ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Статья опубликована в рамках:
Международной заочной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: проблемы и решения» Россия, г. Новосибирск, 27 февраля 2013 г.)
Выходные данные сборника:
«Экономика и современный менеджмент: проблемы и решения»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (27 февраля 2013 г.)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Лаврут Наталья Сергеевна
ассистент кафедры «Финансовый менеджмент» Дальрыбвтуза, г. Владивосток
E-mail: nat.lavrut@gmail.com
Современное социально-экономическое положение России определяет особую актуальность государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности ее регионов. Сегодня особая роль отводится возможностям отдельного региона формировать безопасность государства в целом, оставаясь при этом развивающейся и стабильной территорией, способной результативно противостоять экономическим угрозам или предотвращать их появление.
Сущность региональной экономической безопасности заключается в возможности действенного контроля со стороны региональных органов управления по эффективному использованию природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, ускорению экономического роста, повышению качества продукции, конкурентоспособности производства.
Основными характеристиками, определяющими экономическую безопасность региона являются:
·уровень предпринимательской активности;
·сбалансированность распределения доходов;
·повышение профессионального, образовательного и куль-турного уровня населения;
|
·стимулирование процесса привлечения инвестиций;
·поддержка и развитие инновационной деятельности.
Экономическая безопасность региона — это комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, включающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам [2, с. 76].
Объектом экономической безопасности региона является региональная экономика как система взаимодействия производственной, социальной и природной сферы.
К субъектам экономической безопасности региона относятся исполнительные и законодательные органы власти федерального и регионального уровней, крупные корпорации, занимающие монопольное положение на рынке, теневые структуры, связанные с коррумпированным государственным аппаратом, иностранные корпорации, стремящие захватить местные рынки.
Региональная экономическая безопасность должна быть реали-зована по следующим направлениям:
1.поддержание экономической стабильности и независимости страны;
2.соблюдение сбалансированности экономической системы;
3.повышение эффективности функционирования национального хозяйства;
4.повышение уровня саморазвития региона;
5.увеличение объема внедрений и использования инноваций;
6.расширение производства товаров и услуг;
7.обеспечение конкурентоспособности региона на внутреннем и мировом рынках.
В структуре экономической безопасности региона можно выделить три важнейших блока.
1.Экономическая независимость, которая носит относительный характер из-за экономической и политической зависимости региона от государственного центра и взаимосвязанности экономик субъектов Российской Федерации. В данном случае экономическая независимость предполагает возможность контроля региональной власти за региональными ресурсами. А именно, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который будет обеспечивать ее конкурентоспособность и позволит участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
|
2.Стабильность и устойчивость региональной экономики, предполагающие защиту собственности всех форм, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, борьбу с экономическими правонарушениями, балансирование распределения доходов и расходов.
3.Способность к саморазвитию и прогрессу — создание благоприятного климата для инвестиционных вложений и инновационной деятельности, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работающего населения.
Структура формирования социально-экономической безопасности регионов России должна представлять собой комплекс экономических, экологических, правовых, геополитических и иных условий, которые призваны обеспечивать:
·защиту интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала;
·предпосылки для сохранения и выживания региональных структур в условиях возможного кризиса и будущего развития;
·конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках;
|
·устойчивость финансового положения страны;
·развитие региональной инфраструктуры;
·содействие развитию предприятий, ассоциаций, региональных финансово-промышленных групп и комплексов;
·создание внутренней и внешней защищенности от возможных негативных воздействий [1, с. 117].
В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, решающее значение должно принадлежать упреждению потенциальных и реальных угроз. Важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и неэкономических воздействий на них.
Основные угрозы экономической безопасности региона условно можно разделить на две группы: внутренние и внешнеэкономические.
К внутренним угрозам относятся угрозы, возникающие в реальном секторе экономики (спад производства, сокращение основных фондов, потеря рынков сбыта, снижение инвестиционной и инновационной деятельности), угрозы социальной сферы (рост безработицы, ухудшение уровня жизни населения), производственные и энергетические угрозы (преобладание импортной продукции на рынке, сокращение производства энергии, завышении расходов на производство продукции).
Внешние угрозы включают в себя валютно-финансовые (отток валютных средств, увеличение внешнего долга), экономические (потери внешних рынков, криминализация экономики) и внешнеэкономические угрозы (территориальный сепаратизм, политическая нестабильность).
Совокупность этих факторов оказывает негативное воздействие на процесс развития внешней и внутренней обстановки и может дестабилизировать ситуацию, создав ряд реальных угроз безопасности нашей страны.
Анализ угроз экономической безопасности регионов России показывает, что главные из них в настоящее время носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической и социально-экономической сферах. Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.
Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.
Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики, стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции, развитие перспективных техно-логий общего и специального назначения.
Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин безопасность не употребляется.
Таким образом, экономическая безопасность региона — это совокупность текущего состояния условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость развития экономической территории, определенную независимость и взаимодействие с экономикой страны.
Список литературы:
1. Костин В.И., Костина А.В. Национальная безопасность современной России. Экономические и социокультурные аспекты. М.: Либроком, 2013. — 344 с.
2. Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити-Дана, 2011. — 352 с.