Слайд 13. Сталкер. картинка




Слайд 1. Титульная страница

Слайд 2. Биография

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области. Его отец, Арсений Тарковский, был выдающимся русским поэтом и переводчиком с восточных языков. Мать, Мария Вишнякова, также была поэтом и прозаиком, но ее известность ограничивалась лишь литературными кругами. Позже она уничтожила все свои рукописи, и в дневниках писала, что сделала это ввиду «отсутствия таланта».

Опуская иные факты его биографии перейдем к 1954 году, тогда Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», – признался он позднее.

Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпали с хрущёвским периодом обновления в искусстве. В 1953 году было принято решение об увеличении производства фильмов. Важную роль в становлении Тарковского сыграло и то обстоятельство, что незадолго до него в институт пришло военное поколение, которому предстояло обновить в кино как темы, так и образные средства выразительности. В 1955-1956 годах молодые режиссёры сняли около 50 фильмов.

Слайд 3.Зарождения авторского кино

Веяние «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». В западной кинокритике появился термин «отёр» (от французского auteur), обозначавший единого автора фильма, под контролем которого находились все аспекты кинопроизводства, от сценария до монтажа. Всё это подтолкнуло Тарковского на идею авторского кино. В эти годы большое влияние на него оказали Бунюэль и Бергман, а позже к этому списку прибавились Куросава и Феллини.

Главным педагогом и наставником Тарковского в годы его учёбы стал Михаил Ромм, воспитавший целую плеяду талантливых кинорежиссёров. Будучи представителем повествовательного и жанрового кино 1930-х годов, которое многие его ученики отрицали и критически переосмыслили, Ромм тем не менее развивал в них творческую индивидуальность и верность своей правде. Он выручал их в случае неприятностей, давал им взаймы деньги, покровительствовал им на киностудиях, защищал их работы, порой опровергавшие его собственные.

Слайд 4. Цитаты Тарковского о кино

«...Я очень люблю кино. Я еще сам многого не знаю: как в нем буду работать, что буду делать дальше, как все у меня будет складываться, и будет ли это так уж точно соответствовать той концепции, которой я придерживаюсь, той системе рабочих гипотез, что я сейчас выдвигаю. Кругом слишком много соблазнов: соблазн штампов, соблазн предрассудков, соблазн общих мест, чужих художественных идей. Ведь, в общем, так просто снять сцену красиво, эффектно, на аплодисменты... Но стоит лишь свернуть на этот путь — и все рушится»

«А ведь при помощи кинематографа можно ставить самые сложные проблемы современности — на уровне тех проблем, которые в течение веков были предметом литературы, музыки, живописи. Нужно только искать, каждый раз заново искать тот путь, то русло, которым должно идти искусство кинематографа»

 

Слайд 5. Первые фильмы – начало режиссерской карьеры

Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы», поставленный осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет» (1957). На третьем курсе Тарковский встретил в монтажной Андрона Кончаловского, в то время первокурсника режиссёрского отделения. С этого момента началась их творческая дружба и соавторство.

В 1960 году Тарковский с отличием закончил ВГИК.

В 1961 году Тарковский подал заявку на фильм «Андрей Рублёв», который требовал большой подготовительной работы. Поэтому его первой полнометражной постановкой стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Пронзительно-трагическая история подростка (Николай Бурляев), в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий.

Слайд 6. «Андрей Рублев»

(Тарковский: «одна из целей нашей работы заключалась в том, чтобы восстановить реальный мир XV века для современного зрителя, т. е. представить этот мир таким, чтобы зритель не ощущал «памятниковой» и музейной экзотики ни в костюмах, ни в говоре, ни в быте, ни в архитектуре. Для того чтобы добиться правды прямого наблюдения, правды, если можно так сказать, «физиологической», приходилось идти на отступления от правды археологической и этнографической) – на слайде.

 

Тем временем Тарковский приступил к работе над фильмом об Андрее Рублеве, сценарий писал совместно с А. Михалковым-Кончаловским. Съёмки начались в 1964 году и продолжались больше года. В это время в стране наметился переход от либеральной оттепели к консервативному застою. Работа над фильмом продвигалась медленно и сложно. Советские чиновники от искусства усмотрели в нём невыгодные параллели с современной действительностью, многих из них раздражала и его непривычная форма. «Андрей Рублев» (первоначальный вариант названия — «Страсти по Андрею») подвергся проработкам и цензурным поправкам.

В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат «Андрея Рублева», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ. 19 октября 1971 года фильм был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий и с тех пор практически не сходил с экрана.

В основе фильма лежит история судьбы русского художника-иконописца Андрея Рублева, которое позволяет взглянуть на жизнь русского государства в XV веке. Этот фильм символизирует собой огромный труд человека, который живет своим делом, своей душой и не любит слов. Этот фильм про все стороны человеческой души, здесь найдется место и красоте, и щедрости, и злобе, и верности, и жестокости.

Фильм состоит из восьми новелл, которые рассказывают разные истории в хронологическом порядке, так или иначе связанные с странствующим монахом Андреем Рублевым. Здесь мы видим характерные для Тарковского приемы – длинные монологи о смысле жизни и смысле вещей, противостояние мирского и духовного, потеря лица человека в обыденном и животном. При всем этом, фильм как всегда наполнен любовью к природе, к каждому дереву, траве на лугах, это слышно в специальном звуковом ряде, который очень четко представляет окружающую актеров природу.

Слайд 7Кадры из фильма Ролан Быков в роли скомороха – один из сильнейших образов этого фильма. Частушки скомороха были написаны им самим: когда актёр готовился к роли, он изучал вопрос, и оказалось, что оригинальные частушки тех времен сплошь содержат ненормативную лексику на старорусском языке.

Слайд 8 Главный и любимейший актер Тарковского гениальный Анатолий Солоницын молчал 4 месяца для того, чтобы во время съёмок эпизода снятия обета молчания, его голос звучал осипшим.

При том, что количество сказанного текста было минимальным. Ради этого фильма, он бросил работу в театре, а так и не смог увидеть плоды своей работы на большом экране, ведь умер он в 1982 году, в то время как полноценная премьера прошла только через 5 лет.

 

Слайд 9«Солярис»

В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съёмкам фильма «Солярис». Герои этой философско-фантастической драмы по одноимённому роману Станислава Лема — представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис. Однако Тарковский и здесь раскрыл свою идею изначальной «божественной» духовности человека, выведя её за пределы национальных и культурных границ (рублёвская «Троица» равноправно уживалась с музыкой Баха и картинами П. Брейгеля, а композиция финального кадра была буквальной цитатой «Возвращения блудного сына» Рембрандта). В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.

Слайд 10. Зеркало

В 1974 году режиссёр снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало», в котором он не стал сковывать себя рамками традиционного сюжета и предложил богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника — автора и героя. Смысловая структура фильма оказалась удивительно многомерной — наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст (эпизод в типографии и др.). На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов «Зеркало» признали непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом. Тарковский высказал на этот счёт своё мнение:

«Поскольку кино всё-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя.»

 

В зеркале человек видит себя. Так и в этом фильме главного героя не показывают, все действия показываются так, как он их воспринимает, видит в отражении своего сознания. Именно поэтому мать и жена видятся ему как один образ, одни герои фильма иногда замещаются другими.

Слайд 11. Зеркало

Фильм - Это личная трагедия в простых вещах, драматическая сага о самом простом, описанная в непростых словах. Тарковский в внутреннем монологе, начитанном Смоктуновским, рассказывает историю жизни практически всего советского народа: война, бедность, мещанство в голове, серость, любовь вопреки всему, жертва ради детей, слезы радости и счастья. И невозможность. Какая-то странная невозможность быть счастливым. Отрицание самого очевидного, которое можно заметить только при попытке отрешится от самого себя. Это попытка посмотреть на себя со стороны, увидеть другого себя, взглянуть на себя в зеркале.

Фильм очень сильно снять с точки зрения структуры. Это постоянные смены кадров, времени, мест. Все это перемежёвывается со снами, которые порой не отличишь от реальности. Да и зачем искать разницу, ведь зеркалу все равно – оно покажет все таким, какое есть на самом деле. В этом его фатальность, в этом его предназначение, в этом его ценность для нас.

«Зеркало» дополнено историческими кадрами разных времен советской истории. Это стычки с Китаем, запуск стратостатов, Великая Отечественная война, а также Гражданская Война в Испании. Все это образы, которые только помогают создать настроение в фильме, а также связать этим настроением разные части и быстрые переходы между частями.

Сам Тарковский, как всегда скромный, говорил следующее:

«В „Зеркале“ мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениями с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга».

«„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно. И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“».

Фильм «Зеркало» вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссёра и власти. Готовясь к новому проекту, Тарковский писал сценарии, читал лекции по режиссуре, в Театре Ленинского комсомола поставил спектакль «Гамлет» (1977), который он очень любил. И ещёон хотел увидеть в роли Гамлета своего любимого актера А. Солоницына. Мечтал поставить «Гамлета» в кино.

Слайд 12. Сталкер

Снятый в 1979 году по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» фильм «Сталкер» выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась и как намёк на кризис технократической (то есть «капиталистической») цивилизации, в том же ключе можно было истолковать и смысл диалогов писателя (Анатолий Солоницын) и профессора (Николай Гринько). В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри. В советский прокат фильм вышел в количестве 196 копий.

Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве; у героев нет имён — только прозвища. Главный герой, который стал проводником в Зону отчуждения, в аномальную зону в которой есть комната желаний, он проводит туда людей, которые имеют свои цели. После последнего похода в Зону спрофессором и писателем Он говорит жене, что в людях не осталось веры, необходимой как для похода в Зону, так и в жизни.

Слайд 13. Сталкер. картинка

Майя Туровская пишет, что «мир "Сталкера" приведен к такой степени единства и напряженности, что он почти перестает быть "внешним миром" и предстает как "пейзаж души после исповеди"».

«Сталкер» стал важной вехой в творческом пути Тарковского и повлиял в значительной степени на людей, с которыми он совместно работал, на кинематографический язык, заложил своеобразные традиции. Визуальное решение фильма — грязные и унылые пейзажи, разваливающиеся дома; сама Зона — было перенято многими советскими и российскими кинематографистами. Отпечаток влияния «Сталкера» несут на себе такие картины как «Третья планета», «Рой», «Кин-дза-дза!» и другие[46].Фильм в значительной степени повлиял на европейский и мировой кинематограф. Как признают критики, атмосфера и влияние картины Тарковского ощущается в таких фильмах как «Элемент преступления» Ларса фон Триера (1984) и известном фантастическом фильме МаморуОсии «Авалон»

 

Фильм достаточно долго не выпускали в прокат. Однако, в отличие от большинства других фильмов Тарковского, «Сталкер» практически не подвергся цензурной правке и имел более или менее успешную прокатную судьбу в СССР.

Сам Тарковский в интервью так отзывался о картине:

Что касается идеи «Сталкера», то её нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма…

Слайд 14В эмиграции.

В 1980 году Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В том же году режиссёр уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия». В ходе поиска натуры он снял документальный фильм «Время путешествия» (1982). В 1983 году фильм «Ностальгия» был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. По окончании фестиваля и завершении срока командировки Тарковский с женой продолжал оставаться в Италии. У Тарковского случилась большая ссора с Ермашом, председателем Госкино СССР, который обвинил Тарковского в эмоциональной неуравновешенности, из-за неудач в кино.

В результате 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане Тарковский объявил о своём решении не возвращаться в СССР.

В письме к отцу он писал:

«Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль «изгнанника» и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию… Я не знаю, кому выгодно таким образом толковать тяжёлую ситуацию, в которой я оказался «благодаря» многолетней травле начальством Госкино, и, в частности, Ермаша — его председателя. Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадежно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили всё это время и последней каплей был скандал в Канне, где было сделано всё, чтобы я не получил премии (я получил их целых три) за фильм «Ностальгия». Этот фильм я считаю в высшей степени патриотическим, и многие из тех мыслей, которые ты с горечью кидаешь мне с упрёком, получили выражение в нём».

На родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати. Однако на радикальные меры — лишение Тарковского советского гражданства — так и не решились. Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и присвоила звание почётного гражданина города. Снятый в Швеции фильм «Жертвоприношение» (1985) стал последней работой режиссёра. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у него рак лёгких.

Когда известие о болезни Тарковского достигло СССР, власти наконец разрешили его сыну Андрею вылететь к отцу. В это же время был снят запрет с имени Тарковского – его фильмы снова допустили к демонстрации в кинотеатрах.

Тарковский умер в Париже в возрасте 54 лет 29 декабря 1986 года.

Похороны Тарковского состоялись 3 января на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. «Человек, который видел ангела» — такая надпись сделана на памятнике. В основании православного креста высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского.

Многие проекты режиссёра остались нереализованными, в том числе «Гофманиана», «Мой Достоевский», «Гамлет» Шекспира, «Обломов» Гончарова, «Смерть Ивана Ильича» Толстого, «Идиот» и «Подросток» Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Очерки бурсы» Помяловского, «Степной волк» Гессе, «Пятое Евангелие» Рудольфа Штейнера, «Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус» Томаса Манна.

В 1990 году Андрей Тарковский удостоен Ленинской премии посмертно.

 

Слайд 15 Литература

1. Сайт об Андрее Тарковском Электронный текст (Режим доступа: https://tarkovsky.su/)

2. Волкова П. Д. Арсений и Андрей Тарковские. — М., 2004. — 384 с.

3. Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. — М.: Искусство, 1990. — 400 с.

4. Суркова О. Хроники Тарковского: «Сталкер» // Искусство кино. 2002. № 9; 10.

5. Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. — 512 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: