Начало всему - в детстве




Нестандартная эротика в жизни человека и общества

Практически все психологи и сексологи сходятся в том, что истоки отклонений эротического чувства лежат в детских переживаниях.

С самого начала жизни функционирование человеческой психики связано с телесными проявлениями. И особенное значение имеет, конечно, механизм формирования полового поведения и половых реакций.

То, как станет себя вести человек в роли участника полового акта, определяется тонкими, подсознательными и не всегда достаточно ясными на первый взгляд переживаниями раннего детского периода. Это открытие, которое сегодня выглядит достаточно тривиальным, вовсе не являлось таковым на рубеже XIX-XX веков, когда Зигмунд Фрейд разрабатывал свою знаменитую теорию психоанализа.

Он был первым, кто констатировал важнейшее значение детских препубертатных (т. е. дополовозрелых) впечатлений для развития отклонений в половом влечении. При этом великий психоаналитик и сам, по ряду свидетельств, находился одно время в кровосмесительной связи со своей сестрой.

По Фрейду, главный принцип человеческой психологии определяется поиском удовольствия и избежанием боли (принцип удовольствия). Этот принцип оказывает влияние на человеческое поведение на протяжении всей жизни, а в первые несколько лет жизни он вообще является ведущим мотивом поступков. Наиболее ранние переживания удовольствия и боли играют решающую роль в формировании психологии человека. Ведь в отличие от других животных, человеческий детеныш намного дольше зависит от помощи взрослых. Без их заботы и внимания в течение ряда лет он не сможет выжить. А в результате возникает ранняя и прочная привязанность к другим людям (D. Arlow, 2000).

Фрейд утверждал, что у человека имеется не одна, а несколько исходных эрогенных зон, раздражение которых вызывает эротические ощущения удовольствия, причем значение этих зон с возрастом меняется. В соответствии с этим Фрейд выделял несколько фаз психосексуального развития.

Оральная фаза охватывает первые полтора года жизни, когда основным органом удовольствия является для младенца рот (сосание, кусание). Оральная фаза - самая ранняя фаза инстинктивной жизни. Она простирается от рождения примерно до 18 месяцев. Она была так названа, потому что главный источник удовлетворения сосредоточен вокруг кормления и органов, связанных с этой функцией - рта, губ и языка. Удовлетворение оральных потребностей при простом насыщении освобождает от напряжения и побуждает ко сну Многие расстройства сна, видимо, связаны с бессознательными фантазиями оральной половой природы. Кусание и сосание - действия, которые служат ребенку как для удовлетворения оральных влечений, так и для исследования, "обсасывания" мира. Во время оральной фазы основная функция психических реакций заключается в принятии внутрь того, что приятно, и в выталкивании изо рта того, что неприятно.

Анальная фаза (от 1 до 3 лет) характеризуется повышенным интересом к испражнению; контролируя этот процесс, ребенок получает чувственное удовольствие и одновременно вырабатывает навыки самоконтроля. В возрасте от 18 месяцев до 3 лет главное удовольствие и удовлетворение приносят действия, связанные с удерживанием и прохождением фекалий. Основная функция психических реакций состоит в "выборе" между тем, что должно быть удержано внутри себя - и поэтому является ценным, и что должно быть вытолкнуто - и в конечном счете становится бесполезным. Во время анальной фазы преобладает интерес к телесным процессам, запаху, прикосновению, иногда это выражается в игре с фекалиями. Фекалии, которые в течение некоторого времени рассматриваются как выступающая часть себя, воспринимаются как особенно ценное и очень дорогое обладание. То отвращение, которое показывают лица, воспитывающие ребенка, и тот стыд, который они заставляют испытывать ребенка, может содействовать понижению чувства самоуважения. При реакции на это ребенок может проявлять упрямство, своевольную капризность и решимость самостоятельно контролировать происходящее с ним. И в результате такой повторяющейся реакции ребенок может преодолеть свой импульс к пачканию, становясь особо опрятным, чрезмерно пунктуальным и явно скупым в обращении со своим имуществом (Freud, 1917).

Фаллическая фаза (от 3 до 5 лет) означает усиление интереса к гениталиям (половым органам). Главный символ этого возраста - половой член, а основная психологическая задача - адекватная половая идентификация. Мальчик должен преодолеть бессознательное влечение к матери (Эдипов комплекс) и идентифицироваться с отцом, а девочка - преодолеть влечение к отцу (комплекс Электры) и чувство зависти к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена и идентифицироваться с матерью. После третьего года жизни, главная область удовлетворения либидо (полового влечения) переносится на гениталии. В фаллической фазе как для мальчиков, так и для девочек пенис становится главным объектом интереса. Именно в это время клитор, как аналог пениса, начинает высоко цениться в связи с приятными ощущениями, вызываемыми стимуляцией. Недавние исследования указывают на то, что некоторое осознание приятного потенциала влагалища присутствует в этой фазе у многих маленьких девочек.

В фаллической фазе также заметно выражен детский эксгибиционизм и страсть к подглядыванию. Очень многие девочки и мальчики в этом возрасте увлеченно и с огромным любопытством рассматривают половые органы друг друга. Если эти забавы скоро прекращаются, их действительно можно считать безобидными. Однако возможны варианты.

Первый представляет собой развитие аутоэротизма. При отсутствии удовлетворения своего инстинктивного стремления, у ребенка остается возможность самостоятельно удовлетворять себя, стимулируя соответствующие зоны своего тела, комбинируя такие действия с подходящими фантазиями. Такие действия развиваются в детскую мастурбацию. При этом, при переходе ребенка из одной фазы либидо в другую интерес к удовлетворению влечения предшествующей фазы затухает не полностью.

Когда имеет место особенно сильная и стойкая привязанность к удовлетворению либидо той или иной фазы, это называется "фиксацией". Фиксации обычно бессознательны и часто служат "точкой возврата" в последующей взрослой жизни.человека.

Другой возможный вариант развития либидо - это регрессия, или возвращения к более раннему способу удовлетворения бессознательного влечения. Но это вовсе не обязательно является признаком болезненного отклонения в половой сфере.

В каждой из указанных фаз развития ребенок переживает и некоторые характерные страхи. Во время оральной фазы самый большой страх связан с тем, что мать не будет доступна. То есть это опасность утраты удовлетворяющего потребности объекта. Во время анальной фазы, после того как сложилось представление о матери как о независимом существе, угроза заключается в потере материнской любви. Для фаллической фазы типичен страх возмездия или наказания за запретные сексуальные и агрессивные желания. То наказание, которое обычно представляется в фантазиях как мальчиков, так и девочек, часто принимает форму телесного наказания или повреждения, в особенности - гениталий. Поэтому опасность, характерная для фаллической фазы, обозначается как страх кастрации. Позднее в жизни, когда формируются этические нормативы и суперэго, угрызения совести занимают свое место в ряду угрожающих ситуаций. Каждая из этих ситуаций пробуждает тревогу как сигнал, побуждающий это привести в движение различные психические механизмы для устранения или минимизации опасности.

В фаллической фазе обычно проявляется так называемый Эдипов комплекс. В общем он состоит в ревнивом отношении к родителю противоположного пола (у мальчиков - к матери, у девочек - к отцу) по отношению к родителю своего пола. То, как решается проблема Эдипова комплекса, во многом определяет не только половое поведение человека потом, во взрослой жизни, но и зачастую его сексуальную ориентацию. Если эта стадия проходит нестандартным образом (например, мальчик воспитывается исключительно в обществе женщин), то возрастает вероятность того, что, повзрослев, молодой человек склонен будет вести себя "по-женски" с мужчинами и станет гомосексуалистом.

С прохождением Эдипова комплекса наступает относительно неподвижная фаза, называемая латентным периодом. Латентная фаза (до начала полового созревания) характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций и интересов; либидо как бы дремлет, уступая время и место формированию сознательного "Я" и предметных интересов ребенка.

Теперь интересы ребенка направлены на более широкий мир, вживание в общество, овладение законами жизни в нем. Такое состояние преобладает до начала половой зрелости и юности. Изменения, которые происходят в течение этого периода, имеют решающее значение для установления взрослой идентичности. Человек, пытающийся отождествить себя со стереотипом "взрослого", заново пробуждает в себе конфликты детства. Варианты фантазий, которые первоначально служили в качестве средств выражения влечений в период детства, становятся сознательными составляющими юношеской мастурбации. Вина по поводу мастурбации проистекает главным образом от "неприличных" желаний, которые находят выражение в мастурба-ционных фантазиях. В юности происходит вторая попытка совладать с конфликтами, возникшими из-за непреодоленных желаний детства. Через разрешение этих конфликтов человек определяет свою сексуальную роль, приобретает большую ответственность, делает выбор профессии.

Обстоятельства могут вызывать различные вариации в подростковом поведении, включая полную перемену ролей в смысле выбора сексуального объекта. За решение этих конфликтов ответственно так называемое "эго". При благоприятных обстоятельствах от эдиповых желаний отказываются. Они вытесняются и становятся бессознательными, но не полностью стираются из памяти. Эдипов комплекс может долго сохраняться в форме бессознательных фантазий или мотиваций. А они продолжают оказывать важное воздействие почти на каждый аспект психической жизни: на формы и объекты взрослой сексуальности; на творческую, артистическую, профессиональную и другую деятельность.

При благоприятных обстоятельствах ребенок отказывается от большинства враждебных и болезненных мотивов Эдипова комплекса и отождествляет себя с родителем своего пола, в особенности с его или ее моральными стандартами и запретами. Эта часть личности называется суперэго. Суперэго контролирует "Я" и выносит суждения о его мыслях и действиях.

Не отрицая возможных анатомических, физиологических, нейрохимических факторов, предрасполагающих человека к тому или иному эротическому отклонению, Фрейд считал, что, пока эти факторы не открыты, главным и единственным средством их изучения и терапии должен быть психоанализ. Иначе говоря, это выяснение обстоятельств становления психики человека, его конфликтов и нервных травм, задержавших или исказивших психосексуальное развитие индивида.

Конфликт между сексуальностью и цивилизацией, по Фрейду, принципиально неразрешим. Конфликт - неотъемлемая составляющая бытия человека. Он отражает противоречие, присущее двойственной природе человека как биологически активного животного и социального существа. В течение нескольких лет каждый младенец должен быть приобщен к цивилизации и культуре; он также должен воспринять идеалы и ценности, запреты и табу того общества, к которому он принадлежит. Семья - главный инструмент в этом процессе. Когда человек достигает пяти-шестилетнего возраста, другие институты общества берут на себя долю ответственности за его приобщение к культуре (школа, сообщество сверстников и т. д.). В ходе этого развития разочарование и конфликт неизбежны.

Вначале инстинктивные влечения сосредоточиваются главным образом на "Я" - состояние, называемое нарциссизмом. По мере того как другие люди начинают восприниматься как источники питания, защиты и удовлетворения, некоторая часть энергии влечения к удовольствию переходит на эмоциональное взаимодействие с другими людьми. Формально эти другие люди и становятся объектами любви.

Человеческая личность сохраняет значительную долю детской эгоцентричности, то есть склонности выстраивать мир "вокруг себя". Способность нуждаться в других, любить, хотеть доставлять удовольствие и хотеть становиться как другие - является обязательной частью "взрослости", зрелости. Поэтому опыт общения с окружающими во время первых лет жизни очень важен для формирования способности любить и учитывать чужие интересы и влечения.

Однако инстинктивное влечение человека направлено на эгоистическое самоудовлетворение, поэтому культура может существовать лишь ценой подавления инстинктов. Да, подавление либидо (в широком смысле - полового влечения) вызывает неврозы, но его полное высвобождение означало бы всеобщую анархию и гибель культуры. Ведь либидо, по Фрейду, - единственный источник психической энергии. Подавление сексуальности позволяет переключить эту энергию на другие виды деятельности - труд, художественное творчество и т. д. (Фрейд называет это переключение "сублимацией".) Раскрепощение либидо привело бы к тому, что люди перестали бы трудиться, сексуальность поглотила бы всю их физическую и психическую энергию. Кроме того, слишком легкое, непосредственное удовлетворение половых потребностей привело бы в конце концов к их обесцениванию, усилив другой фундаментальный импульс человеческой психики - инстинкт смерти и разрушения.

Предложенное Фрейдом понимание сексуальности касалось прежде всего особенностей индивидуального развития. Фрейд стремился выявить связь индивидуального сексуального поведения с культурными нормами, вскрыть корни сексуального символизма, истоки и сущность важнейших сексуальных табу и запретов, например, запрета на инцест (кровосмешение) или добрачную потерю девственности. Фрейд подчеркивал, что некоторые типичные формы сексопатологии, например, психическая импотенция, имеют социальные причины. Свою теорию он основывал не только на данных клиники, но и на материалах истории, этнографии, изучении биографий и творчества ряда великих людей (Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.). Фрейдистский анализ неосознаваемых переживаний, эротических фантазий и сновидений стимулировал и интерес к изучению этих явлений на материалах истории религии и культуры. Половые извращения, расценивавшиеся человечеством в "викторианский период" как преступление или физическая неполноценность, оказались всего лишь следствием гипертрофии отдельных сторон нормального психосексуального развития, так что следы их каждый может при желании обнаружить в своей собственной психике.

Поскольку работы Фрейда в результате способствовали утверждению терпимого отношения к сексуальности, обыватели часто считали его апологетом половой распущенности и эротических отклонений. В действительности позиция Фрейда в этом вопросе была скорее консервативно-моралистической.

Поначалу концепция Фрейда вызвала скандал, ее даже называли клеветой на человечество. Когда в 1910 году на международном конгрессе психиатров в Гамбурге кто-то предложил обсудить теорию Фрейда, председатель заявил: "Это предмет не для научного конгресса, а для полиции". Но в наше время отношение к фрейдизму в корне изменилось. Эта теория нашла поддержку у многих представителей научной и художественной интеллигенции. И с середины 1920-х вплоть до 1960-х годов фрейдизм был практически господствующей системой в западной сексологии.

Однако в сегодняшней психиатрии взгляд на половую жизнь и половое сознание человека стал шире. Поэтому подверглись пересмотру и многие положения теории Фрейда, который считал либидо побуждением, лежащим в основе всех без исключения поведенческих проявлений человека. Такая трактовка либидо навлекла на Фрейда обвинения в пан-сексуализме, преувеличении роли сексуальности. Тезис, что "сексуальные импульсы" включают все эмоциональные и дружественные влечения, которые в просторечии называют любовью, неразрывно связан у Фрейда с тем особым значением, которое он вкладывает в понятие "сексуальность": "В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей целью удовольствие и только опосредованно служащая целям воспроизводства". Иначе говоря, сексуальные переживания не сводятся к чисто генитальным.

По мнению ведущего отечественного сексолога Игоря Кона, слабость теории Фрейда состоит в том, что хотя он признает влияние на личность культуры и воспитания, в центре его теории остаются внутри-психические процессы. Индивидуум обладает, по Фрейду, определенным и фиксированным количеством психической энергии, которую общество помогает ему так или иначе канализировать и реализовать. Поскольку количество этой энергии ограничено, приходится выбирать между сексуальной активностью и какими-то другими видами деятельности, в которых заинтересовано общество. Отсюда - извечный конфликт между сексом и культурой. Подавление половой свободы есть, по мнению Фрейда, та цена, которую человечество платит за развитие цивилизации.

Игорь Кон считает, что в свете современных данных эта антитеза представляется ложной. "Люди обладают разными энергетическими ресурсами, и при нормальном физиологическом режиме сексуальная активность не только не мешает другим видам деятельности, но даже повышает их общий тонус. Кроме того, культура не просто указывает каналы, в которые должна "изливаться" сексуальная энергия, но и формирует конкретный сценарий сексуального поведения индивида, характерные для него психосексуальные установки и ориентации.

Речь идет не столько об универсальном конфликте биологической "сексуальности" и "культуры", сколько о конкретных противоречиях между относительно стабильными нормами общественной морали и более изменчивым и разнообразным индивидуальным поведением. Викторианская ограниченность наложила отпечаток и на фрейдовскую концепцию женской сексуальности. Фрейд, в частности, полагал, что все наблюдаемые половые различия, включая факт мужской гегемонии, есть следствие универсального биологического закона. Современная наука считает спор о том, какой пол является высшим, таким же бессмысленным, как спор о высших и низших расах. Не выдержали проверки на практике и многие частные положения Фрейда, касающиеся женщин: об универсальной "зависти к половому члену", их пониженной сексуальности и т. д." (И. С. Кон, 1996).

Из краткого обзора взглядов психиатров и психоаналитиков на проблему формирования эротических отклонений ясно, что хотя в настоящее время еще не принята единая модель происхождения подобных отклонений, зачатки их явно коренятся в процессе прохождения тех или иных стадий нормального психического развития ребенка. А значит, никто еще не может однозначно судить, являются ли они патологическими (т.е. болезненными) или представляют собой варианты обычного поведения человека. Однако здравый смысл заставляет думать, что в обществах, построенных по европейскому типу, уже нет места для преследования людей с отклонениями эротического чувства в тех случаях, когда эти отклонения не связаны с насилием.

О "Неправильной" эротике в культуре и искусстве

Утверждение, что искусство есть зеркало, которое так или иначе отражает жизнь, вполне справедливо и для данной сферы человеческих взаимоотношений. Какими бы ни были общественные запреты, примеры нестандартного полового поведения всегда находят прямое или скрытое отображение в произведениях искусства на протяжении многих веков.

Сцены гомосексуальной любви изображены на древнегреческих амфорах и на древнеиндийских фресках, как и сцены зоофилии. Античная литература изобилует примерами описания гомосексуальной любви, фетишизма и того, что в наше время называется садомазохизмом. Половое возбуждение от телесного наказания своих рабов и рабынь наверняка испытывали в античности многие, но тогда, конечно, это не носило такого утонченного и изощренного характера, как у Захер-Мазоха...

В "Декамероне" Джованни Бокаччо довольно игриво описаны эпизоды "эротической" порки, и эти сцены выглядят гораздо более невинно, чем ужасные страдания, которые причинял своим любовницам маркиз де Сад спустя четыре века. Садизм в исполнении его прародителя - де Сада, выглядит гораздо менее эротичным, потому что представляет опасность для жизни...

Не менее фривольными выглядят и многие сцены из "Гаргантюа и Пантагрюэля" Франсуа Рабле, и это вполне укладывалось в вольные правила диковатого позднего Средневековья.

В "викторианский" девятнадцатый век гомосексуальные отношения можно было изображать лишь намеком, зато описание телесных наказаний становится прямо-таки массовым. Описания разнообразных телесных наказаний, мучений и издевательств в английской, русской, американской, французской литературе просто неисчислимы (Диккенс, Мериме. Марк Твен, Достоевский, Толстой, сестры Бронте...) Казалось бы, все это выглядело вполне прилично до тех пор, пока Захер-Мазох не открыл некую неприятную и неожиданную для консервативных "викторианцев" истину - эти описания несут в себе в большей или меньшей степени ту же эротику, что и описания половых отношений...

Первый мощный всплеск нестандартного, фантастического эротизма произошел в искусстве на рубеже XIX-XX веков.

Самый, пожалуй, значительный импульс этому придала публикация "Тысячи и одной ночи" - первоначально в переводе сэра Ричарда Бэртона. Возможно, не все помнят, с чего начались "сказочные" приключения царя Шахрияра и Шахрезады... А дело было так. Шахрияр и брат его Шахземан убедились в измене своих жен - как только царственные братья отъезжали на охоту, жены призывали к себе рабов и развлекались с ними как хотели. На братьев, которые тайно наблюдали за этими забавами своих "благоверных", зрелище произвело самое негативное впечатление. От огорчения они пускаются куда глаза глядят. Потом братья встречают джинна-ифрита, который имеет при себе очаровательную подругу-наложницу. Когда страшный джинн засыпает, наложница требует от братьев совершить с ней то, что ныне называется сексом свингеров, то бишь половой акт с участием трех и более партнеров.

"Она легла перед ними и сказала: "Вонзите оба, да покрепче, или я разбужу ифрита!" От страха Шахрияр сказал брату своему Шахземану: "О, брат мой, сделай то, что она велела тебе!" Но Шахземан ответил: "Не сделаю! Сделай ты раньше меня!" И они принялись знаками подзадоривать друг друга, но женщина воскликнула: "Что это? Я вижу, вы перемигиваетесь? Если вы не подойдете и не сделаете этого, я разбужу ифрита!" И из страха перед джинном оба брата исполнили приказание, а когда они кончили, она сказала: "Очнитесь!" - и, вынув из-за пазухи кошель, извлекла оттуда ожерелье из пятисот семидесяти перстней (впрочем, интересно, кто из присутствующих успел подсчитать их количество). "Знаете ли вы, что это за перстни?" - спросила она; и братья ответили: "Не знаем!" Тогда женщина сказала: "Владельцы всех этих перстней имели со мной дело на рогах этого ифрита. Дайте же мне и вы тоже по перстню". И братья дали женщине два перстня со своих рук, а она сказала: "Этот ифрит меня похитил в ночь моей свадьбы... Но не знал он, что если женщина чего-нибудь захочет, то ее не одолеет никто, как сказал поэт:

Не будь доверчив ты к женщинам, Не верь обманам и клятвам их...

А другой поэт сказал:

Удивленья великого тот достоин, Кто от женских остался чар невредимым..."

Услышав от нее такие слова, оба царя до крайности удивились и сказали один другому: "Вот ифрит, и с ним случилось худшее, чем с нами! Подобного не бывало еще ни с кем!" (перевод М.Салье).

Так вот, именно после этого случая царь Шахрияр крайне разочаровался в женщинах, поэтому каждую ночь брал невинную девушку, а наутро убивал ее (садизм в своем крайнем, некрофилическом проявлении), и так продолжалось три года, прежде чем он не наткнулся на обаятельную юную рассказчицу Шахрезаду и не стал снова более-менее нормальным, с точки зрения сексуального поведения...

В свое время бэртоновский перевод этих эротических арабских сказок произвел фурор в Европе. О них ходили легенды, раздувались слухи. В полном переводе они были изданы лишь однажды, и то в 500 экземплярах, только для членов бэртоновского клуба...

Картины множества художников XX века свидетельствуют о явных или скрытых отклонениях эротического чувства. Неужели Иванов, написавший целые галереи обнаженных мальчиков, может быть заподозрен в безразличном отношении к гомосексуальной жизни? Да и Горький с Куприным и Власом Дорошевичем, с чувством описавшие телесные наказания в русском быту конца XIX века, переживали, очевидно, нечто похожее на мазохистские мотивы.

Крупнейшему русскому мыслителю первой половины XX века Николаю Бердяеву было совершенно ясно, что плотская любовь в огромной степени является отражением самого сокровенного в человеческой личности и вовсе не привязана к цели деторождения. Он писал: "Половое влечение есть творческая энергия в человеке. В нем есть мучительный переизбыток энергии, требующий исхода в мир, в объект. И несомненна глубокая связь творчества и рождения, их родство и противоположность. В рождении, в создании новых жизней находит себе выход творческая энергия пола. В стихии рода, в порядке природной необходимости половая энергия разряжается в деторождении, творчество подменяется рождением, бессмертное созидание - смертным созиданием. Существует глубокий антагонизм между творчеством вечного и рождением временного. Совершенство индивидуальное и деторождение - обратно пропорциональны. Этому учит биология, учит и мистика. Творческая мощь индивидуальности умаляется и распадается в деторождении. Личность распадается в плохой бесконечности рода. Наиболее рождающий - наименее творящий. Рождение отнимает энергию от творчества. Творческая гениальность враждебна стихии рода, с трудом совместима с деторождением.

В рождающем сексуальном акте всегда есть порабощение личности и надругательство над творческими порывами личности. Человек становится рабом своей творческой половой энергии, - бессильный направить ее на творческий половой акт. Женственность Евы, а не вечная девственность побеждает в жизни пола, род господствует над личностью. Результаты половой жизни не соответствуют ее творческому заданию.

В природной половой жизни не достигается ни соединение мужа с женой, ни творчество вечного бытия. Каждый рождающийся должен вновь начать этот круговорот дурной множественности.

В цепи рождений сковывается творческая энергия. Рождающая половая жизнь и есть главное препятствие наступления творческой мировой эпохи. Человеческий род, пребывающий в стихии ветхого Адама и ветхой Евы, бессилен творить, так как тратит свою творческую энергию на продолжение и устроение рода, на послушание последствиям греха. Воскрешение умерших предков, к которому призывает Н. Федоров, уже предполагает переход энергии с рождения детей на воскрешение отцов.

Роковая непреодолимость природной необходимости, неизбежность приспособления к данному порядку мира сосредоточены в точке рождающего сексуального акта. От этой лишь точки может начаться мировой сдвиг, мировое освобождение. В поле должно совершиться изменение направления творческой энергии. Пол рожающий преобразится в пол творящий. Наступление творческой мировой эпохи знаменует собой изменение природного порядка, а это изменение начнется прежде всего в точке пола, в точке прикрепления человека к природной необходимости".

Как видно из этого отрывка, Бердяев прямо призывает (творца) к многовариантности половых отношений и эротических эмоций, считая, что либидо, направленное на деторождение, отнимает энергию у либидо творческого. Это, конечно, не означает, что сам Бердяев испытывал гомосексуальные наклонности или какие-либо другие половые перверсии, но он защищает идеал права творца на свободу проявлений эротического чувства.

Русский мыслитель первой половины XX века Николай Евреинов видел театрализацию жизни, и в частности секса, одним из защитных механизмов маскировки истинных мотивов поведения. Он утверждал, что те живые организмы, которые лишены природой естественных инструментов для мимикрии (в широком смысле - приспособления к окружающей среде), вынуждены быть более изобретательными в "камуфлировании" своего поведения. С этой точки зрения, "отклоняющийся" секс также служит лишь своего рода "вывеской", за которой скрываются мотивы поведения, которые индивид хотел бы скрыть от посторонних глаз. По его мнению, сексуальные извращения есть не что иное, как доведенная до крайности реализация своих фантазий. Он называл это "патологической театрализацией".

Другое воплощение театрализации секса можно наблюдать в современном шоу-бизнесе, где сексуальность (часто "извращенная") служит своего рода рекламным ходом. А ведь актеры, начав играть, зачастую уже и сами не могут провести грань между своей личностью и образом, созданным для публики.

Франко-испанский художник и большой эстет Сальвадор Дали был известен своим глубоким эротизмом в творчестве. Помимо своих картин и графики, пронизанных эротизмом, он много работал и над своеобразным "эротическим дизайном". В частности, он придумал невиданную форму флакона для духов, гостевого дивана, кресел и прочих предметов, - и все это воспроизводит контуры и объемы чувственных женских губ. При этом, если верить его биографам, за всю жизнь (возможно, не считая нескольких эпизодических связей с проститутками) у него была лишь одна женщина - его Гала...

Новым этапом в осмыслении секса как универсального феномена человеческого мира и культуры, а не просто средства размножения стали работы знаменитого современного философа Мишеля Фуко. В своем эссе "Мы другие викторианцы" Фуко пишет: "Секс окружают молчанием. Закон вершит супружеская пара, узаконенная и производящая потомство. Она навязывает себя как образец, заставляет ценить норму, обладает истиной, оставляет за собой право говорить... Что же касается секса, не ведущего к зачатию, то он, если упорствует и слишком себя показывает, оказывается чем-то аномальным: он получает соответствующий статус и должен расплатиться за это соответствующим наказанием".

Фуко в своих работах показывал, как много мифологии вовлечено в современное (поствикторианское) понимание секса и как мало эта мифология имеет общего с сущностью сексуальных влечений человека. "Если для Хайдеггера основным вопросом было знать, в чем сокровенное истины, то... для меня вопрос в следующем: как это получается, что истина так мало истинна?" С глубокой иронией пишет Фуко о викторианском мифе "правильного секса": "Что касается судов, то они с одинаковым успехом могли вынести приговор как за гомосексуализм, так и за [супружескую] неверность, как за заключение брака без согласия родителей, так и за скотоложество. Для гражданского порядка, равно как и для религиозного, значение имела вообще незаконность. Конечно же, "противоестественность" была отмечена как особая мерзость. Но она воспринималась лишь как предельная форма "противозаконности"... Долгое время гермафродиты были преступниками или детищами преступления, поскольку их анатомическое строение, само их существование запутывало закон, который разделял полы и предписывал их соединение".

Большой интерес представляют размышления Фуко о сексе в связи с религией. Потребность каяться у согрешившего верующего стимулируется церковью, и возникает своего рода парадокс, замкнутый круг. Видимо, человеческой природе свойственна свобода в сексе, и церковь умело использует это стремление к свободе для постоянного обращения "грешника" за церковным прощением.

Постепенно западное общество благодаря усилиям мыслителей и художников избавлялось от ханжества и двоемыслия в вопросах секса. Этот процесс идет и до сих пор, но ясно, что возврата к викторианской морали, предпочитающей вообще в упор не видеть вариантов сексуального поведения, уже не может быть.

Во второй половине XX века произошел "взрыв" порнографии в кино. Долгое время даже в откровенно порнографических лентах изображение "нестандартных" половых отношений было недопустимым. Зато относительная доступность съемки на кино- или видеопленку, возникшая в 70-80-е годы, породила огромный вал подпольной киноэротики и кинопорнографии. Развернулась настоящая вакханалия. Все мыслимые проявления половых отклонений можно было найти на видеокассетах, которые продавались миллионами во многих крупных городах мира. В 90-х годах и в России практически совершенно свободно можно было купить копии полупрофессиональных и любительских фильмов с изображением сцен гомосексуализма, педерастии, лесбиянства, садомазохизма и т. д.

Думается, навязчивая доступность видеоматериалов с сексуальными девиациями сыграла негативную роль в деле терпимости общества к подобным отклонениям. Как правило, подобные съемки делаются на крайне низком художественном уровне, без учета тонкой психологии "нестандартной эротики", без толкового сценария, практически подпольно - и это у любого сколько-нибудь мыслящего человека вызывает если не отвращение, то неприятие. В основном такая продукция рассчитана на подростков (у которых под воздействием этого халтурного "ремесленничества" могут произойти тяжелые изменения в психике) либо на людей низкой общей культуры, способных лишь на грубые эмоции.

Наряду с этим и в 80-х годах, и в 90-х появлялись, конечно, немногие картины, тонко и во многом метафорично рассказывающие о "странном" эротизме. К их числу можно отнести "Ночного портье" Лилианы Кавани, "Казанову" Федерико Феллини, "Лолиту" и "Девять с половиной недель" Эдриана Лайна.

В наше время практически никого уже не удивишь никаким сексом. Скорее, приходит время для пародий. В романе Карла Хайессена "Стриптиз" (по которому в Голливуде был снят одноименный фильм) один из героев, преуспевающий конгрессмен, нанимает с помощью своего секретаря двух проституток на ночь. По приезде девушек конгрессмен снимает с себя одежду, ложится на ковер и требует, чтобы девицы танцевали на его груди и животе. Не слишком искушенных в таких тонкостях девушек со Среднего Запада такой заказ заставил призадуматься. Одна из них недоуменно спросила: "Вы хотите, чтобы я танцевала на вас босиком или в туфлях?"

Надо заметить, на девушках были туфли с крутыми шпильками. Конгрессмен, обуреваемый смутными и не совсем внятными страстями, тоже подумал, а потом ответил: "Значит так. Одна нога пусть будет в туфле, а другая босая".

Это похоже на очередной анекдот о новом русском, но суть совершенно иная. Здесь виден не прорыв человека к новым возможностям удовлетворения своих нестандартных сексуальных наклонностей, - ситуация обратная: мужчина с огромными социальными возможностями получает удовольствие от своего унижения, пусть даже и в форме такой игры с проституткой. При этом он, даже будучи политиком федерального уровня, настолько примитивен, что не способен даже толком понять, чего же его душеньке надобно.

И уж вовсе глумлением над современной порнографией (а заодно и над жанром боевика) выглядит изображение эротических страстей в хите Квентина Тарантино "Криминальное чтиво". Сцены гомосексуальных половых актов до предела насыщены садизмом и черным юмором, отчего в сознании зрителя вообще исчезают какие-либо эротические мотивы.

Можно представить сюрреалистическую встречу в современности самых что ни на есть знаковых фигур в истории описания сексуальных вариаций - ну, например, в небольшом московском ресторанчике при апарт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: