1. Поверяемый манометр с одновитковой трубчатой пружиной.
2. Образцовый манометр с классом точности 0,1; 0,2 или 0,5%.
3. Грузопоршневой манометр с классом точности 0,05 или 0.2%.
Стенд для поверки манометров.
Все образцовые приборы, применяемые при поверке манометров должны иметь допустимую погрешность в 4 раза, меньше, чем допустимая погрешность поверяемого манометра.
На стенде используется грузопоршневой манометр.
Эти приборы применяются как образцовые для поверки технических и контрольных манометров. Принцип действия их заключается в уравновешивании силы давления измеряемой среды на свободно передвигающейся в цилиндре поршень силой, создаваемой калиброванным грузом.
Грузопоршневой манометр (рис.3) имеет грузовую и прессовую части.
Грузовая часть состоит из ствола 1, в который вставлен тщательно пришлифованный к нему поршень 2, снабженный в верхней части тарелкой 3. На тарелку накладывают контрольные грузы 4. Ствол с помощью канала, запираемого вентилем 5, сообщается с горизонтальным каналом 6, который соединен со штуцерами 7, снабженными вентилями 8. С этим же каналом 6 сообщается прессовая часть манометра, представляющая собой цилиндр 9 со стальным поршнем 10, шток которого выполнен в виде винта, снабженного штурвалом 11.
С помощью штуцеров 7 крепятся поверяемый и образцовый манометры. В правой части грузопоршневого манометра показан бачок с минеральным маслом, закачиваемым в систему с помощью ручного насоса.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Порядок поверки манометров на грузопоршневом манометре (рис.3) следующий: в один или оба штуцера 7 устанавливают поверяемая манометры, вентили 5 и 8 плавно открывает. Если при этом тарелка с грузами опустится, то ее следует вернуть во взвешенное положение, перемещая поршень 10 с помощью штурвала 11. При поверке манометров тарелку с поршнем 2 следует вращать от руки со скоростью от 30 до 100 об/мин. Вращать тарелку необходимо для того, чтобы контролировать положение поршня. Он должен находиться во взвешенном положении в пределах своего рабочего хода. Это будет свидетельствовать о том, что давление в системе грузопоршневого манометра
|
где
P- давление, Па;
G-сила тяжести поршня и грузов, Н;
f – рабочая площадь поршня,
Технические манометры можно поверять и без применения грузовой части. В этом случае в штуцер 7 устанавливают образцовый манометр, а в другой штуцер - поверяемый манометр. Грузовая колонка отключается с помощью вентиля 5. Манометры поверяют путем сравнения показаний образцового и технического манометров. Давление в системе создают вращением штурвала 11
.
Закончив поверку при возрастающем давлении, поверяемый прибор выдерживают на предельной отметке его шкалы 5 минут. После этого проводят измерения при снижении давления.
Поверка проводится во всех оцифрованных точках шкалы. Результаты поверки при прямом и обратном ходе стрелки заносятся в таблицу.
Таблица
Таблица измерений и обработки данных
Показания образцового манометра | Показания поверяемого манометра, ![]() | |||
Давление, ![]() | При прямом ходе | погрешность | При обратном ходе | погрешность |
Если поверяемый манометр имеет ошибку больше допустимой, то он нуждается в регулировке.
|
Для регулировки манометра производится его разборка в следующем порядке:
1. Снять крышку с корпуса.
2. С помощью и струбцины снимают стрелку и отвернув винты циферблата, снимают его.
3. Взамен снятого циферблата устанавливают новую шкалу регулировочную, имеющую вырез напротив винта 6 (рис.2). Этот вырез позволяет проводить регулировку манометра, т.е. добиваться того, чтобы показания образцового и поверяемого манометра совпадали.