Время проведения –один час.
Тема: Происхождение русской лексики.
Цели:
1. Углубить представление об исконно русских и заимствованных словах, дать понятие о старославянизмах; формировать умение опознавать группы слов русской лексики с точки зрения происхождения.
3. Развивать умение распознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.
4. Учить пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов).
5. Воспитывать интерес к изучению русского языка, обогащать представления обу- чающихся о духовной, нравственной и языковой культуре народа.
Ход урока
I.Запишите дату и тему урока. Изучите цели урока.
2.Повторение изученного по теме “Лексика”
Найдите соответствия. Запишите их в тетрадь.
1. Основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности?
2. Как называется словарный состав языка?
3. Какая наука изучает словарный состав языка?
4. В каком значении могут употребляться слова? (золотой крестик- золотые руки)
5. На какие группы делится лексика в зависимости от лексического значения слов? (торт, крем)
6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) (коса)
7. Слова с противоположным лексическим значением (добро-зло)
8. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (друг, приятель, товарищ)
Слова для справок.Лексика,омонимы,лексикология,слово,синонимы,прямое и переносное значение,слов,однозначные и многозначные слова,антонимы
Изучение новой темы.
Изучите теоретический материал.
А. Происхождение лексики современного русского языка
Русский язык существует много веков, и за это время он претерпел немало изменений. Самые значительные изменения происходят в словарном составе языка, т.е. в лексике
Существуют два основных пути формирования лексики:
А)прямой путь, при котором из имеющихся в языке элементов возникают исконно русские слова (например, каменщик, голубцы, листовка);
Б) путь заимствования, при котором новые слова приходят со стороны, из других языков (автомобиль, кино, телевизор)
Родословная русского языка.
Русский язык развивался в течение долгих тысячелетий.Прародителями русского языка являются следующие группы языков.
1Индоевропейские языки(7-5 век до н.э)Из них к нам пришли слова-мать,дочь.сын,брат,мясо,овца,видеть и др.)
2) общеславянские языки (7 век н.э.).Липа,ель,рябина,овес,пшеница,ворона,сыр,весна,квас,гусь и др.
3) восточнославянская (древнерусская) лексика(VI-XIV вв.)—т.е. общая для русского, белорусского и украинского языков.Белка.каменщик,дремучий,веревка,сорок,девяносто и др.)
4)Общеславянский языкраспался в 6-7 в.,и к 14-15в образовались три группы родственных языков-русский,украинский и белорусский
5)возникла русская лексика (голубцы,кулебяка,варенье,печенье,гололед,обман,обложка и др.)
Исконно русская лексика составляет основу русского языка (79%), именно она создает своеобразие и самобытность русской речи.
Заимствования слов.
21% лексики русского языка приходится на заимствованные слова
Начался процесс заимствования в 10 веке после принятия христианства на Руси.
В истории языка сменялись периоды преимущественного заимствования:
· из германских языков и латыни (праславянский период);
· финно-угорские и балтские (в первую очередь топонимы, как результат переселения в Восточную Европу);
· из греческого, а затем и старо-/церковнославянского языка (эпоха христианизации, дальнейшее книжное влияние);
· из тюркских языков (на протяжении всей истории);
· из польского языка (XVI—XVIII века) — полонизмы;
· из нидерландского (XVIII), немецкого и французского (XVIII—XIX века) языков;
· из английского языка (с начала XX века).
Признаки слов иноязычного происхождения.
· начальныеА,Э (арбуз,эпоха);
· буква Ф в словах (факел,фраза);
· сочетание гласных (нюанс,вояж);
· удвоенные гласные(аппетит,аккопанировать);
· неизменяемые слова(метро,кофе);
· конечное-инг,-ер,сочетание-дж (джинсы,прессинг,дайвер)
10% слов заимствовано из старославянского языка(ныне это мертвый язык)
Признаки старославянизмов
-старославянизмы характеризуются неполногласными сочетаниями: -ра, -ла, -ре, -ле на месте русских -оро, -оло, -ере, еле;
-сочетаниями ра-, ла- в начале слова на месте русских ро-, ло-;
-сочетанием жд, соответствующим русскому ж;
-согласным щ на месте русского ч;
-начальными а, е вместо я, о
-Ещё в русском языке немало словообразовательных элементов старославянского происхождения.
Словообразовательные:
Приставки воз-, из-, низ- пре-, пред-, чрез- (изнемогать, воздать)
Суффиксы -ени-, -енств-, -еств, -знь, -изн-, -ни(е), -тель, -ч(ий), -ын(я) (единение, жизнь, кормчий)
-айш-, -ейш-, -ащ-, -ющ, -ущ-, им-, -ом-, -енн-(добрейший, ведомый)
Части сложных слов: зло-благо-, бого-, велико-, грехо-(богобоязненный
Закрепление изученного.
- Определите, из какого языка пришли слова.Сравните свои варианты ответов с верными.
а) Базар, туман, бисер, караван, сундук, башмак (сингармонизм гласных – фонетическая примета тюркских языков).
б) Пари, шасси, жалюзи, павильон, манто, резервуар, тротуар, силуэт, авеню, пилотаж, макияж (конечное ударное -е, -э, -о при неизменяемости слов, сочетания –уэ, -уа, конечное –аж во французском.)
в) Митинг, прессинг, пудинг, бриджи, бюджет, киллер, брокер (конечное –инг, -ер, сочетание –дж- - приметы английского языка)
г) Факт, форма, автограф, антибиотик, панорама (из греческого).
- А если трудно определить происхождение слова, что нужно делать?
-Домашнее задание.Подготовить сообщение на тему «Какие существуют словари?»