Консультация для воспитателей и родителей




«Воспитание толерантности у дошкольников»

Толерантность – положительное нравственно-этическое и волевое качество личности, проявляющееся как терпимость... (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Воспитание толерантности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и использовать все силы для её достижения. Непременным условием формирования воли и характера у детей является воспитание терпения.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет. Это основывается на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений передразнивание, опасения, осмеивание и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:

· · детская непосредственность;

· · ограниченный жизненный опыт;

· · детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения у детей.

Идеи, взятые за основу:

· · Относиться к окружающим с уважением.

· · Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.

· · Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать.

· · Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия).

· · Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Задачи для достижения данной цели:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3)развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

Основные направления по формированию толерантности у детей:

· · Развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов

· · Изучение национальных особенностей других народов на примере фольклора

· · Формирование навыков коммуникации

· · Позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности, вероисповедания

Формы воспитания толерантности у дошкольников:

· · проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников, в основе которых лежат сказки народов мира;

· · сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

· · русские народные подвижные игры;

· · проведение русских народных праздников, например таких как “Рождество», “Масленица” в соответствии с народным календарем;

· · изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

· · с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

· · игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

· · сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Методы и формы работы с детьми:

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – образовательная деятельность может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Игры и игровые упражнения, направленные на:

· · развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

· · развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

· · развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

· · гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

· · развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

· · развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

· · регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

· · проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»;

· · обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, образовательной деятельности, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Этюды и упражнения направленные на:

· · на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

· · воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия». Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Таким образом, все занятия, беседы, проекты, конструирование, видео просмотры, экскурсии, целевые прогулки, фольклорные и тематические праздники, театрализованные представления позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении и воспитании.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Можно использовать разнообразные формы работы с родителями: анкетирование, собрания, консультации, тренинги, семейные игротеки, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, конкурсы, совместные экскурсии, праздники, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особую роль отводим дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

В младшем дошкольном возрасте формируются у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

В результате, дети нашей группы знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: