Название вредителя (русское и латинское) | Кормовая порода | Экология | Время лета имаго | Способ, место откладки яиц | Место окукливание | Зимующая фаза и место зимовки | Генерация |
Хорошо изучите особенности фаз развития очагов массового размножения вредителей, особенности наносимого ущерба лесному хозяйству, экологические свойства насекомых. Без этих знаний невозможно проводить надзор за появлением и распространением вредителей леса и прогнозировать их численность.
Для более легкого запоминания латинских названий насекомых составьте словарик с русскими и латинскими названиями основных вредителей леса, перечисленных в теме.
Есть насекомые, увеличение численности которых не нарушает лесной биоценоз и благоприятствует хорошему санитарному состоянию леса, или же, являясь украшением нашей планеты, по каким-либо причинам исчезают с лица Земли.
Уничтожение энтомофагов может повлечь за собой увеличение численности вредных насекомых. Уничтожение насекомых – опылителей влечет уменьшение, а иногда и полное исчезновение некоторых насекомоопыляемых растений.
Особое внимание при изучении темы нужно уделить насекомым энтомофагам, которые с успехом могут быть использованы в борьбе с вредителями леса.
Особое внимание обратите на морфологию, экологию и биологию рыжих лесных муравьев (род formica) – многочисленных представителей лесных энтомофагов, наиболее широко, просто и эффективно используемых в защите леса от насекомых.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите биологические особенности хвое - и листогрызущих насекомых.
2. Перечислите вредителей листвы, охарактеризуйте условия обитания каждого из них и наносимый вред.
3. Перечислите вредителей хвои, охарактеризуйте условия обитания каждого из них и наносимый вред.
4. Назовите причины образования очагов массового размножения стволовых вредителей, как идет процесс заселения деревьев стволовыми вредителями.
5. Назовите отличия в строении и размерах личинок короедов, усачей,
златок, рогохвостов, древоточцев и стеклянниц.
6. Перечислите типы ходов короедов, охарактеризуйте их строение.
7. Отличие стволовых вредителей от технических.
8. Перечислите представителей группы – технические вредители.
9. Перечислите насекомых-хищников и насекомых-паразитов.
10. Отличие первичного паразита от вторичного.
11. Насекомые-опылители конкретных растений.
12. Характеристика муравьев рода Formica.
13. Редкие и исчезающие насекомые.
14. Охрана полезных насекомых.
Тема: Болезни древесных пород.
Студент должен
уметь:
- определять признаки и особенности болезней ветвей и стволов взрослых насаждений;
- определять трутовые грибы, стволовые, напенные и корневые гнили;
- определять дереворазрушающие складские грибы по таблицам;
знать:
- сосудистые болезни лиственных пород;
- биологические особенности возбудителей;
- некрозные болезни, распространение вреда, причиняемого ими;
- типы раковых болезней, распространение, биологические особенности;
- возбудителей гнилевых болезней;
- диагностические признаки и классификацию гнилей;
- типы и стадии гнилей;
- вред, причиняемый болезнями, меры борьбы с ними;
- основы лесной профилактики и системы борьбы в насаждениях различного состава и возраста;
- особенности дереворазрушающих грибов и поражение ими древесины;
- условия, способствующие развитию грибов;
- биологические особенности домовых грибов.
Общая характеристика некрозно-раковых и сосудистых болезней ветвей и стволов. Диагностические особенности, условия развития и распространения.
Некрозные болезни ветвей и стволов. Раковые заболевания: ступенчатые, смоляные, опухолевидные раки. Сосудистые болезни лиственных пород и их возбудители.
Гниение древесины и ее возбудители. Диагностические признаки и классификация гнилей. Типы и стадии гниения. Вред, причиняемый гнилевыми болезнями. Корневые, напенные и стволовые гнили. Предупредительные меры борьбы.
Поражение древесины деревоокрашивающими грибами. Разрушение древесины на складах и грибы ее вызывающие.
Разрушение древесины в постройках. Важнейшие виды домовых грибов, их биология, условия развития и распространения. Признаки поражения домовыми грибами и причиняемый ими вред. Краткие предупредительные меры борьбы
Литература
Основная: (16) с. 241 -281
Методические указания
С данной темы Вы начинаете изучение болезней взрослых насаждений. Некрозные, раковые и сосудистые болезни относятся к инфекционным болезням, их называют негнилевые болезни, т.к. распада растительных тканей не наблюдается.
Следует обратить внимание на то, что при некрозных и раковых болезнях поражаются камбий и луб, но характер течения этих болезней, наносимый ими вред насаждениям, возбудители болезней разные. Из некрозных болезней наиболее распространены нектриевый некроз лиственных пород, ценангиевый некроз сосны. Некрозы, в основном, остро протекающие болезни, сильно снижающие прирост насаждений. Раковые болезни, в основном, хронические, приводящие насаждения к медленному усыханию. Особое внимание уделите изучению рака-серянки, поперечного рака дуба, ступенчатым формам рака лиственных пород.
При изучении сосудистых болезней особое внимание обратите на диагностические признаки, проявляющиеся в древесине. Следует хорошо знать такие основные сосудистые болезни, как голландская болезнь ильмовых (графиоз), микоз дуба, вертициллезное усыхание лиственных пород (вилт).
В лесу встречаются самые разнообразные дереворазрушающие грибы. Вам следует наиболее тщательно изучить следующие:
Корневые и напенные гнили - корневая губка, опенок.
Стволовые гнили лиственных пород - настоящий, ложный, серно-желтый, дуболюбивый трутовики, ложный дубовый трутовик, дубовая, березовая губки.
Стволовые гнили хвойных пород – сосновая, еловая губки, лиственничная губка, окаймленный трутовик.
Следует помнить, что хвойные породы в отличие от лиственных имеют иммунитет к гнилевым болезням стволов в форме смоляных ходов.
Нужно хорошо знать расположение гнили в дереве, тип гнилей, окраску и структуру гнили, стадии гниения, внешний вид плодового тела гриба, вызывающего гниль дерева, форму гименофора.
Изучите основные виды грибов, вызывающих гниение мертвой древесины, характер проявления и течения процесса гниения древесины на складах, в сооружениях, зданиях, при хранении в лесу.
При изучении темы следует пользоваться атласами, альбомами, практическим материалом, собранным Вами.
Учебный материал в достаточном объеме изложен в рекомендуемой литературе.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите и охарактеризуйте некрозы ветвей, назовите возбудителей болезней.
2. Перечислите раковые болезни лиственных пород, хвойных пород, назовите их возбудителей.
3. Назовите раковые болезни, наиболее распространенные в лесу Вашего лесничества.
4. Перечислите и охарактеризуйте сосудистые болезни, назовите карантинную болезнь.
5. Назовите отличия во внешнем проявлении микоза дуба и вертициллезного усыхания.
6. Перечислите и охарактеризуйте типы гнилей.
7. Назовите гнили по расположению вдоль ствола и на поперечном разрезе.
8. Перечислите корневые и напенные гнили.
9. Перечислите стволовые гнили лиственных и хвойных пород.
10. Охарактеризуйте виды порчи древесины деревоокрашивающими грибами.
11. Назовите условия возникновения и развития грибных окрасок и гнилей древесины.
12. Перечислите грибы, вызывающие гниль древесины на складах, дайте характеристику гнилям.
13. Назовите основных представителей домовых грибов, охарактеризуйте гниль и плодовые тела.
14. Охарактеризуйте фазы порчи древесины после ее рубки.
Практическое занятие:
Определение гнилевых и негнилевых болезней по определительным таблицам.