживающих общего внимания».

Если верить статистике, то одна из самых читаемых в газете рубрик - некрологи. Может, потому, что смерть, как все неизведанное и до конца не понятое, невольно притягивает людей, а может, взор читателя привлекает обычно сопровождающая некролог черная рамка, заметно выделяющая сообщение о смерти среди всех других на газетной странице.

Но мало кто из нас когда-нибудь задумывался, что на самом деле некролог - это гораздо большее, нежели печальная новость, воздающая дань памяти и уважения человеку, ушедшему в мир иной. Некролог вполне может играть роль своеобразного индикатора общества, выявляя те или иные его характерные черты. Сообщение об умершем скажет многое и о живущих. (Прямо-таки единство и борьба противоположностей.)

Такой необычный взгляд на этот древний жанр принадлежит старшему преподавателю кафедры философии ТвГУ и старшему научному сотруднику Института человека РАН кандидату философских наук Сергею Корсакову, коллекционирующему некрологи.

Цель работы - рассмотреть некрологи как жанр биографии и его использование в деятельности пресс-службы.

 


Некролог

 

Нередко не только в быту, но и в научной литературе биографией называют жизнь человека (по крайней мере, ряд ключевых событий этой жизни), однако словарное значение данного слова - «жизнеописание».

Иногда это определение варьируется и дополняется. Например: «описание чьей-либо жизни» или даже «сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица» (в последнем случае справедливо подчеркнут аспект сочиненности и повествовательной природы биографического текста. Данный момент нам хотелось бы особо проакцентировать: повествование, чтобы быть биографией, должно представлять собой не простой свод фактов, а осмысленную нарративную конструкцию. Например, такой популярный жанр, как хроника жизни и деятельности какого-либо известного лица, безусловно, близок к биографии, но собственно биографией не является, поскольку тут фиксируются самые разные факты (с претензией на полноту), которые представлены без какой-либо иерархии, без осмысления связей между ними, без общей концепции. Биография же дает «формулу» жизни человека, представляет ее как имеющую смысл, как некое движение, переход из одного состояния в другое. Не является биографией и общая характеристика человека (его словесный портрет), поскольку она дает качества и черты человека в синхронии, без движения.

Основная функция биографии - социализация человека посредством знакомства его с повествованием о жизни реально существующего лица наряду с другими формами социализации: прямым информированием о существующих в обществе нормах и ценностях; повествованием о вымышленных персонажах (художественная литература), информацией о социально одобряемых и неодобряемых образцах из ближайшего окружения (родители, друзья) и т.п. Биография позволяет читателю ощутить, что индивидуальная жизнь (и его тоже) имеет смысл, и смысл этот социальный, в связи личности с обществом.

Помимо самого факта смерти в некрологе имеется и культурно-творческий аспект. Некролог как бы закрепляет ту или иную личность в культуре человечества, при этом общество отбирает наиболее значимых, на свой взгляд, людей, тем самым фиксируя свои предпочтения и в какой-то степени навязывая их людям. В этом смысле некролог представляет собой некий социальный институт, как нельзя лучше свидетельствующий о системе ценностей общества.

Вот характерный пример: в год смерти Есенина газета «Известия» помещает о нем несколько памятных строк, а рядом - большая посмертная статья о «красном летуне», крестьянине Качалове, внесшем значительный вклад в развитие ВВС РККА.

Исследования Сергея Корсакова касаются в основном советского периода в истории нашей страны.

Он выделяет в нем несколько этапов, соответствующих определенному стилю некролога, предпочитаемому в то или иное время:

· стихийный (20-е годы),

· личностный (30-е годы),

· помпезный (40-е - середина 50-х),

· переходный (середина 50-60-х),

· формальный (классический) (середина 60-80-х),

· романтический (середина 80-х-начало 90-х).

В некрологах, появляющихся на страницах изданий указанных периодов, как бы закодирована информация о самом времени. К примеру, некрологи 20-х годов имели ярко выраженную форму эпичности, содержали в себе элементы разговорной речи, создавались исключительно теми людьми, которые близко знали умершего, в то время как в брежневский период можно было написать некролог, даже не зная самого человека. Выработалась определенная калька, и на ее основе специальной комиссией создавался некролог. Были свои штампы, которые, наверное, «надолго сохранились в вашей памяти»: «… понесли тяжелую утрату », «после долгой и продолжительной болезни скончался видный деятель… » и т.д. За этими сухими словами образ, характер человека был практически незаметен, зато четко определялось его место в партийной иерархии. Степень значимости человека, ушедшего из жизни в годы застоя, легко восстановить по соответствующим параметрам некролога: специалисту о многом говорят такие тонкости, как число подписавшихся под некрологом людей и их регалии, место размещения посмертного сообщения в газете и его жанр, наличие траурной рамочки и ее толщина.

Однако, даже этот сугубо официозный подход к смерти человека, по мнению Сергея Корсакова, был более достойной формой почитания умерших, чем то, что стало происходить с некрологами после перестройки и продолжается по сей день. На данный момент можно с твердой уверенностью сказать, что мы переживаем период явной деградации жанра некролога. Примеров тому - тьма.

В одной из современных газет Сергей Корсаков обнаружил статью, в которой сотрудники крупной фирмы выражали соболезнования своему шефу по поводу кончины его отца - Героя Советского Союза. Некролог на имя этого известного человека при этом отсутствовал во всех газетах.

Многие печатные издания в наше время фиксируют лишь обстоятельства смерти, и только их сенсационностью определяется упоминание в газете имени умершего, при этом сама личность теряется за кровавыми фактами. И даже в таком солидном издании, как «Коммерсантъ», одно время была рубрика «Смерти», в которую не успевавшие с соответствующей информацией корреспонденты писали выдуманные некрологи или сообщения о смертях своих преспокойно живущих на белом свете друзей. Некрологи печатаются несистематизированно, почти во всех современных изданиях они отодвинуты на последнюю страницу. А ведь не исключено, что, опираясь именно на этот жанр, потомки будут диагностировать современное общество, судить о нас с вами.

В какой-то степени все эти несуразности можно понять - сейчас живой-то человек никому не нужен, не то что мертвый. Отсюда и вопиющее неуважение к памяти предков, и вандализм на кладбищах, и по этим же причинам, наверное, вымирают некрологи.

Жанровое своеобразие некролога определяется, что вполне очевидно, предметом отображения, каковым является факт смерти какого-то человека.

Смысл публикаций этого рода в отличие, скажем, от криминальных сообщений, как известно, заключается прежде всего в том, что они просто извещают аудиторию о смерти людей (прежде всего - известных данной аудитории).

Кроме того, некрологи, как правило, содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах. Иногда в некрологе говорится о причине смерти, месте похорон. Завершается некролог обычно прощальными словами, выражением скорби по умершему.

 

Некролог как жанр биографии

Некролог жанр биография газетный

«Некролог - официальное информирование общественности организацией, фирмой или группой лиц о смерти своего сотрудника или общественно значимой личности.

Некролог может быть как для широкой общественности (публикуется в печати), так и внутренний, который предназначен для коллектива предприятия, учреждения, организации и вывешивается в этом производственном подразделении.

В наше время некрологи публикуют как центральные, так и местные газеты. Они могут быть разными по размеру, по эмоциональному содержанию, но цель у них одна - известить общественность о естественной смерти или о трагической гибели известного или уважаемого человека.

Некролог состоит из трех частей. В первой части сообщается, кто, когда, по какой причине умер или погиб и на каком году жизни. Во второй части отмечается, где, когда, в какой семье он родился, где учился, служил, работал, какой был специалист, руководитель, человек, какие имел награды, почетные, научные и военные звания. В третьей части утверждается, что его смерть - это большая утрата для трудового коллектива, общественности, науки, культуры, спорта и т.д.

Как правило, в последнем абзаце некролога говорится о том, что светлая память об умершем навсегда сохранится в памяти тех, кто знал его и кто подписал эту разновидность биографии».

К примеру, некролог «Ахметшин Наиль Хасанович 24.06.1953 - 31.10.2008», имеет следующее содержание:

«Российское китаеведение понесло тяжелую утрату. Ушел из жизни Наиль Хасанович Ахметшин - известный специалист по Китаю, талантливый ученый, педагог, переводчик, путешественник, автор многих научных трудов, словарей, научно-популярных книг и статей.

Он трагически погиб 31 октября 2008 года в результате несчастного случая на вечерней улице Пекина недалеко от императорского дворца «Гугун».

Выпускник Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, Н.Х. Ахметшин начинал свою научную работу в качестве исследователя сложных исторических процессов в КНР периода 50-х годов XX века. В последующем сфера его научных интересов расширилась за счет углубленного изучения современного права КНР. Он стал редким специалистом, глубоко разбирающимся в вопросах уголовного и уголовно-процессуального кодексов Китая, других юридических проблем и политической системы КНР.

Важной стороной деятельности Н.Х. Ахметшина была его преподавательская работа в ИСАА при МГУ. Он также преподавал в МГИМО - У МИД РФ, читал лекции в других вузах Москвы. Наиль Хасанович обучил и воспитал большое количество специалистов-востоковедов, многие из которых стали видными учеными, дипломатами, журналистами, работниками различных государственных, общественных организаций и бизнес-структур. Он был умелым педагогом, щедрым на интересные идеи и доброжелательным к своим коллегам и ученикам.

Яркой страницей биографии Н.Х. Ахметшина явились научные стажировки в Шаньдунском университете (1986-87) и Пекинском народном университете (1990-91), в ходе которых он много ездил по Китаю, собирая обширный полевой материал для своей научной и учебной работы.

Имя Н.Х. Ахметшина прекрасно известно в Китае. В ходе своей работы в агентстве Синьхуа (1997-2002) и Бюро переводов при ЦК КПК в Пекине (2004-2008) им были переведены с китайского языка на русский язык и отредактированы многие документы, информационные и другие материалы, связанные с важнейшими событиями жизни китайского народа. Переводческая, редакторская и публицистическая деятельность Наиля Хасановича является существенным личным вкладом в развитие российско-китайских отношений, дружбы и взаимопонимания между народами России и Китая.

Китайско-русский юридический словарь, изданный Н.Х. Ахметшиным в 2005 г., привлек внимание Д.А.Медведева, который в ранге вице-премьера российского правительства посетил выставку книг российских авторов о Китае, открывшуюся в Пекине в марте 2006 года в связи с Годом России в Китае. Будущий президент России, взяв этот словарь в руки, сказал: «Здесь есть и книга для меня». Наиль Хасанович также является соавтором Китайско-русского финансово-экономического словаря, вышедшего из печати в 2007 году.

В последние годы у Н.Х.Ахметшина проявился талант путешественника и писателя. Он совершал поездки в отдаленные районы Китая и создавал интересные книги, раскрывающие многие тайны Тибета, пустыни Такла-Макан, Шелкового пути и ворот Шамбалы. При этом в своих работах научно-популярного жанра Наиль Хасанович удачно сочетал свои меткие наблюдения с натуры с громадным объемом сведений из многих архивных, документальных источников, а также народных преданий и былин. Популярное изложение сложного материала, рассчитанного на широкого читателя, базировалось на глубоких научных знаниях, дополнялось многими важными деталями, передающими аромат древней эпохи и краски современных реалий китайской действительности.

К глубокому сожалению Наиль Хасанович прожил короткую жизнь. Но она была яркой, наполненной многими интересными событиями, творческими удача и свершениями. Ему удалось всесторонне реализоваться в своей профессиональной деятельности. Он имел счастье издавать научные труды в соавторстве со своим отцом - заслуженным деятелем науки РФ, доктором юридических наук, профессором Хасаном Мубараковичем Ахметшиным. Ряд его работ иллюстрировано его любимой дочерью Ренатой Ахметшиной, окончившей ИСАА при МГУ в 2008 году. Они совершили ряд отважных и интересных поездок по труднодоступным районам Китая и изложили свои наблюдения в книгах.Наиль Хасанович обладал удивительными человеческими качествами. Он любил жизнь во всех ее проявлениях, глубоко разбирался в искусстве, спорте, имел широкий культурный кругозор. Он был интересным собеседником, веселым рассказчиком, человеком широкой души, верным и надежным другом и товарищем. К нему всегда тянулись люди, любили коллеги, друзья и ученики. Трудолюбие, творческая активность, принципиальность и доброжелательность к людям вызывали глубокое уважение к этой «космической личности» у всех, кто знал его лично или знакомился с его публикациями.

Коллеги, друзья и ученики Наиля Хасановича Ахметшина глубоко скорбят по поводу его трагической кончины и приносят свои соболезнования его родным и близким.

Светлая память о Наиле Хасановиче Ахметшине навсегда сохранится в сердцах его друзей, коллег и учеников ».

Еще пример некролога (Московский листок», 17 декабря 1993, № 350):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: