Психологический практикум





Занятие № 4

Практикум

«Изучение личностных особенностей персонала организации»

"Изучайте себя и – самое главное – хорошенько подмечайте, в чем природа предназначила вам отличиться".

Г.У. Лонгфелло

На современном этапе развития бизнес-технологий ключевыми ресурсами любой организации, наряду с финансовыми, информационными, технологическими, являются человеческие ресурсы. Предприятия конкурируют, в том числе на уровне профессионального развития своих сотрудников — их знаний, умений, навыков. Для наиболее разумного и эффективного использования этого ресурса необходимо правильно оценить его. Различные системы, методы и методики оценки персонала позволяют выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании.

Открытым остается лишь вопрос о выборе «инструментов» оценки. Мы подготовили их обзор, из которого вы сможете узнать о ключевых особенностях и преимуществах методов оценки, применив их на себе и на 5-10 респондентах.

Приведем наиболее популярные личностные опросники:

1. Многофакторные личностные опросники (предназначены для описания широкой сферы индивидуально-личностных характеристик):

o Опросник Кеттела (16-PF): основными факторами являются общий уровень интеллекта, уровень развития воображения, восприимчивость к новому радикализму, эмоциональная устойчивость, степень тревожности, наличие внутренних напряжений, уровень развития самоконтроля, степень социальной нормированности и организованности, открытость, замкнутость, смелость, отношение к людям, степень доминирования – подчиненности, зависимость от группы, динамичность;

o Опросник MMPI: к основным шкалам относятся соматизация тревоги, тревога и депрессивные тенденции, вытеснение факторов, вызывающих тревогу, реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении, выраженность мужских/женских черт характера, ригидность аффекта, фиксация тревоги и ограничительное поведение, аутизация, отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции, социальные контакты;

o Опросник FPI: данный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРI и др. Шкалы опросника отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения;

o Характерологический опросник Леонгарда: тест предназначен для выявления типа акцентуации (определенного направления) характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности. Диагностируются следующие типы акцентуации личности: демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый, гипертимный, дистимический, тревожно-боязливый, аффективно-экзальтированный, эмотивный, циклотимный.

2. Опросники мотивационных особенностей:

o Опросник Реана: диагностируется мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи;

o Тест на педантичность предназначен для диагностики уровня педантичности. С одной стороны, педантичность – это стремление следовать принятым формам, ревнивое и упорное соблюдение различных мелочей, упущение из виду сущности дела. С другой стороны, педантичность проявляется и в исполнительности, ответственности, добросовестном отношении к обязанностям, строгости и точности, стремлении к истине.

3. Опросники психического благополучия (оценивается уровень нервно-психической адаптации, тревожности, нервно-психической устойчивости, невротизации, социальной адаптации):

o Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге: доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности;

o Методика экспресс-диагностики невроза Хека и Хесса: предварительная и обобщенная диагностика вероятности невроза;

o Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера: выявление уровня личностной и реактивной тревожности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность сотрудника к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий набор ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

4. Опросники самоотношения (изучаются особенности отношения сотрудника к самому себе):

o Методика самооценки личности (Будасси): определяется уровень самооценки (завышенная, заниженная или нормальная);

o Опросник Стефансона: методика используется для изучения представлений работника о себе самом. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не соответствие/несоответствие статистическим нормам и результатам других людей.

5. Опросники темперамента:

o Личностный опросник Айзенка: тест направлен на диагностику личностных параметров, нейротизма и экстраверсииинтроверсии;

o Опросник Стреляу: диагностируется сила процессов возбуждения, процессов торможения, подвижность нервных процессов.

6. Опросники ценностей (применяются для изучения ценностносмысловой сферы личности):

o Тест Рокича «Ценностные ориентации»: методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.

7. Опросники эмоциональных особенностей:

o Тест «Эмоциональное выгорание»: выявляется степень психологической защиты в форме «эмоционального выгорания» (данная методика особенно актуальна для работников, задействованных в сфере взаимодействия с людьми);

o Шкала оценки значимости эмоций: методика, предложенная Б.И. Додоновым, направлена на выявление эмоциональных состояний человека, которые доставляют ему удовольствие.

8. Тесты на активность поведения:

o Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»: определяется доминирующий у человека способ решения жизненных проблем.

Еще одним важным методом оценки персонала являются тесты способностей. Они представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Любая разновидность тестов интеллекта может рассматриваться как тест способностей. Для выявления специфических способностей, например, к определенным видам деятельности (медицине, технике, юриспруденции, образованию и т.д.) разрабатываются специальные тесты. Пожалуй, самыми распространенными среди методик, применяемых в оценке персонала, являются те, которые направлены на выявление профессиональных способностей сотрудников. Наиболее зарекомендовавшими себя методиками можно считать следующие:

  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра: предназначен для определения способности к абстрактному мышлению, памяти, пространственному воображению, языковому чутью, математическому мышлению, образованию суждений и т.п.
  • Тест Гилфорда: позволяет измерить социальный интеллект, который является профессионально важным качеством и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.
  • Тест Равена: позволяет при помощи прогрессивных матриц не только оценить сам интеллект, но и дает возможность составить представление о способности сотрудника к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности.

Необходимо отметить, что многие из известных тестов способностей не дают достаточно материала для того, чтобы делать на их основе прогнозы. Они позволяют получить ограниченную информацию, которую необходимо дополнять сведениями из других источников.

Психологическое тестирование персонала состоит из комплекса диагностических методик направленных на исследование:

  • Личностных особенностей кандидата;
  • Психические процессы: восприятие, внимание, память, интеллект;
  • Межличностной сферы кандидата;
  • Профессиональной пригодности и проф. компетенций.

 

 

Психологический практикум

«Изучение личностных особенностей персонала организации »

Цель: проведение исследования респондентов с использованием личностных опросников, выявление и раскрытие потенциала каждого испытуемого с учетом базовых личностных черт.

На основе полученных данных составить таблицы, графики, диаграммы, сделать вывод.

Задание:

I. Провести тестирование респондентов (7-10 человек) по предлагаемым методикам (http://psylist.net/praktikum/):

1) Изучение особенностей темперамента:

- Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).

2) Изучение особенностей характера:

- Характерологический опросник Леонгарда.

3) Изучение свойств личности и психических состояний:

- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге;

4) Анализ мотивации достижений:

- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса или тест мотивации достижений Мехрабиана (http://psihu.net/tests/diag_reb/det_motiv/mehrabian/).

II. Провести анализ полученных данных о результатах тестирования респондентов.

III. Подготовить отчет о результатах исследованияличностных особенностей респондентов.

 

:

 

 


 

Приложение А

Психодиагностика (http://psylist.net/praktikum/)

Кодекс психолога ((http://psylist.net/praktikum/))

Этический кодекс психолога-консультанта ((http://psylist.net/praktikum/))

Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик (http://psylist.net/praktikum/)

Методы изучения особенностей темперамента:

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.Русалова

Опросник для изучения темперамента Я. Стреляу

Опросник «Черты характера и темперамента» (ЧХТ)

Методы изучения особенностей характера:

Опросник Шмишека. Акцентуации характера

Характерологический опросник Леонгарда

ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник для подростков)

МПДО (Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков)

Сигналетический опросник Гекса (для определения характерологических особенностей)

Тест «Чертова дюжина»





Читайте также:
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.017 с.