Занятие: Фантазия и воображение 1 класс
Ход урока
Этап.
Проанализировать, что такое сказка, чем она отличается от “не сказки”, как придумать свою сказку.
Психолог: Очень многие дети любят сказки: читать, слушать, сочинять сами. … Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Психолог: Назовите известные вам сказки. (Игра с мячом).
Как определить, где сказка, а где “не сказка”?
Ответы детей.
Работа по группам:
Психолог: А теперь послушайте такие сказки:
1. Посадил дед репку. Выросла репка, вытянул её дед и съел …
Из какой сказки отрывок? Осталась ли сказка?
2. Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница …
3. Пошла девочка в лес, на неё напал волк и съел …
А вот настоящие “не сказки”. Послушайте и предложите, как их можно превратить их в сказки?
Каждой группе раздать по карточке:
1 группа: Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошёл в школу …
2 группа: Сели дети смотреть телевизор …
3 группа: Пошла Маша в магазин за хлебом, а деньги забыла дома …
Психолог:: Легко ли выдумывать? Что нужно для того, чтобы получилось интересно? Можно ли этому научиться?
Ответы детей.
Физкультминутка. (Задание на действия с воображаемыми предметами).
Примеры действий:
• пришить пуговицу;
• надуть шарик;
• катать коляску;
• надевать рубашку;
• прыгать через скакалку;
• чистить зубы;
Этап
Показать, что бывают различные виды воображения. Ненавязчиво пополнять, расширять знания детей. Развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычном.
а) Предлагается последовательное выполнение упражнений:
Психолог: Сейчас вы закроете глаза. Представьте в уме какое-нибудь животное: слон, медведь, змея. Кто представит, поднимет руку.
|
Психолог делает вывод: представление объектов, которые ранее встречались человеку - это первый вид воображения.
б) Нарисуйте живое существо по описанию:
Психолог: Много надо ль нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развесёлый Чудачек.
А теперь покажите друг другу свой рисунок.
Зовут этого человечка Микроша.
Психолог: Видел или слышал кто-нибудь про такого человечка? Как могли его нарисовать?
Вывод: представление по описанию – второй вид воображения.
в) Сказка о волшебной стране.
Психолог: Микроша придумал волшебную страну, где все улыбаются и говорят всё наоборот.
Игра ”Скажи наоборот”.
Психолог: А вы грустные ребята?
Дети: Мы весёлые ребята!
Психолог: Вы ленивые ребята?
Дети: Мы трудолюбивые!
Психолог: Вы злые?
Дети: Мы добрые!
Психолог: Вы недружные?
Дети: Мы дружные!
Физкультминутка. Гимнастика для кисти рук.
Психолог: Покажите, что вы действительно дружные. Все встали, взяли в руки карандаш, дружно катаем карандаш обеими руками;
- крутим карандаш тремя пальцами;
- здоровается каждый пальчик с “большим”;
Психолог: А сейчас закрыли глаза - раз, два, три. Открыли глаза.
Мы с вами очутились в волшебной стране.
Ой, что творится в этой стране? Какая путаница! Давайте послушаем стихотворение.
Рады, рады, рады
Светлые берёзы
И на них от радости
Вырастают розы …
То не дождь пошёл из облака.
И не град,
То посыпался из облака
|
Виноград.
Рады, рады, рады,
Светлые осины
И на них от радости
Растут апельсины.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
Психолог: В этой стране живут необыкновенные животные, растут фантастические растения. Какие?
Микроша предлагает создать необыкновенное животное, которое никто не видел, объединяя части известных различных живых существ.
Психолог: Вот, что получилось у Микроши.
Психолог: Вывод: представление объектов, не существующих в действительности – это третий вид воображения.
Психолог: Какие части тела взял Микроша от разных животных?
(картинки животных: корова, лошадь, овца, собака, жираф, кузнечик, крокодил, кенгуру. медведь, волк и т. д.)
Например: от коровы – рога и вымя. Она будет защищаться от врагов, и давать вкусное молоко. От овцы – пушистая шерсть. Микроша будет вязать носки и рукавички. От лошади – длинные стройные ноги, чтобы наше животное хорошо бегалои умело скакать. От собаки – хвостик, он будет весело им помахивать.
Практическая работа: нарисовать фантастическое животное, используя приём объединения. (по желанию).
Психолог: Вообрази себе животное, которое никто никогда не видел, да и ты видишь в первый раз. Это твоё изобретение!
- Как называется животное?
- Оно доброе или злое?
- Где оно живёт?
- Чем питается?
- Когда спит?
- Есть ли у него шерсть и какого она цвета?
- Как тебе удалось придумать такое удивительное животное?
(В конце обсудить полученные варианты).