Занятие 1.
ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫЭКОНОМИКИ. МЕТОДЫПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АПТЕК
ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ. Хозяйственная деятельность аптечных организаций постоянно подвергается большим изменениям вследствие колебания спроса на ЛП, действия объективных и субъективных факторов. Эти изменения необходимо предвидеть с максимальной точностью и наименьшими ошибками. Оптимальный прогноз можно сделать, овладев научно-обоснованными методами экономического анализа и прогнозирования. От точности прогноза зависит рентабельность аптеки, безотказное лекарственное обеспечение населения.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Закрепить у студентов знания по отдельным экономическим категориям: микроэкономика, качественные и количественные параметры субъектов микроэкономики, сущность и этапы стратегического планирования, виды тактического планирования. Научить использовать различные методические приемы при прогнозировании экономических показателей аптеки.
ЗАДАЧИ. Научить умению:
Решать задачи по прогнозированию экономических показателей методами:
· графическим
· балансовым
· технико-экономических расчетов
· корреляционно-регрессионным
· динамических показателей
· оптимизации плановых решений.
ВОПРОСЫДЛЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. Экономика, как наука – это:
а) совокупность знаний о деятельности людей, связанной с использованием разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества
б) совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни
в) отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг
2. Предметом экономической науки является:
а) проблемы эффективного использования неограниченных производственных ресурсов
б) проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов
в) анализ эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека
3. К экономическим ресурсам относятся:
а) Труд
б) Время
в) Товарные запасы
г) Природные ресурсы
д) Денежные средства
е) Средства производства
4. СОВОКУПНОСТЬ ИНСТИТУТОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНЯТЫХ ПРОИЗВОДСТВОМ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И ОБМЕНОМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ, УСЛУГ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ – ЭТО:
а) реализация
б) конкуренция
в) производство
г) фармацевтический маркетинг
д) фармацевтическая экономика
5. ПРОБЛЕМЫЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОГРАНИЧЕННЫХ РЕСУРСОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ ТОВАРОВ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – ЭТО:
а) реализация
б) фармацевтический рынок
в) фармацевтический маркетинг
г) фармацевтическая экономика
д) область исследования фармацевтической экономики
6. КАЧЕСТВЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ АПТЕКИ, КАК КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
а) Базовая форма собственности
б) Организационно-правовой статус
в) Численность работников
г) Конкурентоспособность
д) Годовой капитал
7. КОЛИЧЕСТВЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ АПТЕКИ, КАК КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
а) Базовая форма собственности
б) Организационно-правовой статус
в) Численность работников
г) Конкурентоспособность
д) Годовой капитал
8.ОСОБЕННОСТЯМИ деятельности АПТЕКИ, КАК ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ:
а) наличие обязательного ассортиментного минимума
б) фармацевтические услуги оказывают только дипломированные специалисты
в) аптеки могут существовать только в виде государственных унитарных предприятий
г) повышенные требования к составу и оборудованию торговых и производственных помещений
д) спрос на рецептурные ЛП формируется промежуточным потребителем
9. совокупность специальных методов и приемов, связанных с комплексным исследованием финансово-экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающихся в определенной системе экономической информации – это:
а) прогнозирование экономической деятельности
б) экономический анализ деятельности организации
в) управление деятельности организации
г) учет хозяйственно-финансовой деятельности организации
10. ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИЗНАКУ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗДЕЛЯЮТ НА:
а) последующий
б) перспективный
в) ретроспективный
г) предварительный
11. Управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия и его потенциальными возможностями называется
а) Текущим планированием
б) Стратегическим планированиемв) Целеполаганием
12. Укажите правильную последовательность этапов стратегического планирования:
1.Формулирование целей | а. 1,2,3,4,5,6,7,8 |
2.Разработка программы (миссии) предприятия | б. 2,3,4,1,5,7,6,8 |
3.Выбор стратегии | в. 2,1,5,4,7,3,8,6 |
4.Внутренний анализ деятельности | г. 2,1,3,4,5,6,8,7 |
5.Внешний анализ деятельности | д. 6,8,3,4,1,2,5,7 |
6. Оценка эффективности | |
7. Анализ стратегических альтернатив | |
8. Реализация стратегии |
13. ДАННЫЕ, КОТОРЫЕ БЕРУТСЯ ИЗ ДОКУМЕНТОВ УЧЕТА ЗА ПРОШЕДШИЙ ПЕРИОД, НАЗЫВАЮТСЯ:
а) плановые
б) ожидаемые
в) фактические
14. ДАННЫЕ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ПЕРИОД, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ, НАЗЫВАЮТСЯ:
а) плановые
б) ожидаемые
в) фактические
15. ДАННЫЕ ГОДА, КОТОРЫЙ ПРЕДШЕСТВУЕТ ПЛАНИРУЕМОМУ, НАЗЫВАЮТСЯ:
а) плановые
б) ожидаемые
в) фактические
16. ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧ И СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ – ЭТО:
а) тактическое планирование
б) стратегическое планирование
в) среднесрочное планирование
г) текущее планирование
17. МАКСИМАЛЬНАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ И ФОРМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ – ЭТО:
а) тактическое планирование
б) стратегическое планирование
в) среднесрочное планирование
г) текущее планирование
18. ФОРМАМИ КРАТКОСРОЧНОГО (ТЕКУЩЕГО) ПЛАНИРОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
а) план розничного товарооборота
б) план издержек обращения
в) стратегический план
г) финансовый план
д) тактический план
е) план маркетинга
ж) план прибыли
19. В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
а) балансовый
б) нормативные
в) статистические
г) административные
д) оптимизации плановых решений
20. Укажите правильную последовательность этапов прогнозирования на основе метода динамических показателей:
1. Расчет реальных значений показателей | а. 1,2,3,4,5 |
2. Расчет абсолютных и относительных показателей, темпов роста (прироста). Выявление тенденций относительных показателей или расчет среднегодового темпа роста (прироста) | б. 2,3,4,1,5 |
3. Сбор данных | в. 2,1,5,4,3 |
4. Систематизация данных. Построение динамических рядов показателей, графиков, диаграмм | г. 2,1,3,4,5 |
5. Определение планового показателя (абсолютного и/или относительного) | д. 3,4,1,2,5 |
РЕШИТЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ЗАДАЧА 1.
В экономике широко используется графический анализ. На рис.1 представлена зависимость между доходом и потреблением товара. Эта зависимость изображена в виде прямой линии, уравнение которой имеет следующий вид: Y = a + bX, где Y - зависимая переменная (в нашем случае - потребление), X - независимая переменная (в нашем случае доход), a - свободный член уравнения, на графике показывает точку пересечения с осью ординат, b - регрессионный коэффициент, на графике показывает угол наклона прямой к оси абсцисс.
По данному уравнению прямой линии рассчитайте потребление товара при доходе 500 руб.
Рис. 1 Зависимость потребления от дохода.
Потребление, руб. | |||||||||||
400 | |||||||||||
300 | ![]() | С | |||||||||
200 | В | ||||||||||
100 | |||||||||||
0 | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | Доход, руб. | |||||
А=100
В= 0,5
У= 100+0,5х
Х=500,у=350
ЗАДАЧА 2.
Проанализируйте этапы стратегического планирования аптеки.
Подберите соответствие между этапами стратегического планирования и их содержанием и определите вид стратегии, который используется в данной аптеке.
Результаты занесите в таблицу:
Этап (название) | Содержание этапа | Вид стратегии | |
Теоретическое | По задаче | ||
I определение миссии | Для чего нужна данная организация? | 6 3 | |
II формулирование целей | Конкретные направления в деятельности организации | 3 4 | |
III анализ внешней среды | Анализ среды,где функц, анализ отрасли, анализ, анализ конкурентов | 2 1 | |
IV анализ внутренней среды | Анализ хоз деят предприятия | 1 6 | |
Vанализ стратегической альтернативы | Преобраз планир от анализа внут и вн среды в стратегич планы | 7 5 | |
VI выбор стратегии | Контр над затратами, дифф, фокус | 4 2 | |
VII реализация стратегии | Разраб проч деят. Ф-ий | 5 7 | |
VIII оценка эффективности | Оценка достигн рез. |
ВАРИАНТ 1. Аптека «Витамин В». (1) В течение последних лет издержки обращения аптеки росли, аптека была убыточной. (2) В районе, где расположена аптека есть еще 5 аптечных организаций. (3) На последующие три года в аптеке предполагается строить экономическую политику на совершенствовании хозяйственной деятельности и повышении прибыльности. (4) Предполагается в течение трех лет снизить издержки обращения на основе контроля над затратами. (5) В ближайшие 3 года намечается жесткий контроль над затратами, что приведет к снижению собственных издержек в среднем на 15% и увеличению прибыли на 5% (прилагается бизнес-план). (6) Основная задача аптеки – удовлетворение потребностей населения в товарах аптечного ассортимента. (7) Для обеспечения безубыточности аптека может увеличить товарооборот, повысить производительность труда персонала или снизить издержки. (Контроль над затратами)
ВАРИАНТ 2. Аптека «Витамин С». (1) В районе, где расположена аптека, высокий удельный вес пожилых людей, предпочитающих фитотерапию (в аптеках района нет фитобаров). (2) В ближайшие три года предполагается поставить на рынок новые продукты - фитопрепараты и кислородные коктейли. (3) Основная задача аптеки – удовлетворение потребностей населения в товарах аптечного ассортимента. (4) Экономическая политика аптеки направлена на расширение рынка аптечных товаров и услуг. (5) Для обеспечения безубыточности аптека может расширить ассортимент за счет традиционных товарных групп, сократить запасы препаратов обязательного ассортиментного минимума и товаров, не пользующихся спросом, обновить ассортимент за счет внедрения новых товарных групп. (6) В течение последних лет аптека не имела прибыли, производство лекарств в аптеке было убыточным. (7) Расширение ассортимента фитопрепаратов на 30 наименований приведет к увеличению прибыли аптеки за три года на 20% (прилагается бизнес-план).
(дифференциация)
Задача 3.
РАССЧИТАЙТЕ БАЗИСНЫЕ И ЦЕПНЫЕ ТЕМПЫРОСТА ДЛЯ ПОКАЗАТЕЛЯ «РЕЦЕПТУРА» ЗА 5 ЛЕТ ПО СЛЕДУЮЩИМ ИСХОДНЫМ ДАННЫМ:
Показатель | Годы | ||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
Рецептура, ед. | |||||
Базисный темп роста | 1.31 | 1.24 | 1.33 | 1.39 | |
Цепной темп роста | 1.31 | 0.94 | 1.07 | 1.06 |
Какие выводы можно сделать из полученных результатов?