Лекция№ 10.
План лекции:
1.Изменения в государственно-политической системе Российской Федерации (1991 г – н.в.)
2.Изменения в праве Российской Федерации (1991 г. – н. в.).
Ссылаясь на невозможность продолжения сотрудничества с законодательной властью, ставшей, по мнению президента Бориса Ельцина, в условиях экономического кризиса препятствием на пути экономических реформ, и превращение Верховного совета в «штаб неконструктивной оппозиции», занимающийся политической борьбой, им был издан указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», предписывавший высшему органу государственной власти Российской Федерации – Съезду народных депутатов, а также постоянно действующему законодательному органу — Верховному Совету прекратить свою деятельность. Президент предложил депутатам вернуться на работу в те учреждения, где они трудились до своего избрания, и принять участие в выборах в новый законодательный орган – Федеральное собрание. Конституционный суд Российской Федерации, собравшись на экстренное заседание, пришёл к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает российскую Конституцию и является основанием для проведения в отношении президента Ельцина процедуры импичмента согласно статье 121.10 конституции или для немедленного прекращения его полномочий с момента подписания указа № 1400 согласно статье 121.6 конституции. Верховный Совет и Съезд народных депутатов отказались подчиниться данному указу президента, квалифицировали его действия как государственный переворот и на основании статей 121.6 и 121.11 конституции, констатировали прекращения полномочий президента Ельцина с момента издания указа № 1400 и переход их к вице-президенту Руцкому. До этого, весной 1993 года, Съезд уже предпринимал несколько попыток объявить импичмент, однако в то время они ещё не нашли достаточной поддержки. Съезд народных депутатов также инициировал референдум, который продемонстрировал доверие большинства проголосовавших президенту Российской Федерации Борису Ельцину. Верховным Советом было принято решение о досрочном созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов (ранее он был запланирован на 17 ноября 1993 года). Частям милиции (генерал-лейтенант милиции В. Панкратов), подчинившимся Борису Ельцину и мэру Москвы Юрию Лужкову, был отдан приказ о блокаде Дома Советов. Оборону Дома Советов возглавили и. о. президента России Александр Руцкой, председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов и назначенные Руцким министр обороны Владислав Ачалов и его заместитель Альберт Макашов. 1 октября была предпринята попытка мирных переговоров при посредничестве Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, в ходе которых в ночь на 2 октября было подписано соглашение — протокол № 1 между руководителями палат Верховного Совета с одной стороны и представителями верного Ельцину правительства и его администрации — с другой — о проведении учёта и сдачи на хранение всего оружия, находившегося в том числе и в руках у случайных лиц, оборонявших Дом Советов. После подписания протокола № 1 в здание было подано электричество и пропущены несколько сотен журналистов, смягчён пропускной режим и был обеспечен свободный выход для всех желающих. Однако после вмешательства председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, руководствовавшегося, на взгляд аналитиков, личными амбициями, около полудня 2 октября съезд народных депутатов денонсировал это соглашение и переговоры были прекращены. 3 октября, после многочисленных уличных столкновений с подразделениями ОМОНа, милиции и внутренних войск, демонстранты – сторонники Верховного Совета прорвали блокаду из сотрудников правоохранительных органов возле Дома Советов. Затем по приказу Руцкого под непосредственным руководством назначенного им заместителя министра обороны генерал-полковника Альберта Макашова захватили здание московской мэрии (бывшее здание СЭВ, из окон которого обстреливались демонстранты). Захват мэрии прошёл без жертв среди штурмующих. У одного из зданий телецентра Останкино – АСК-3 защитники Верховного Совета после двухчасового митинга перешли к решительным действиям: вход в здание был проломлен имевшимися у демонстрантов военными грузовиками. Затем, не применяя оружие, Макашов и его охрана вошли в это здание с целью провести переговоры о предоставлении эфира. Когда спецназ навел на Макашова лазерный прицел, он вместе с охраной покинул здание телецентра. Выстрелом из АСК-3 был ранен охранник Макашова. После чего, по версии следственной группы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, у проломленных дверей АСК-3 произошёл взрыв, ошибочно принятый за выстрел из имевшегося у демонстрантов гранатомёта, а по версии командира спецназа «Витязь» – был действительно произведён выстрел из гранатомёта сторонниками Верховного Совета, в результате которого погиб один из защитников здания, спецназовец Ситников. После гибели спецназовца бойцы верных Ельцину подразделений МВД открыли по демонстрантам и прохожим огонь на поражение. В 2005 году телеканал НТВ показал видеозапись, из которой следует, что взрыв у входа АСК-3 произошел после того, как был сделан выстрел из гранатомета из противоположного здания телецентра – АСК-1, куда сторонники Съезда и парламента не проникали и который контролировался военнослужащими внутренних войск, подчинявшиеся Ельцину. 4 октября в результате штурма и танкового обстрела Белый дом был взят под контроль войсками. В ходе событий 3—4 октября погибло, по данным следствия, 124 человека и 348 было ранено. Перестала существовать система Советов, радикально изменилась система власти в России: вместо советской на период до принятия конституции была установлена президентская республика, после вступления в силу новой конституции — президентско-парламентская. В 1994 году арестованные участники октябрьских событий были амнистированы Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
|
|
|
Изменения в государственно-политической системе Российской Федерации (1991 г. – н.в.) В результате распада СССР Россия сократилась на 5,3 млн. кв. км. На сегодняшний день площадь страны составляет 17,1 млн. кв. км. Произошло ее смещение на северо - восток.
Разрыв экономических связей явился одной из основных причин катастрофического падения уровня жизни и экономического кризиса. В социально-экономической сфере кризис выразился в следующем:1) реструктуризация экономики повлекла за собой спад производства и рост безработицы; 2) массовым явлением стали многомесячные задержки зарплаты, выплат пенсий и пособий; 3) следствием этого стали забастовки горняков, учителей и других групп граждан; 4) быстрые реформы сопровождались ломкой привычного уклада жизни; 5) десятки миллионов русских оказались за пределами России, где фактически были брошены на произвол судьбы. Нигде из бывших союзных республик отношение к русским не было доброжелательным; 6) к концу 90-х г. внешний долг составил чуть ли ни 90% валового внутреннего продукта. Центральные органы власти.
Историю российского государства с 1991 года можно условно разделить на два периода: 1. с 1991 по октябрь 1993 гг., когда параллельно существовали Советы и институт президентства; 2. с октября 1993 г. по настоящее время, установления новых органов государственной власти и управления. Первый период начался с конфликта Верховного совета, Съезда народных депутатов с одной стороны и Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина с другой. Начиная с 1988 г., политическая жизнь страны проходила под лозунгом перехода власти от КПСС к Советам. Для этого был возрожден институт съездов народных депутатов. В 1990 г. был создан институт президентства. И депутаты, и президент были едины во мнении относительно будущего страны. Казалось, что уменьшение роли государства в экономической̆ сфере, передача предприятий в руки частных предпринимателей̆, предоставление широких возможностей̆ для иностранных инвесторов позволит автоматически решить экономические проблемы страны. Однако при решении вышеперечисленных задач исходили не из возможностей̆ существующего российского общества, а из предполагаемых ориентиров, которые должны быть созданы. Осенью 1991 г. правительство разработало план «шоковой терапии», согласно которого необходимо было провести либерализацию цен, приватизацию и финансовую стабилизацию, планировалось относительно быстро создать значительный̆ слой собственников, повысить экономическую активность и уровень жизни населения. По расчетам реформаторов, трудности переходного периода должны были растянуться не более чем на год. Второго января 1992 г. началась либерализация цен. Но социальные результаты реформы оказались столь катастрофичными, что уже 14 января Председатель Верховного совета РСФСР Р. Хасбулатов выступил с требованием отставки правительства. Аналогичную позицию занял вице-президент А. Руцкой̆. Весной̆ 1992 г. Верховный̆ совет Российской̆ Федерации потребовал отказа от политики «шоковой̆ терапии» и сохранения системы социальной̆ защиты. При проведении политики шоковой терапии не учитывалась специфика советской экономики. В условиях рынка советские предприятия не могли обеспечить своих работников зарплатой̆. Закрыть эти предприятия означало оставить десятки миллионов людей̆ без работы. Между тем инфляция начала галопировать и даже выплаченной̆ зарплаты уже не хватало, и требовалось её постоянно повышать. Поэтому с мая правительству пришлось идти на уступки: сначала директорам выделили финансы на пополнение оборотных средств, затем был произведен всеобщий̆ зачет долгов. А в результате экономическое положение в стране еще более ухудшилось. Осенью 1992 г. между Президентом и представителем Съезда – Верховным советом началось открытое противостояние по вопросу методов и темпов реформирования страны. Для того чтобы осудить политику Б.Н. Ельцина, Совет в марте специально собрал VIII и IX съезды народных депутатов. IX съезд принял решение о проведении общероссийского референдума о доверии Президенту РФ, проводимой̆ им политике, досрочном проведении выборов президента и народных депутатов. Состоявшийся в апреле референдум показал, что население доверяет Б.Н. Ельцину, в то же время не желает проведения досрочных перевыборов народных депутатов. Возник политический̆ кризис. Его истоки заключались, во-первых, в новизне центральных органов власти. Их полномочия должным образом разграничены не были. Между тем, Верховный̆ совет и Президент РФ по-разному смотрели на темпы и направления развития реформ. Политическая элита не имела опыта компромисса, никто не умел и не стремился понять оппонента. Поводом к кровавому разрешению этого кризиса стало принятие новой̆ Конституции. 21 сентября 1993 г. Президент РФ подписал указ N 1400 «О поэтапной̆ конституционной̆ реформе Российской̆ Федерации». В соответствии с ним признавалось необходимым прекратить работу Съезда народных депутатов и создать вместо него постоянно действующий̆ законодательный орган – Государственную думу. Был подписан Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. N 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период». В свою очередь, избранный съездом Верховный совет РФ прекратил полномочия Б.Н. Ельцина, назначив на его место А. В. Руцкого. В ответ Б.Н. Ельцин приказал милиции и войскам блокировать здание Верховного совета. 3 октября произошли столкновения сторонников съезда с милицией и войсками. Противостояния Верховного совета и Президента завершилось 4 октября вооруженным захватом Совета и арестом депутатов. По официальным сведениям, в ходе столкновения погибло около 150 человек. Второй этап начинается с формирования новых органов власти и управления. Принимается положение о выборах в Государственную Думу. Здание «Белого дома» 5 октября передается под резиденцию правительства. Одновременно издается Указ «О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота». Через два дня – Указ «О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве». Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» были назначены выборы на 12 декабря 1993 года. В Совет Федерации входили представители от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти). Государственная Дума включала 450 депутатов. Принятые Думой федеральные законы должны были быть одобрены Советом Федерации, а некоторые из наиболее важные законопроекты — обязательно рассмотрены верхней̆ палатой̆ парламента. 7 октября был издан Указ Президента № 1612 «О Конституционном Суде Российской̆ Федерации». 15 октября принимается «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции». Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, состоящее из Государственной и Общественной палат. При Президенте учреждается Комиссия законодательных предположений. В конце месяца принимается «Положение о Государственном гербе Российской Федерации», в правах был восстановлен старинный двуглавый орел. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. В 1999 г. в России произошла смена политических элит. В отличие от Б.Н. Ельцина, для которого главной политической целью являлся демонтаж коммунистической системы, для В.В. Путина основной задачей стало восстановление российской государственности. Он стремился найти баланс интересов отдельных граждан, слоев и общества в целом. Субъекты Федерации. К началу 90-х гг. субъекты Российской Федерации находились на разных уровнях экономического развития. У каждого субъекта были свои проблемы, не всегда понятные другим. Летом 1991 г. в Марийской, Мордовкой, Чувашской, Якутской республика появилась хдолжность президента республики. Для Б.Н. Ельцина тогда было важно развалить коммунистическую власть, и он призвал регионы взять «столько власти, сколько они смогут». В результате начался глубокий политический кризис:1. В сентябре 1991 г. республика Саха (Якутия) провозгласила свой суверенитет. Через год это сделал Татарстан; 2. Адыгея, Карачаево-Черкесия, Горный Алтай и Хакасия подняли свой государственно-правовой статус с автономных областей до уровня автономных республик; 3. К лету 1992 г. десятки субъектов Федерации (например, Башкирия, Удмуртия, Новосибирская, Самарская, Тюменская области и др.) поставили себя вне рамок единой финансовой̆ системы: они прекратили отчисление налогов в общегосударственный̆ бюджет, сами устанавливали цены на товары, производимые на их территории; 4. Осенью 1992 г. «Конфедерация народов Кавказа» выступила с призывом к превращению Российской Федерации в конфедерацию самостоятельных государств; 5. В Северо-Осетинской и Ингушской республиках начались столкновения на национальной почве, в результате чего в марте 1993 г. там пришлось в ввести военное положение. В течение 1992 г. правительству удалось договориться с национальными регионами. Между тем, ущемленными оказались большинство исконно русских областей̆. Реакцией̆ на эту ситуацию стало объявление Волгоградской̆, Свердловской̆, Читинской̆ и рядом других областей̆ независимыми республиками. В январе 1993 г. Нижегородский̆ областной̆ совет также заявил о возможности объявления области самостоятельным государством. Фактически начался распад страны. Крайней формой̆ противостояния местных органов власти и центра стала воина в Чечне. Кризис во взаимоотношении местных органов власти и правительства удалось преодолеть лишь во второй̆ половине 90-х г. путем заключения договоров и соглашений между федеральными органами власти и субъектами Федерации. Судебная система. В настоящее время деятельность этой̆ системы определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральным конституционным законом от 07 февраля 2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральным конституционным законом от 21 июля1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014); Федеральным конституционным законом от 05 февраля 2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» и др. Наиболее значительным шагом на пути реформирования судебной̆ системы является учреждение органа конституционного надзора, возрождение института суда присяжных, существенное укрепление статуса судий, а также установление подлинной̆ независимости судебной̆ власти. Согласно ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов и судов не допускается. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам согласно вышеуказанного закона относились:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Согласно Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» Верховный суд РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам, то есть Высший Арбитражный суд был упразднен. Верховный суд также призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики. На сегодняшний день в Российской Федерации действует следующая система судебных органов:
1. Конституционный Суд Российской Федерации;
2. Верховный Суд Российской Федерации;
3. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
4. Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Прокуратура. После распада СССР, 17 января 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. Структура Прокуратуры РФ: Академия Генеральной прокуратуры РФ, Главная военная Прокуратура, Прокуратуры субъектов РФ, специализированные прокуратуры. Следственный комитет. К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.
В апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».
После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал его принятию. На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране. Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации – прокурорскими работниками. Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений. Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер. Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им. В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.