Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь)




Типология психологической привязанности в психоаналитическом ракукрсе

Тихонова Надежда Владимировна

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

E-mail: atisidhi@mail.ru

Аннотация: в этой статье была исследована психологическая привязанность и её виды и путь формирования, даны отличительные черты здоровой и патологической привязанности, рассмотренные с методологических позиций психологии бессознательного и психоанализа.

Ключевые слова: психологическая привязанность, патологическая привязанность, бессознательное, психоанализ.
Постановка проблемы: Многие задаются вопросом: что же такое психологическая привязанность? Люди имеют склонность привязываться ко многим вещам, однако где проходит грань между нормальным проявлением этого феномена и патологическими формами до сих пор ведется яркая полемика в научном психологическом поле.

Актуальность: Несомненно, такое явление как привязанность - неотъемлемая часть жизни каждого человека, она играет огромную роль во взаимоотношениях между людьми. В этой статье мы рассмотрим, что же такое психологическая привязанность, ее виды и как она формируется.

Главная задача: изучить процесс возникновения психологической привязанности с психоаналитических позиций.

Основное изложение материала: Психологическая привязанность может быть, как здоровой, так и патологической. Здоровая привязанность - это тесная эмоциональная связь, когда в ней есть необходимость, и возможность легкого прекращения привязанности, когда она неактуальна. Если привязанность перестает быть мягкой, когда отсутствие объекта привязанности вызывает эмоциональный дискомфорт, то можно уже судить о нездоровой привязанности. Невротическая, больная привязанность - крепкая психологическая связь, когда даже представление о существовании без объекта привязанности вызывает страх и эмоциональную ломку[3].

Самый известный вид психологической привязанности - это привязанность ребенка к матери, или же обратный вариант - привязанность матери к ребенку. По мере взросления ребенка следует дифференцировать привязанность и любовь ребенка к матери. С точки зрения Зигмунда Фрейда ребенок очень впечатлителен и сразу поддается влиянию, в связи с чем первые запечатлённые элементы личного опыта остаются в памяти надолго, причем таким образом, который непосредственно влияет на поведение уже зрелой личности взрослого человека.

Психолог Эрих Фромм в качестве источника привязанности рассматривает бессознательную, базовую нужду человека в безусловной любви, которая первоначально проявляется в младенчестве и удовлетворяется матерью. Это стремление к матери – «одна из наиболее фундаментальных страстей мужчин и женщин, заключающая в себе человеческое желание защиты…жажду уйти от риска ответственности, от свободы, от знания; тоску по безусловной любви, которая предлагается без ожидания любви в ответ» [4, c. 356].

Боулби Эдвард Джон Мостин - английский психолог и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психоанализа и психотерапии [1, 2]. Теория привязанности - психологическая модель, которая пытается описать динамику и развитие долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений.

Джон Боулби в основании своей теории опирается на психоанализ Зигмунда Фрейда, именно поэтому акцентировал внимание на первых годах жизни человека, когда мать и малыш находятся в особом взаимодействии, во многом определяющем последующее развитие ребенка. Но, если с точки зрения Зигмунда Фрейда, младенец нацелен на мать как источник удовлетворения его потребности, то Джон Боулби считал, что даже в таком раннем возрасте у ребенка есть все предпосылки для входа в социальную жизнь.

Используя термин «импринтинг» (в том значении, которое придавали ему эксперименты выдающегося австрийского ученого Конрада Лоренца), Боулби был убежден, что на инстинктивном уровне в психике ребенка заложено рвение быть близким значимому взрослому, так как генетически это гарантия выживания. И привязанность в этом случае излагается именно как социальное чувство, но не как эгоистическое удовлетворение потребностей. Она формируется исходя из закономерностей возрастной психологии.

В возрасте от трех месяцев до полугода ребенок усваивает информацию социальной избирательности и, зачастую, отдает предпочтение контакту лишь с несколькими близкими окружающими людьми.
От полугода до двух лет закладывается очень сильная привязанность и стремление к близости со значимыми взрослыми. В данный момент очень сильно проявляется фрустрация, когда значимый взрослый физически дистанцируется или покидает помещение. Уже к семи месяцам ребенок активно изображает страх перед незнакомыми людьми. Весомым является исследовательское поведение ребенка в возрасте от двух лет. Это время, предшествующее социализации, и здесь необходимо, как считает Боулби, и то, насколько ребенок ощущает надежность тыла, и то, как он готов к исследованию мира, удалиться на время от значимого близкого.
Показателем здоровой привязанности как раз и служит умение и способность ребенка разорвать связь со взрослым: да, он моментами оборачивается, ловит глазами взгляд, может на время прибежать, чтобы убежать вновь. Нездоровая привязанность – это когда ребенок не способен осуществлять исследовательскую или поисковую деятельность и всегда держится в непосредственной близости взрослого. Из этого следует, что в детском опыте уже стало устойчивым понимание того, что взрослый может неожиданно исчезнуть, а это большой стресс для ребенка. Возраст от трех лет – это время, когда ребенок по большей части свободен от опеки, способен представить, чем занимается значимый взрослый в его отсутствие. Хотя в этом вопросе важным аспектом ученый считал страх одиночества – один из самых сильных базовых страхов, связанных, опять-таки, с проблемой выживания.

Существуют три основных вида привязанности [5]:

· Отвергающая или опасная привязанность;

· Амбивалентная, тревожная привязанность;

· Безопасная, сбалансированная привязанность.

В болезненной психологической привязанности отдельно выделяют «стокгольмский синдром». Впервые этот синдром описала Анна Фрейд в 1936г. Его опасность заключается в том, что действия заложника направлены против его собственных интересов. У жертвы возникает болезненная привязанность к своему агрессору в процессе проявления им насилия. Внешняя парадоксальность этой привязанности сделала ее очень популярной среди исследователей [3]. Жертва, начинает действовать не в своих интересах, а в интересах агрессора. Так, к примеру, неоднократные насильственные действия со стороны мужа по отношению к своей жене остаются безнаказанными, так как жена, имеющая подобную болезненную привязанность, оправдывает действия мужа. Это усложняет возможность законного урегулирования семейных отношений. При таких проявлениях болезненной зависимости в результате домашнего насилия важна как адекватная реакция со стороны законодательной власти, так и со стороны специалистов в сфере психологии.

Выводы. Таким образом, можно заключить, что привязанность – очень многостороннее явление в психологии. И, конечно же, видов привязанности гораздо больше, нежели три, как раз из-за многогранности данного вопроса. Также, помимо психологической привязанности между детьми и родителями, часто встречается привязанность, возникающая из-за мотивации к формированию устойчивых парных связей. Людям комфортно, когда они к кому-то привязаны. Это доставляет им удовольствие, потому что привязанность крайне схожа с зависимостью. Привязанность формируется в процессе познавания человека, от чего те или иные повадки объекта начинают нам крайне сильно симпатизировать. Мы хотим видеть это часто, мы хотим быть рядом и что самое важное, мы не можем или не представляем жизни без данного объекта.

Таким образом, психологическая привязанность - это связь, которая притягивает и удерживает человека рядом с кем-то или чем-то, когда его с данным объектом не связывает ни чувство любви, ни интерес, ни возможность получения личной выгоды. Необходимо разграничивать понятия здоровой и патологической привязанности для выработки стратегий контроля привязанности, чтоб в случае необходимости с легкостью разорвать эту связь.

Литература:

1. Боулби, Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

2. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2006. - 240 с.

3. Как формируется психологическая привязанность // Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа - Url: https://www.psychologos.ru/articles/view/kak-formiruetsya-psihologicheskaya-privyazannost- дата обращения 05.10.2018

4. Социология Эриха Фромма // История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. академик Г.В. Осипов / Н. Г. Осипова, П. П. Гайденко, В. И. Добреньков и др. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 576

5. Типы привязанности [Электронный ресурс] – Режим доступа - Url: https://www.b17.ru/article/httpb17ruarticletipy_privyazannost/- дата обращения 05.10.2018



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: