уполномоченных по правам ребенка




Вопросы: 1. Становление и развитие международной защиты прав ребенка как института

Международного права.

Международно-правовые акты, регулирующие институт международно-

Правовой защиты прав ребенка.

Институт омбудсмена – история возникновение и развития деятельности

Уполномоченных по правам ребенка.

 

Вопрос 1. Становление и развитие международной защиты прав ребенка как института

Международного права

 

 

Институт международной защиты прав ребенка как совокупность международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств по обеспечению и защите прав детей во всех сферах жизни, сформировался после Второй мировой войны.

 

Вместе с тем отдельные нормы, относящиеся к защите прав ребенка, получили международно-правовую регламентацию и до Второй мировой войны. В этот период (с начала ХХ в. до 1945 г.) международное сотрудничество государств, имеющее отношение к правам ребенка, осуществлялось по трем направлениям: борьба с рабством; вопросы торговли женщинами и детьми; международное регулирование труда детей и подростков. Принятые конвенции (как, например, Конвенция о рабстве 1926 г., Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г., Конвенция МОТ № 3 об охране материнства, Конвенции МОТ о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве (№ 10), на море (№ 8), в качестве рыбаков (№ 112), в промышленности (№ 59) и на непромышленные работы (№ 60) и др.) регулировали вопросы борьбы с торговлей детьми, использованием их с целью проституции, а также вопросы охраны материнства, минимального возраста принятия детей на различные виды работ.

 

Однако межгосударственное сотрудничество затрагивало лишь отдельные стороны правового положения детей. Государствами не ставился вопрос о разработке какого-либо универсального международного документа, который содержал хотя бы минимальный каталог прав ребенка и нормы по обеспечению этих прав. Исключением является Декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г. Однако она не накладывала обязательств непосредственно на государства, а лишь провозглашала обязанность "мужчин и женщин всех стран мира" заботиться о благополучии детей. Особенность данного периода заключается в том, что определяющим в международном сотрудничестве по правам ребенка, как и по правам человека в целом, являлось внутригосударственное право.

 

Таким образом, фрагментарное обращение государств к сотрудничеству по вопросам прав ребенка, отсутствие единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм позволяет сделать вывод о том, что международной защиты прав ребенка как системы международно-правовых норм в тот период не существовало.

 

Современная система международной защиты прав ребенка (как составная часть международной защиты прав человека) сформировалась в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой стало провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации.

 

Начиная с 1945 г. эволюция международной защиты прав человека прошла ряд этапов.

 

Первый этап международного сотрудничества в области прав человека продолжался с 1945 г. до начала 1980-х гг. и характеризовался накоплением международных стандартов по правам человека. Принятый в 1945 г. Устав ООН в общем виде закрепил принцип уважения прав человека. В соответствии с Уставом одной из целей Организации являлось осуществление международного сотрудничества "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" (ст. 1, п. 3).

 

В развитие принципа уважения прав человека в 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, определившая перечень и содержание основных прав человека. Эти права нашли свое юридическое закрепление в Международных пактах по правам человека 1966 г., которые вместе с Всеобщей декларацией сформировали Билль о правах человека. Дальнейшая разработка международных стандартов шла по пути детализации, конкретизации положений указанных международных документов. В итоге к концу 1980-х гг. было разработано свыше 80 международных соглашений, охватывающих важнейшие сферы применения прав человека, что позволило ряду ученых сделать обоснованный вывод о том, что система основных международных стандартов в области прав человека уже сложилась. Однако полностью этот процесс не заверщился и в настоящее время.

 

Второй этап (начавшийся примерно с 1980-х гг.) характеризуется ростом международных контрольных механизмов и процедур, имеющих целью повысить эффективность уже накопленных стандартов в области прав человека. Такие механизмы и процедуры появлялись и ранее, но общая тенденция к их созданию стала проявляться именно в 1980-е гг., что, отражает стремление к институционализации межгосударственных отношений на этом участке.

 

Международные контрольные механизмы состоят из конвенционных и внедоговорных контрольных органов; международные процедуры подразделяются на различные категории: исследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека, рассмотрение докладов государств о выполнении своих обязательств согласно ратифицированным ими международным соглашениям, а также претензий государств друг к другу и индивидуальных жалоб, касающихся нарушений государством международных стандартов.

 

Таким образом, в 1945 г. Устав ООН создал правовую основу для формирования международной защиты прав человека. Дальнейшее ее развитие шло по следующим направлениям: разработка международно-правовых принципов и норм в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением.

 

Международная защита прав ребенка является составной частью международной защиты прав человека, поэтому к ней применимы практически все ее положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано прежде всего причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей ниже, чем у взрослых, и международная защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми; во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты.

 

Нормотворческая деятельность по защите прав ребенка велась по нескольким направлениям: 1) закрепление прав ребенка в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.); 2) закрепление прав ребенка в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев), или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования) (Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г., Конвенция МОТ, касающаяся запрещения и немедленного действия по устранению наихудших форм детского труда 1999 г.); 3) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка (Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.).

 

В рамках Конвенции о правах ребенка был создан специальный механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребенка, уполномоченный рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции. Кроме этого, защита прав ребенка может осуществляться и через другие международные контрольные механизмы по правам человека.

 

Защитой прав детей в отдельных областях занимаются также специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО). Созданный в 1946 г. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) оказывает международную помощь и техническое содействие государствам по защите детей и их прав.

 

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение международной защите прав ребенка: это система международных органов и процедур, осуществляющих защиту детей путем разработки международных стандартов в области прав ребенка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав со стороны государств.

 

Таким образом, вместе с международной защитой прав человека, в ее рамках, развивалась и международная защита прав ребенка, что привело к обособлению совокупности международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств в этой области. В результате сложился институт прав ребенка, являющийся частью отдельной отрасли международного права, регулирующей вопросы защиты прав человека.

 

Институт международной защиты прав ребенка основывается на тех же принципиальных правовых положениях, что и в целом отрасль "право прав человека". Данный институт включает в себя как основные принципы права прав человека, так и специальные принципы, регулирующие исключительно правовое положение ребенка.

 

К основным принципам права прав человека относятся:

- принцип уважения прав и свобод человека,

- принцип недискриминации и равенства,

- принцип универсальности прав человека,

- принцип равноправия и самоопределения народов и наций.

 

Кроме основных, данный институт регулируется и специальными принципами международной защиты прав ребенка.

Представляется обоснованным выделить следующие принципы прав ребенка:

 

Принцип недопустимости дискриминации является также одним из основных принципов права прав человека. Применительно к правам ребенка принцип наиболее полно раскрыт в Конвенции о правах ребенка, где подчеркивается, что государства обязуются уважать и обеспечивать все предусмотренные Конвенцией права за каждым ребенком "без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств" (ст. 2(1)).

 

Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка предусматривает, что во всех случаях, когда действия государственных органов или частных лиц затрагивают интересы детей, первоочередное внимание должно уделяться соблюдению интересов ребенка.

Впервые этот принцип упоминается в Декларации прав ребенка 1959 г., где говорится, что "ребенку… должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым... При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка" (принцип 2). В отношении права ребенка на образование принцип 7 Декларации подчеркивает, что "наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение".

Данный принцип был отражен и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Статья 5(b) Конвенции обязывает государства предпринимать все необходимые меры с целью "обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя… признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими". В статье 16 (1(d,f)) этой же Конвенции предусматривается, что во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, "интересы детей являются преобладающими".

Декларация 1986 г. о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, также содержит этот принцип: "При рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка" (ст. 5).

Кроме того, Комитет по правам человека ссылается на этот принцип в своих Общих комментариях к статье 24 Пакта о гражданских и политических правах, касающейся права ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего. Комитетом подчеркивается, что "в случае расторжения брака должны быть предприняты меры, с учетом первоочередной важности обеспечения интересов детей, по предоставлению им необходимой защиты и гарантирующие, насколько это возможно, сохранение личных связей с обоими родителями".

Однако представляется, что эти документы явились лишь основой формирования данного принципа, так как одни из них носили рекомендательный характер (как, например, Декларация прав ребенка 1959 г.), целью же других являлась защита не собственно прав ребенка, а прав других социальных групп (женщин).

Непосредственно в качестве принципа эта норма нашла свое закрепление в Конвенции о правах ребенка, в статье 3(1): "Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка". Принцип отражен и в других статьях Конвенции: 9(1,3), 18(1), 21, 37(с), 42(2iii).

На региональном уровне этот принцип закреплен в статье 4(1) Африканской хартии прав и благополучия ребенка 1990 г., где сказано, что "во всех действиях в отношении детей, предпринятых государственными властями или частными лицами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка". Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г. также воспроизвела данный принцип в статье 24(2), позаимствовав его из Конвенции о правах ребенка.

 

Принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов означает, что каждый ребенок имеет право свободно формулировать собственные взгляды и высказывать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его жизнь. Родители, власти, общественные организации обязаны учитывать эти взгляды с учетом уровня зрелости и возраста ребенка.

В качестве принципа эта норма нашла свое выражение в Конвенции о правах ребенка. Согласно статье 12(1) государства обязуются гарантировать "ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка". Это право тесно связано с правом ребенка свободно выражать свое мнение (ст. 13). На региональном уровне данный принцип отражен в Африканской хартии прав и благополучия ребенка 1990 г. (ст. 4(2), 7); в Хартии Европейского союза об основных правах 2000 г. (ст. 24(1))

Вышеуказанные принципы были подтверждены на Всемирной конференции по правам человека 1993 г., подчеркнувшей, что "во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание следует уделять недискриминации и наилучшему обеспечению интересов ребенка, при этом надлежащее внимание должно уделяться взглядам ребенка" (пар. 21), и в Декларации "Мир, пригодный для жизни детей", принятой Генеральной Ассамблей на своей специальной сессии по положению детей в мае 2002 г. (пар. 7).

 

Принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие устанавливает, что государства не только должны гарантировать ребенку право на жизнь, но и предпринимать позитивные шаги по поддержанию и продлению жизни ребенка и его полноценному физическому и духовному развитию.

Этот принцип впервые появился в Конвенции о правах ребенка. Согласно Конвенции государства должны обеспечивать "в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (ст. 6(2)). Термин "выживание" довольно специфичен для международных договоров в области прав человека. Он был предложен представителями ЮНИСЕФ и ВОЗ во время разработки Конвенции, которые под ним подразумевали действия государств по сокращению младенческой смертности, иммунизации детей, доступу к безопасной питьевой воде, контролю над основными детскими заболеваниями, ликвидации безграмотности и т. д. Этот принцип был подтвержден Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Планом действий по осуществлению этой Декларации, принятыми на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в 1990 г. Африканская хартия прав и благополучия ребенка также закрепила данный принцип в статье 4(2).

Принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие может рассматриваться как платформа для экономических, социальных и культурных прав ребенка.

 

Принцип особой защиты и охраны детей. Впервые необходимость в специальной охране детей была отмечена в Декларации прав ребенка 1924 г. После Второй мировой войны данный принцип был зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что "материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь" (ст. 25(2)). Свое дальнейшее развитие он получил в Пактах о правах человека 1966 г. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах указывается на особые меры охраны и помощи, которые должны приниматься в отношении всех детей и подростков (ст. 10(3)). Пакт о гражданских и политических правах подчеркивает право ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (ст. 24(1)). Декларация прав ребенка 1959 г. предусматривает, что "ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита" (принцип 2). И наконец, Конвенция о правах ребенка обязывает государства обеспечить ребенку "такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия" (ст. 3(2)).

 

Вышеуказанные специальные принципы являются правовой основой, на которой базируются конкретные нормы по защите прав детей.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что институт международной защиты прав ребенка представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и практическому претворению в жизнь (реализации) этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

 

Вопрос 2. Международно-правовые акты, регулирующие институт международно-правовой

Защиты прав ребенка

 

Нормотворческая деятельность по защите прав ребенка ведется по нескольким направлениям:

1. Закрепление прав ребенка в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека:

• Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,

• Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,

• Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.);

 

2. Закрепление прав ребенка в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев), или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования):

• Конвенция о статусе апатридов 1954 г.,

• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,

• Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г.,

• Конвенция МОТ, касающаяся запрещения и немедленного действия по устранению

наихудших форм детского труда 1999 г.);

 

3. Разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка:

• Декларация прав ребенка 1959 г.,

• Конвенция о правах ребенка 1989 г.

 

В рамках Конвенции о правах ребенка был создан специальный механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребенка, уполномоченный рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Кроме этого, защита прав ребенка может осуществляться и через другие международные контрольные механизмы по правам человека.

 

Защитой прав детей в отдельных областях занимаются также специализированные учреждения ООН:

• Международная организация труда (МОТ),

• Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),

• Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Созданный в 1946 г. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) оказывает международную помощь и техническое содействие государствам по защите детей и их прав.

 

Вопрос 3. Институт омбудсмена – история возникновение и развития деятельности

уполномоченных по правам ребенка

 

 

О́мбудсмен (от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение») — гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом Швеции в 1809 году, согласно принятой в этом году конституции.

Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы — в 1919 году (после получения независимости от Российской Империи) в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим — Польша (1987). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены занимают свои должности.

 

В ряде стран, если обратиться к современным словарям, омбудсменом является специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод. А также чиновник, рассматривающий претензии граждан к правительственным служащим. В отличие от других структур, он осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости. Должностные лица этого рода имеют разные названия: собственно "омбудсмен" - в скандинавских странах; "народный защитник" - в Испании и Колумбии; "посредник" - во Франции; "адвокат" - в Румынии.

Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент.

Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. Во Франции граждане обращаются к посреднику не непосредственно, а через своего сенатора или депутата. В РФ аналогичный омбудсмену институт носит название Уполномоченного по правам человека.

 

Большие расхождения отмечаются и в содержании деятельности омбудсменов. Так, общепризнанными задачами омбудсменов являются:

- во-первых, сбор информации о положении детей в стране;

- во-вторых, предоставление аналитических материалов, в том числе и по результатам

проведенных исследований;

- в-третьих, распространение знаний о правах ребенка вообще и особенно о Конвенции.

 

Что же касается возможности рассмотрения конкретных жалоб детей или необходимостивлияния на общую политику государства в отношении детства, позиции омбудсменов в разных странах являются прямо противоположными или же тождественными.

Например, если в Норвегии или Южной Австралии основное внимание сосредоточено на рассмотрении конкретных ситуаций с нарушением прав детей (хотя в этих странах не исключено влияние омбудсменов на государственную политику в отношении детства), то это объясняется, по мнению экспертов, малочисленностью населения упомянутых стран. В противном случае, утверждают эксперты, можно утонуть в потоке претензий. Однако и в Британской Колумбии (Канада), и в Перу омбудсмен выступает исключительно в качестве защитника в случаях нарушения индивидуальных прав ребенка, равно как и в Израиле («Открытая линия»), где речь не идет о малочисленности детского населения.

Наоборот, в Германии, Дании, частично в Исландии и Швеции основное внимание сосредотачивается на соблюдении принципов Конвенции о правах ребенка, улучшении положения детей в целом, проверке законодательных актов, информированности общественности о сути человеческих прав детей. Причем, специально оговаривается, что Датский национальный совет по правам детей не принимает к рассмотрению индивидуальные дела, равно как и в ГерманииДетская комиссия не уполномочена рассматривать отдельные случаи нарушения прав детей или реагировать на конкретные ситуации.

 

Следовательно, абсолютно четкое разделение функций омбудсменов провести сложно, что и является одной из проблем, стоящих перед этим институтом, принципы деятельности которого страны мира понимают по-разному. Иногда упомянутая проблема ещё больше расширяется, ибо в некоторых государствах политики и общественные деятели высказывают мнение о нецелесообразности вычленения функций уполномоченного по правам ребенка из работы омбудсмена по правам человека. Но в последние годы стала превалировать точка зрения специалистов, считающих проблемы детей специфическими и нуждающимися в более пристальном внимании. А в функциях омбудсмена подчеркивают тенденцию перехода от рассмотрения конкретных случаев нарушения прав детей к формированию государственной политики.

 

Следующая сложность в деятельности омбудсмена по правам ребенка – стереотипы в общественном сознании. Как признают международные эксперты, одним из самых трудно воплощающихся на практике принципов Конвенции является признание права ребенка на участие. Так сокращенно формулируется иногда содержание 12-16 статей Конвенции, где акцентируется внимание на необходимости уважения мнения детей, особенно в случаях, которые касаются их положения в обществе. Традиционно считается, что взрослые знают лучше, что для ребенка полезно или вредно, и до сих пор даже в развитых странах до конца не изжит взгляд на ребенка как на некую собственность взрослых, например, родителей, или на формирующуюся личность, которой еще только предстоит стать человеком.

Между тем, в гуманистической педагогике в настоящее время подчеркивается необходимость нового восприятия личности ребенка. В основе личностно-ориентированного подхода лежит взгляд на детство как на самоценный период в жизни человека, а не только подготовку к будущей производительной деятельности. Эта установка полностью согласуется с упомянутым принципом Конвенции и недаром в материалах об омбудсмене подчеркивается важность формирования уважительного отношения к чувствам и переживаниям детей, которое возможно только тогда, когда голос детей напрямую доходит до заинтересованных лиц. Это исключает бюрократизм, формализм, отгороженность от аудитории, ориентирует на создание доверительных отношений между ребятами и представителями службы омбудсменов, к которым дети могут обращаться безбоязненно.

 

Для стимулирования распространения опыта работы омбудсменов Комитет по правам ребенка, как правило, предлагает государствам учреждать ведомства по правам детей или расширять рамки их независимости в тех странах, где подобные институты уже существуют.

При этом международные эксперты, опираясь на имеющиеся материалы о содержании деятельности уполномоченных по правам ребенка, формулируют требования к организации работы омбудсменов. Эта служба или ведомство:

- во-первых, должно быть независимым как в административном, так и в финансовом плане;

- во-вторых, омбудсмен должен быть доступен для детей и сосредоточен на решении их проблем;

- в-третьих, ему необходимо самому обладать определенными правами и полномочиями, чтобы иметь возможность озвучивать, доносить до сведения правительства и общества мнение детей.

Упомянутые правила и полномочия, в основном, предполагают:

1) обеспечение доступа к разного рода документации, касающейся положения детей, независимо от того, какому ведомству или министерству эта документация принадлежит или адресована;

2) право консультировать или давать экспертную оценку при внесении изменений в национальное законодательство (с учетом всех изложенных позиций и шла в Беларуси работа по внесению изменений и дополнений в это право);

3) возможность составления программы деятельности, в т.ч. проведение расследования случаев нарушения прав детей, и организации научных исследований и пр.

 

Как утверждают международные эксперты, исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о росте апатии и политического нигилизма среди молодежи. В основе этого лежит отстранение детей от участия в общественной жизни, игнорирование их мнения в раннем возрасте, в школьной жизни и пр.

Одним из средств, способных изменить ситуацию к лучшему, является деятельность омбудсменов, которые должны отвечать следующим критериям:

- приверженность идее защиты прав детей;

- отсутствие особых политических пристрастий;

- способность устанавливать контакты со всеми людьми, а особенно с детьми;

- владение ораторским искусством;

- знакомство с различными структурами и органами власти, но без приверженности к какой-

либо конкретной области деятельности (образование, здравоохранение и др.).

 

В числе основных задач, стоящих перед службой омбудсменов, обязательно называется распространение знаний о сущности человеческих прав детей, о содержании Конвенции о правах ребенка, выявление положения с реальной защитой детства в стране.

 

В Республике Беларусь в ноябре 1993 года был принят Закон РБ «О правах ребенка». Однако при рассмотрении новой редакции Закона в 2000 году раздел, содержащий описание целей, задач, структуры и организационных аспектов деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Беларусь был изъят. Основанием послужил довод, что в ближайшее время на рассмотрение Национального собрания поступит проект закона «Об уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь», где будут заложены и проблемы защиты интересов детей.

В принятой на осенней сессии 2000 года новой редакции Закона РБ «О правах ребенка» существенных отличий от ранее действующего акта не содержалось. Были добавлены статьи о праве на бесплатный проезд, разделены право на жизнь и на охрану здоровья, заменены некоторые формулировки, например, использован новый термин «дети с особенностями психического и физического развития». В целом же структура и содержание Закона особых изменений не претерпели.

 

Указом Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 г. № 675 «О Национальной комиссии по правам ребенка» было утверждено новое «Положение о Национальной комиссии по правам ребенка » и ее состав (в редакции Указа Президента РБ от 19.05.2011г. № 202), в соответствии с которым значительно повышен статус Национальной комиссии, расширены ее функции по обеспечению соблюдения прав и законных интересов детей.

Новое «Положение о Национальной комиссии по правам ребенка» предусматривает введение уполномоченных Национальной комиссии по правам ребенка в каждой области и г. Минске. Члены Комиссии осуществляют прием детей и взрослых по вопросам реализации прав детей, их защиты и поддержки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: