От фонематического восприятия до звукового анализа и синтеза.




Дидактическая игра и наглядность – эффективные компоненты для развития фонематического восприятия и формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР

Учитель-логопед ГДОУ, д/с №16

Г.Энгельса Саратовской области

2012 год

 

Введение

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Так ребёнок должен:

-быть психически и соматически здоровым;

-иметь нормальные умственные способности;

-иметь нормальный слух и зрение;

-обладать достаточной психической активностью;

-обладать потребностью в речевом общении;

-иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребёнка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

Таким образом, речь и её развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.


 

От фонематического восприятия до звукового анализа и синтеза.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьёзных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребёнка. Как это происходит?

Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих кинестетических раздражений идут к коре головного мозга.

И.П.Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием 2 сигнальной системы и называл их «базальным» (основным) компонентом. Именно эти раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Само собой разумеется, что при дефектном звукопроизношении «базальный компонент» присутствует не целиком и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематического восприятия.

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и становлению звуковой структуры слова» В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчёт их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Согласно взглядам эмбриофизиологов, на ранних стадиях онтогенеза, ещё в период эмбрионального развития, закладывается предварительная способность к восприятию звуков человеческой речи, к фонематическому слуху. Новорождённый ребёнок ещё не способен дифференцировать не только фонемы человеческой речи, но и другие звуки, различные по силе, высоте. Это связано с тем, что области головного мозга, отвечающие за восприятие звуков, ещё недостаточно сформированы. Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируется постепенно, в процессе естественного развития.

Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это называемый период дофонемного развития речи. К концу 1 года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку слова (фонемы, входящие в его состав). По данным Р.Е.Левиной, Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкина, в период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. Дальнейшее развитие фонематических функций происходит за счёт усложнения структуры мозга, за счёт увеличения количества отростков нервных клеток и образования множества связей между ними.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слова) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов ребёнка остаются «неуловимыми».

Таким образом, можно отметить, что у ребёнка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические. А если эти нарушения не устранить в дошкольном возрасте, то в дальнейшем у ребёнка будут нарушения письма и чтения. А умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова - является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. При логопедическом обследовании дошкольников нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, которое проявляется:

-в затруднениях дифференциации акустически близких звуков;

-в неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-в невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

И если у ребёнка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: