بسم الله الرحمن الرحيم، الحمد لله رب العالمين، والصلاة والسلام على نبينا محمد وعلى آله وصحبه أجمعين، أمّا بعد
------------------
((الرحمن - الرحيم))
(Милостивый, Милующий)
1 - Языковое значение:
Под словом «рахма», подразумевается мягкость, сочувствие. Эти два имени имеют один корень со словом «ар-рахма». Они имеют форуму чрезмерности (мубаляга). В слове «рахман» больше чрезмерности в отличие от слова «рахим». Так как то, что имеет форму «фаълян» более сильнее того, что имеет форму «фаъиль». Например слова «надим» и «надман». «Надим»- тот, кто что-то сделал и пожалел. А «надман» - это тот, кто сильно-сильно кается. Ибн Джарир указал на то, что это единогласное мнение.
2 - Эти имена в Коране
Имя «ар-Рахман» пришло в коране 57 раз. Из этих аятов, в котроых упоминается это имя, слова Всевышнего:
وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ
Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения кроме Него, Милостивого, Милосердного. (Сура аль-Бакара, аят 163)
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
Милостивый вознесся над Троном. (Сура Та Ха, аят 5)
الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَنِ وَكَانَ يَوْمًا عَلَى الْكَافِرِينَ عَسِيرًا
В тот день власть будет истинной и будет принадлежать Милостивому, и день тот будет тяжким для неверующих. (Сура аль-Фуркан, аят 26)
Что касается имени «ар-Рахим», то оно пришло более ста раз.
إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ
Он – Принимающий покаяния, Милующий. (Сура аль-Бакара, аят 54)
إِنَّ اللّهَ بِالنَّاسِ لَرَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям (Сура аль-Бакара, аят 143)
Также очень часто приходит аят:
إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
Воистину, Аллах – Прощающий, Милующий. (Сура аль-Бакара, аят 173)
3 - Значение этих имен в отношении Аллаха
Как мы уже говорили, эти два имени имеют один корень со словом «рахма». И слово «ар-Рахман» имеет более чрезмерный смысл, чем слово «ар-Рахим». Однако в чем разница между этими именами.
Существует три мнения по этому поводу:
1 мнение. Имя «ар-Рахман» указывает на всеобщую милость над всеми Его созданиями в этом мире, и над верующими в том мире. А «ар-Рахим» - это Обладатель милости над верующими в Судный День. В довод эта группа привела аят, где Всевышний сказал:
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
Милостивый вознесся над Троном. (Сура Та Ха, аят 5)
Всевышний рассказал о своем Возвышении употребив имя «ар-Рахман», этим самым охватив все Свои создания Своей милостью.
А что касается имени «ар-Рахим», то Всевышний говорит:
وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا
Он милосерден к верующим. (Сура аль-Ахзаб, аят 43)
Всевышний рассказал о Своей милости к верующим, употребив имя «ар-Рахим».
Однако на несостоятельность этого мнения указывают слова Всевышнего:
إِنَّ اللَّهَ بِالنَّاسِ لَرَءُوفٌ رَحِيمٌ
Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям. (Сура аль-Бакара, аят 143)
2 мнение. Имя «ар-Рахман» указывают на атрибут сущности, а «ар-Рахим» на атрибут действия. Ибн аль-Къаийм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поистине «ар-Рахман» указывает на атрибут сущности Всевышнего, а «ар-Рахим» на атрибут связанный с тем, кому проявляют милость, то есть, с теми, кого помилует Всевышний. И поэтому первое имя связано с описанием сущности, а второе с описанием действия».
То есть первое имя указывает на то, что милость является Его атрибутом, второе указывает на то, что Он проявляет милость Своим созданиям.
И если мы захотим это понять, то нам надо задуматься над словами Всевышнего:
وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا
Он милосерден к верующим. (Сура аль-Ахзаб, аят 43)
إِنَّهُ بِهِمْ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям. (Сура ат-Тауба, аят 117)
Всевышний ни разу не сказал, что Он «Ар-Рахману бихим», то есть милостив к ним. Отсюда следует, что «ар-Рахман» - это Тот, Кто описан милостью. А «ар-Рахим» - это Тот, Кто проявляет милость Своим созданиям.
3 мнение. «ар-Рахман» более конкретен в имени и более широк в смысловом значении. А «ар-Рахим» более широк в имени и более конкретен в смысловом значении.
Так как «ар-Рахман» из тех имен, которыми запрещено называть кого-то, кроме Аллаха. Как сказал Всевышний:
قُلِ ادْعُوا اللَّهَ أَوِ ادْعُوا الرَّحْمَنَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الأَسْمَاءُ الْحُسْنَى
Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена». (Сура аль-Исра, аят 110)
Всевышний уравнял это имя (т.е. Ар-Рахман), тому имени, которым никто кроме Него не владеет, а это имя «Аллах».
Передается от Хасана аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, что он сказал: «Ар-Рахман – имя, которое не смогли люди присвоить себе, и им называется только Всевышний, и поэтому не дозволено называть им кого-либо из созданий»
Что же касается имени «ар-Рахим», то Всевышний описал им Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ
Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим. (Сура ат-Тауба, аят 128)
Поэтому дозволено говорить: «раджуль рахим», и не дозволено говорить «раджуль рахман».
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Из имен Аллаха есть те, которыми дозволено называть создания, и есть те, которыми не дозволено называть создания, как имя «Аллах», «Ар-Рахман», «Аль-Халикъ», «Ар-Раззакъ» и тому подобные имена. Поэтому Всевышний, начиная с имени Аллах, описывает его именем «Ар-Рахман», так как оно конкретнее и имеет больше определенности в отличие от имени «Ар-Рахим». Так как вначале всегда описывают самыми почетными именами, поэтому начинают с более конкретного, затем менее и т.д.»