Предлагаю познакомиться с основными принципы построения беседы с ребенком,




находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии:

v Как можно начать диалог?

Мне кажется ты себя плохо чувствуешь?

У тебя ничего не случилось?

Что тебя беспокоит?

v Отрегулируйте свое эмоциональное состояние.

Не впадайте в панику. Прежде всего, постарайтесь успокоиться. Помните, что Ваше эмоциональное состояние очень быстро передается ребенку, поэтому так важно сохранять доброжелательный, спокойный настрой. Перед началом разговора проговорите про себя, как вы любите своего ребенка, настройте себя на то, что любые трудности в жизни можно преодолеть, что ценнее вашего ребенка никого и ничего нет. То же самое можно и нужно сказать своему ребенку.

v Ведите беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутных» дел.

v Выслушайте и постарайтесь услышать. Разговаривайте по душам.

Очень часто говорим вещи, которые вызывают обиду. Не читайте нравоучений, нотаций, морали, задавайте вопросы, давайте возможность высказаться, дайте эмоциям выйти в наружу. Учитывайте, что нотации, уговаривания, менторский тон речи не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).

v Есть дети, которым трудно подобрать слова, чтобы объяснить, что у него происходит в душе.

Таким детям нужно помочь проговорить свое эмоциональное состояние наводящими вопросами. Проговаривание чувств, мыслей, переживаний приносит облегчение, снижается тревожность, снимается напряжение и проблема становится менее фатальной. Внимательно отнеситесь ко всему, сказанному ребенком, обращайте внимание даже на самые незначительные, на первый взгляд,

обиды и жалобы. Подросток может явно не показывать свои чувства, но вместе с тем испытывать сильнейшие переживания.

v Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду.

Саморазрушение начинается тогда, когда подросток теряет веру, надежду, оптимизм, а их близкие не помогают обрести им уверенность в себе. Укрепляйте силы ребенка, внушайте, что с любой кризисной ситуацией можно справиться, но не обесценивайте переживаний ребенка.

v Ищите конструктивные выходы из ситуации.

-Кто для тебя самый близкий человек?

-Если бы он оказался в трудной ситуации, тебе хотелось бы помочь ему?

-Что бы ему посоветовал? Как выйти из этой ситуации?

(Ребенок начинает искать варианты решения выхода из ситуации сам, и находит те, которые подходят ему, потому что через такую постановку вопроса он выдает решения с точки зрения своих переживаний, то есть говорит о себе.

v И теперь, когда ситуация проанализирована.

Заверьте ребенка в своей поддержке в любой трудной для него ситуации. Договоритесь о том, что оказавшись в критической ситуации, он обсудит проблему с вами, чтобы обсудить дальнейшие пути решения.

(Материал заимствован из сценария всероссийского педсовета «Профилактика интернет - рисков и угроз жизни детей и подростков)

Рекомендации родителям:

Сохранять, поддерживать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.

Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались.

Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями.

Снимайте авторитарные позиции в общении с детьми. Статистика показывает, что в таких семьях чаще случается суицид. При авторитарном стиле общения позиция родителя такова:

«Я ничего не хочу знать, чтоб это было сделано, не позорь меня перед соседями». Здесь родитель выступает в роли начальника, для которого важен факт, но не важен внутренний мир «сотрудника», «служащего».

Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребенком, в том числе на телесном уровне (объятия, прикосновения, поглаживания).

Научите ребенка, принимая решение просчитывать шаги и меру отвественности.

(«Хорошо, пусть будет по твоему, но давай посмотрим на результат»)

Научите выражать свои эмоции в социально приемлемых формах. Если это агрессия, через активные виды спорта, если это душевные переживания, через доверительный разговор с близкими людьми, который приносит облегчение.

Научите ребенка расслабляться, управлять своими эмоциями в сложных критических ситуациях.

Суть любой поддержки ребенка, особенно находящегося в трудной жизненной ситуации, когда фундамент смысла жизни из под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение того, что он в этом мире кому-то нужен, кому-то необходим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: