на проект государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы




Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям

 

 

Заключение

на проект государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы

 

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О парламентском контроле» от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел проект государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 -2020 годы, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации. В этой связи отметим, что базовый текст государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 2433-р.

Необходимость корректировки государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы связана, прежде всего, с приведением в соответствие объемов ее финансового обеспечения с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям отмечает, что поэтапным планом мероприятий, направленных на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий», на 2013 год было предусмотрено увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки до 1,41% от ВВП. Предварительное значение указанного показателя в соответствии с прогнозом Минэкономразвития Российской Федерации в 2013 году не увеличилось и составило 1,12% от ВВП[1].

Очевидно, что без увеличения финансирования научных исследований и разработок трудно рассчитывать на увеличение результативности научной и научно-технической деятельности. Так, в базовом тексте государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 год было запланировано повышение удельного веса России в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE до 2,3%. В этой связи следует отметить, что значение указанного показателя в 2013 году не было достигнуто и составило 2,1%.

В паспорте проекта государственной программы «Развитие науки и технологий» на ее реализацию в 2013-2020 годы предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 1484270829,2 тыс.рублей, том числе: в 2013 году – 145402687,7 тыс. рублей, в 2014 году – 150952739,6 млн. рублей, в 2015 году – 166578619,3 тыс. рублей, в 2016 году – 186554617,9 тыс. рублей, в 2017 году – 186770445,5 тыс. рублей, в 2018 году – 203491091,7 тыс. рублей, в 2019 году – 215944223,3 тыс. рублей, в 2020 году – 228576404,2 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).

В этой связи следует отметить, что с учетом инфляции в 2014-2020 годах будет иметь место снижение фактических расходов на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» в постоянных ценах 2013 года. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что даже при уровне инфляции, заложенном в Федеральном законе от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», фактические расходы на реализацию государственной программы «Развитие науки и технологий» в 2013-2020 годах, будут ниже запланированных примерно на 24%.

При этом следует отметить, что финансовое обеспечение государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» в 2014 – 2016 годах составит в среднем около 23% от расходов на исследования и разработки, предусмотренные в федеральном бюджете или примерно 0,2% от ВВП.

По итогам реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» к 2020 году планируется получение целого ряда основных результатов, в том числе: достижение мирового уровня исследований в сфере фундаментальных и поисковых работ с максимальным приближением к мировому уровню в странах с развитой экономикой; вхождение России в число стран-лидеров по патентной активности.

В этой связи следует отметить, что предусмотренных в паспорте государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» ассигнований явно недостаточно для получения ожидаемых результатов – они могут быть достигнуты при должном финансировании науки, соответствующем развитым странам (в развитых странах объемы финансирования науки составляют не менее 1,7% от ВВП), а также при высоком уровне управления научно-техническим развитием, организации и планирования научных исследований и разработок.

В связи с планируемым уменьшением бюджетного финансирования государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» по сравнению с ранее утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 2433-р объемами финансового обеспечения с 1603300073,6 тыс. рублей до 1484270829,2 тыс.рублей остается неясным, каким образом будут решены задачи увеличения объемов финансового обеспечения государственных научных фондов в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также повышения к 2018 году средней заработной платы научных работников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Очевидно, что одним из основных путей решения данной задачи будет дальнейшее сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками.

Также вызывают сомнения в научной и экономической обоснованности приведенная в проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» динамика показателей кадрового потенциала науки в части повышения удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей с 39,1% в 2013 году до 42,5% в 2020 году, а также снижения среднего возраста исследователей с 48 лет в 2013 году до 44,9 лет в 2020 году.

На фоне указанного выше сокращения бюджетного финансирования государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» вызывает сомнение обоснованность планируемого роста удельного веса России в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE c 2,1% в 2013 году до 2,46% в 2020 году. Например, удельный вес России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE составил 1,9% при совокупных ассигнованиях на гражданскую науку из федерального бюджета на уровне 0,57% от ВВП.

В этой связи следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству Российской Федерации поручено уже к 2015 году обеспечить достижение следующих показателей: увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% от ВВП, увеличение удельного веса России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE до 2,44%.

Очевидно, что для повышения научной и экономической обоснованности формируемых государственных программ в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588 необходимо разработать ведомственную методику оценки затрат на научные исследования и разработки как функции ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» (числа научных публикаций, количества патентов на результаты интеллектуальной деятельности, объема инновационной продукции и др.).

Особую актуальность принимает решение данной задачи в условиях имеющихся бюджетных ограничений, а также внедрения новых форм финансирования государственного сектора науки путем предоставления субсидий научным учреждениям на выполнение научно-исследовательских работ в рамках государственного задания.

Учитывая задачи, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям видит высокие риски достижения ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» в 2014 – 2020 годах при запланированных объемах финансирования на ее реализацию. По экспертным оценкам, ежегодные темпы прироста затрат на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» в 2014-2020 годах должны составлять не менее 10-12% в постоянных ценах 2013 года.

Для оценки результатов научной и научно-технической деятельности, полученных в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий», наряду с наукометрическими показателями, следует использовать экономические показатели, характеризующие капитализацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в составе нематериальных активов и их доходность. К ним можно отнести следующие показатели: стоимость созданных РИД в результате выполненных научных исследований и разработок в составе нематериальных активов, доходы от распоряжения правами РИД, находящимися в государственной и муниципальной собственности, эффективность использования РИД, рассчитанная как отношение прироста доходов от распоряжения правами РИД к приросту затрат на их создание.

 

Председатель Комитета В.А.Черешнев

 

А.В.Тодосийчук

(495)692-54-87


[1] Отчет Счетной палаты Российской Федерации о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета по результативности и эффективности расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2012 и 2013 годах на научные исследования и разработки» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 4 апреля 2014 года № 18К (964)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: