МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Предисловие
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» ориентирует студентов на освоение орфоэпических, грамматических, лексических и стилистических норм русского языка. Для выполнения контрольных работ необходимо обратиться к рекомендованной литературе, словарям и справочным материалам.
Литература:
1. Русский язык и культура речи под редакцией В.И. Максимова, А.В. Голубевой
https://vk.com/doc233645187_427025735
2. И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи: Учебное пособие — М.: Логос, 2002.
https://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/
3. А.А. Данцев, Н.В. Нефёдова. Русский язык и культура речи для технических вузов
https://slawentum.narod.ru/rurus/ruslcult.pdf
4. В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011.
https://vk.com/doc74824899_127733322
5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум (авторы: Водина Н. С. Клюев В. С. Поспелова Г. М. Панова М. Н. Иванова А. Ю. Лопаткина О. Р. Рожкова И. М. Толстопятова М. Ф. Топильская Н. Ф.)
https://mirsmpc.ru/books/
6. Розенталь Д.Н. Джанжабакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по русскому языку. – М., 2015
https://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm
Словари:
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1984.
2. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.
3. СитниковаМ.А. Словарь синонимов русского языка. – Ростов н/Д., 2005.
4. Розенталь Д.Н., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 20013.
5. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2003.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995.
|
7. https://www.gramota.ru/
8. https://dic.academic.ru/
9. https://www.slovari.ru/
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Контрольная работа выполняется в тетради (если в клетку, то писать через строчку) или в печатном виде. Работа, написанная неразборчивым почерком, проверяться не будет.
2. Контрольная работа должна быть сдана преподавателю до зачета, последний срок – день консультации к зачету.
3. При выполнении контрольных работ пользоваться словарями обязательно. Необходимо указать словари, по которым работали. (Образец: С.И. Ожегов. Словарь русского языка. – М., 1985).
4. Не проверяются: контрольные работы с одинаковыми или списанными словосочетаниями и предложениями.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
I. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текстов.
1. | Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания (приоритетное квантование) каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания. |
2. | Простейшими и, можно сказать, основными фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости. Наряду с этими фигурами мы будем рассматривать так называемые геометрические тела и их поверхности. Представление о геометрических телах дают окружающие нас предметы. Так, например, кристаллы имеют форму геометрических тел, поверхности которых составлены из многоугольников Такие поверхности называются многогранниками. Одним из простейших многогранников является куб. Капли жидкости в невесомости принимают форму геометрического тела, называемого шаром. Такую же форму имеет футбольный мяч. Консервная банка имеет форму геометрического тела, называемого цилиндром… |
3. | Людям всегда было тесно. Даже когда они ещё не были людьми. Именно из-за тесноты они в незапамятные времена покинули от природы назначенную им экологическую нишу – кроны деревьев – и отправились прогуляться в прерию. Здесь, на безлесных пространствах, их никто не принял с невыразимым восторгом – в том гигантском здании, которое построила природа, никогда не было свободных квартир. Чтобы получить новое жилое помещение, прачеловек вынужден был отказаться от привычки бегать на четвереньках, стать всеядным и взять в руки палку Дальше пошло совсем гладко, и через 1-2 миллиона лет Homo sapiens понавыдумывал массу приспособлений для охоты, рыбной ловли в собирания плодов. Он стал владыкой дикой природы… |
4. | Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора… |
5. | Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. Он и до этого садился в ванну, и многие до него делали то же самое. До этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. Архимед удивился. Когда он удивился – он задумался. А когда он задумался – он открыл великую тайну природы. Может быть, все это происходило и не так. Но факт остается фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить. Мне кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться. Скажем, сидел себе Ньютон в саду. Смотрит – упало яблоко. Ну, упало и упало. Подыми и съешь. Никого не удивляло это никогда. А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения. |
|
|
II. Распределите слова по группам: нейтральные, высокие, сниженные. По толковым словарям проверьте наличие у слов дополнительных стилистических помет. Какие из этих слов имеют также ограничения по употреблению в конкретных стилях русского литературного языка?
Сад, берег, разгильдяй, головушка, дом, стол, день, работяга, трава, носатый, ручища, говорить, умничать, старикашка, воздух, стена, стезя, повествовать, негативный, чинуша, держава, чаяния, белый, огонь, языкастый, человечишка, книга, тетрадь, роща, крепыш, разиня, сумерки, туман, ручей, рассвет, хапуга, злюка.
III. Распределите приведённые ниже словосочетания и предложения по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.
Социальные процессы, представить объяснительную записку, вещество самопроизвольно загрязняется, математическая обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, Пенсионный фонд России, купить тушёнку, вопить без остановки, шахтёрская столица края, ранняя диагностика рака, геном человека, найти отклик в душах людей.
IV. В каждом из приведённых ниже столбиков слов есть одно слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова.
1 сирОты кУхонный врУчит налитА завИдно | 2 крАны красИвейший дозвонЯтся осведомИшься принятА | 3 бралАсь обогнАла дОверху некролОг заперлАсь | 4 свеклА щемИт прозорлИва вероисповЕдание сОгнутый | 5 осведомИться квартАл нажИвший красИвее плодоносИть |
V. Определите значение заимствованных слов. Укажите словарь, с которым вы работали. Придумайте 5 предложений с любыми из этих слов.
Амбиция, вердикт, лексикон, ортодоксальный, чат, блокбастер, виртуальный, дефолт, интерактивный, массмедиа (вариант: масс-медиа), пиар/
VI. Убедитесь, что данные словосочетания содержат плеоназмы, проверив значение слов по толковым словарям, и исправьте ошибки.
Автобиография жизни, большой контраст, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, прогрессировать вперёд, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность.
VII. С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания. Укажите, в чём специфика каждого паронима (разное значение, лексическая сочетаемость, участие в устойчивых сочетаниях, постоянный или временный характер признака и т.д.).
Диктат – диктант; демократичный – демократический; запасный – запасливый; осудить – обсудить; генеральный – генеральский; скрытый – скрытный; экономия – экономика; безответный – безответственный; явный – явственный; остатки – останки; рыбий – рыбный; логичный – логический; покупательный – покупательский; представить – предоставить; оклик – отклик; эффектный – эффективный; невежа – невежда.
VIII. Спишите, подбирая к каждому выделенному слову синонимы.
1) Слушать интересный рассказ. 2) Беседовать с вежливым молодым человеком. 3) Узнать подлинную историю. 4) Услышать неистовый крик. 5) Обладать незаурядным умом.
IX. Спишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова.
1)Появление пьес А. Н. Островского явилось огромным событием в истории нашего театра. 2) Автор сатирически изображает образы помещиков. 3) Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. 4) Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. 5) Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов.
X. Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, именительный падеж).
1. | В нашем университете работают известные …. | А. профессоры | Б. профессора |
2. | … вузов Санкт-Петербурга собрались на очередное совещание. | А. ректора | Б. ректоры |
3. | … подготовили все материалы для городского отчета. | А. бухгалтера | Б. бухгалтеры |
4. | Молодые дизайнеры- … разработали коллекцию модной одежды для подростков. | А. конструкторы | Б. конструктора |
5. | Наши судостроители выпустили новые пожарные …. | А. катеры | Б. катера |
XI. Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, родительный падеж).
1. | Купите мне пару …. | А. носок | Б. носков |
2. | Сообщение декана о сроках сессии было принято без …. | А. комментариев | Б. комментарий |
3. | В инструкции указано, что сила тока в цепи должна быть не выше пяти …. | А. амперов | Б. ампер |
4. | Среди беженцев была большая группа …. | А. осетин | Б. осетинов |
5. | На праздник мы купили пять килограммов …. | А. помидоров | Б. помидор |
XII. Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.
1. | Университет находится в … километрах от общежития. | А. трехстах пятидесяти восьми | Б. триста пятьдесят восьми |
2. | Новую линию метро откроют в … году. | А. двухтысячном первом | Б. две тысячи первом |
3. | Выборы состоялись в … округах. | А. полутора | Б. полтора |
4. | Преподаватель особо отметил … студенток. | А. троих | Б. трех |
5. | Президент выступил перед... палатами. | А. обоими | Б.обеими |
XIII. Выберите правильный вариант, соответствующий морфологической норме (род заимствованных существительных).
1. | На десерт гостям подали ароматн … манго. | А. -ый | Б. -ое | В. -ую |
2. | В этом регионе гнездится экзотическ... фламинго. | А. -ий | Б. -ое | В. -ая |
3. | Сегодня у нас в рекламной распродаже аппетитн... салями. | А. -ый | Б. -ое | В. -ая |
4. | Друзья подарили нам на новоселье импортн... бра. | А. -ый | Б. -ое | В. -ую |
5. | На гостиничн... портье была ярко-синяя форма. | А. -ом | Б. -ой | В. -ого |
XIV. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления.
Беспокоиться – тревожиться, вера – уверенность, верить – доверять, возмутиться – обидеться, вопрос – проблема, заменить – сменить, заплатить – оплатить, идентичный – сходный, извлекать доход – получать доход, иметь – обладать, коснуться – затронуть, обращать внимание – уделять внимание– усилить внимание, объяснить – описать, опираться – базироваться, основываться – опираться, осудить – приговорить, отзыв – рецензия, отчитаться – подвести итог, подтвердить – привести пример, показывать – свидетельствовать, превосходство – преимущество, предостеречь – предупредить, привычный – знакомый, рассказывать – докладывать, указывать – доказывать.
XV. Согласуйте сказуемое с подлежащим. Обоснуйте выбор формы сказуемого. В каких случаях возможно использование нескольких форм сказуемого? С чем это связано?
1. Большинство работ молодого учёного посвящен.. проблемам теоретической физики. 2. Ряд студентов нашей группы задержал..сь(ся) в библиотеке. 3. Большинство команды поддержал.. решение участвовать в чемпионате.4. Большинство людей, пришедших на митинг, поддержал.. оратора. 5. Подавляющее число студентов показал.. хорошее владение английским языком. 6. Часть стульев стоял.. у стены. 7. Несколько человек молчал.. 8. Ряд предложений нашей депутатской группы поддержан.. другими фракциями. 9. Сколько же сказок ещё остал..сь(ся) в её памяти!
XVI. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастных и деепричастных оборотов. Запишите исправленные предложения.
1. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас. 2. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз. 3. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.
XVII. Из простых предложений У нас глубокая ночь. На другом континенте, в Америке, сейчас в разгаре рабочий день составьте все возможные типы сложных предложений.