Внеурочные формы занятий
В последние годы, как показывает статистика, у большинства школьников в режиме дня отмечаются дефицит времени и недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление серьезных изменений в организме. Высокая учебная нагрузка в школе и дома приводит к снижению общей двигательной активности учеников почти на 50 %.
Напряженная умственная работа вызывает значительную перегрузку, создает большое нервно-психическое напряжение, сокращает мышечные усилия, пагубно сказывается на физическом развитии и здоровье школьников. Только организованная физическая деятельность позволит восполнить недостаточность движений в режиме дня у детей и подростков.
Общая характеристика занятий
Учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в школе организуется по двум формам: урочные и внеурочные. О первых речь шла выше. Теперь поговорим о вторых.
Внеурочные формы занятий проводят с целью укрепления или восстановления здоровья, повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, стимулирования активного отдыха. К ним относятся следующие.
Занятия малых форм (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза). Они характеризуются кратковременностью, вследствие чего могут решать лишь отдельные частные задачи:
повысить тонус и ускорить врабатывание систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы утренней гигиенической гимнастики);
дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление (физкультминутки, микропаузы активного отдыха);
поддержать отдельные стороны приобретенной тренированности и создать предпосылки для повышения эффективности
|
основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте).
Занятия крупных форм относительно продолжительные, на них решаются задачи тренировочного, оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера. Это могут быть:
самостоятельные тренировочные занятия, например: ОФП, атлетическая гимнастика. Они требуют определенных знаний методического характера для грамотного построения занятия, осуществление самоконтроля, корректного регулирования нагрузки;
занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера. К ним следует отнести аэробику, турпоходы, подвижные игры и т. п. Данные занятия характеризуются умеренностью нагрузки, отсутствием жесткой регламентации;
соревновательные формы занятий двух направлений: собственно-спортивные соревнования, для которых характерны официальные правила состязаний, наличие судей и т.п.; поведение соревнующихся направлено на победу или индивидуальное высшее достижение; соревновательные занятия (такие, как зачет, контрольные уроки и т.п.), в которых признаки собственно-спортивных соревнований частично отсутствуют либо меньше выражены.
Все занятия внеурочного типа осуществляются на основе полной добровольности и могут проходить как в группах, так и индивидуально.
Бесспорно, что посредством легкой атлетики можно решать основные задачи физического воспитания детей и подростков в укреплении их здоровья, в формировании и совершенствовании жизненно необходимых двигательных умений и навыков, повышении физической и умственной работоспособности.
|
Разнообразие видов легкоатлетических упражнений, легкость регулирования нагрузки, сравнительная простота оборудования мест занятий позволяют легкой атлетике органично вписаться во все формы занятий внеурочного типа.
Малые формы занятий
Утренняя гигиеническая гимнастика
Зарядка доступна и полезна всем, независимо от уровня физического развития, физической подготовленности, и должна быть обязательным элементом распорядка дня для школьников, особенно отнесенных по состоянию здоровья в специальные медицинские группы.
В содержание зарядки включаются общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, а также легкоатлетические упражнения для развития отдельных физических качеств.
При составлении комплекса физических упражнений необходимо придерживаться следующей последовательности:
1) упражнения на потягивание;
2) динамические дыхательные упражнения;
3) ходьба (на носках, пятках, с высоким подниманием бедра и т.п.);
4) медленный бег;
5) общеразвивающие упражнения, выполняемые «сверху-вниз»: для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища, ног, комплексные для всего тела, прыжки, прыжково-беговые упражнения, упражнения на быстроту, силовые упражнения;
6) ходьба в сочетании с упражнениями на расслабление мышц и упражнения на дыхание.
Следует отметить, что продолжительность бега в начале занятий достигает 3 мин, далее постепенно доводится до 6 мин. При хорошей физической подготовленности следует включать упражнения на быстроту (скоростное пробегание 30—50 м).
|
Для привлечения учащихся к регулярному, повседневному выполнению утренней гигиенической гимнастики необходимо:
провести беседу со школьниками о значении утренней гимнастики;
дать детям домашнее задание составить комплекс утренней гимнастики (младшим школьникам предоставить готовый) и разучить его на уроке физкультуры;
на родительском собрании провезти беседу о пользе зарядки, остановиться на важнейших основах ее методики и организации;
организовать конкурс на составление короткометражного ролика (фильма, презентации) о пользе утренней зарядки и т.п.
На уроках по ФК напоминать школьникам об обязательном выполнении домашнего задания (зарядки).
Физкультминутка и физкультпауза
Физкультминутка проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня.
Во время учебного процесса школьник, длительное время сидя за партой или рабочим столом, вынужден сохранять неудобную статическую позу. Это приводит к плохому функционированию многих систем организма ученика, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. Дыхание становится поверхностным, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях. Все это приводит к снижению работоспособности, падает внимание, ослабляется память, нарушается координация движений.
Необходимо предоставить ученикам возможность переключиться на другой вид деятельности. Целесообразным будет провести небольшой комплекс физических упражнений (физкультминутку). Она состоит из 2 — 3 упражнений и проводится в течение 1—2 мин. С ее помощью решается главная задача — снять статическое напряжение, активизировать дыхание, дать отдых органам зрения и слуха.
Ученые считают, что работоспособность начинает снижаться после 30 — 35 мин непрерывной работы, следовательно, в этот момент разумно сделать перерыв. Комплекс физкультминутки состоит из простых упражнений, направленных на снижение статического напряжения мышц рук, ног, туловища и восстановление работоспособности. Выполнять его можно как сидя за партой, так и стоя.
В начальной школе физкультминутку организует и проводит классный руководитель, в старших классах для этого лучше привлекать самих учеников. Очень важно объяснить школьникам, что физкультминутка — это не забава и не шутка, а полезное занятие, способствующая укреплению здоровья и успешному овладению знаний. Для учеников младших классов можно проводить физкультминутки в игровой форме.
элементы игры позволят избежать монотонности, повысить эмоциональный фон.
Дома между подготовкой уроков упражнения можно заменить медленной пробежкой 250 — 300 шагов, заканчивая ее ходьбой с глубоким дыханием (через нос) или прыжками через скакалку разными способами. Достаточно за один раз сделать 20—30 прыжков, отдохнуть и повторить их еще 3—4 раза.
Установлено, что двигательная активность в 9—11 классах меньше, чем в 6 — 7. Особое внимание следует уделить организации активного отдыха учеников среднего и старшего звена, так как в этих классах учебная нагрузка значительно возрастает, больше появляется письменных дисциплин, во время перемен заметно снижается их двигательная активность.
Физкультпаузы проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т. п.) под руководством учителя или физорга. Комплекс состоит из 7—8 упражнений, повторяемых ней сколько раз в течение 5—10 мин. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они способствовали снятию статического напряжения, активизировали сердечно-сосудистую систему, снимали переутомление мышц глаз, т.е. предотвращали застойные явления, Для того чтобы заинтересовать учащихся в проведении физкультурной паузы в школе и дома во время подготовки домашнего задания, следует:
провести беседу о пользе и значении физкультурной паузы и физкульминутки; обратить внимание на то, каких негативных изменений можно избежать посредством физкультурной паузы
на уроке физкультуры изучить со школьниками комплекс упражнений (в начальной школе они могут облекаться в игровую форму);
в классе назначить ответственных за проведение физкультурной паузы, для учащихся младших классов привлечь учеников старших классов; провести конкурс между проводящими, всячески поощряя их;
обязательно отмечать и поощрять лучших, активных учеников;
если позволяет техническое оснащение школы, можно проводить физкультурную паузу, транслируя ее непосредственно в классы, что несомненно облегчит ее организацию.
Примерный комплекс упражнений физкультпаузы для выполнения в классе
1. Упражнения на подтягивание.
2. Для мышц туловища, рук и ног.
3. Для мышц туловища, рук и ног, но более динамичные и с большей нагрузкой.
4. Общего воздействия — приседания, бег, прыжки.
5. Для мышц ног, рук и туловища и их комбинация с акцентом на движение ногами.
6. На расслабление, координацию движений.
При выполнении физкультурной паузы в домашних условиях следует общеразвивающие упражнения чередовать с упражнениями с мячом. Они способствуют тренировке внутренних мышц глаз и используются для профилактики миопии. Количество выполнений упражнения 6 — 8 раз.
Примерный комплекс упражнений для выполнения дома
1. Подбрасывание мяча вверх на разную высоту и ловля его одной или двумя руками.
2. Подбрасывание мяча вверх, с хлопками в ладоши перед ловлей.
3. Подбрасывание мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между ног.
4. Броски мяча в пол сверху вниз правой рукой и ловля после отскока снизу левой и наоборот.
5. Броски мяча в стену и ловля двумя (одной) руками.
6. Броски мяча вверх с поворотом на 90, 180, 270, 360° перед ловлей.
7. Броски по движущейся цели — большому мячу, медленно катящемуся на расстоянии 4—7 м.
Крупные формы занятий
Подвижные игры
Ничто так не привлекает детей, как игры. Отдельные виды подвижных игр с элементами спортивно-игровых упражнений популярны и среди взрослых. Велико их оздоровительное и образовательное значение. Подвижные игры способствуют укреплению нервной и сердечно-сосудистой систем, активизируют деятельность легких и сердца, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме, оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки.
Основу подвижных игр составляют легкоатлетические упражнения: бег, ходьба, прыжки, метания.
Правила подвижных игр, в отличие от спортивных, доступна и вариативны, поэтому они не требуют серьезной подготовки в организации.
Однако в методике проведения подвижных игр надо учитывать следующие моменты:
разъяснить роль играющих и их расположение;
объяснить ход игры (кратко и четко);
для лучшего уяснения правил игры рассказ сопровождать показом элементов игры;
обозначить игровую площадку, установить правила игры, рассказать о них: за что присуждается победа, за что игрок выбывает из игры, как выбирается водящий, как происходит его смена;
игровую нагрузку регулировать посредством изменения продолжительности игры, размера площадки, инвентаря (мяч волейбольный или набивной), характера передвижений (бегом, «гусиным шагом» и т. д.), уменьшения или увеличения времени перерыва;
за соблюдение техники безопасности, разрешение возникших конфликтов и споров отвечает учитель физической культуры или руководитель.
Варианты игр, преимущественно с бегом
«САЛКИ»
На площадке свободно размещаются все играющие. Один из них — водящий (назначается учителем, проводится «считалка», по желанию и т.п.).
Водящий поднимает вверх руку и громко говорит: «Я — салка!» Затем старается догнать и коснуться рукой кого-нибудь из игроков. Тот, до кого он дотронется, становится новым водящим, громко говорит: «Я — салка!», и игра продолжается. Победителям ми считаются ребята, которые не были «осалены».
Варианты игры:
1. «Салки-пересекалки»: играют так же, как в обычные салки, но можно выручить товарища, пробежав между убегающим и водящим, тогда салка начинает преследовать того, кто пересек ему дорогу.
2. «Выше ножки от земли»: не разрешается салить того, кто запрыгнул на снаряд (скамейку, гимнастическую стенку, уцепился за перекладину и т.п.), караулить убегающего можно не более 5 с.
3. «Чай, чай выручай»: тот, кого осалил водящий, остается на месте и громко кричит: «Чай, чай выручай!» Остальные пытаются выручить своего товарища, коснувшись его, тогда он снова может продолжить игру.
4. «Айболит»: игра начинается как обычные салки, но после того как водящий дотронулся до игрока, все играющие, в том числе и новая салка, бегают, держась за то место, за которое был запятнан играющий.
5. «Салки-повторялки»: преследуемый салкой выполняет любое движение (машет руками, подпрыгивает, поворачивает на 360° и т.п.), водящий должен повторить его движение и только после этого может осалить игрока.
«БОРЬБА ЗА ЗНАМЯ»
Площадка делится на две части. В центре дальних сторон устанавливается «знамя» (ветка, флажок, мяч и т.п.). Играющие Делятся на две команды и располагаются каждая ближе к своему знамени.
По сигналу руководителя игроки обеих команд бегут на сторону противников, стараясь завладеть их знаменем и унести его на свою сторону. Игроки салят противников на своей стороце. Осаленный остается на том месте, где его коснулись. Вновь вступить в игру можно, если дотронется игрок своей команды. Выигрывает команда, сумевшая первой пронести на свою сторону знамя противника.
Салить можно только касанием руки и только на своей половине поля. Охранять знамя не ближе 2 м.
«СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ ВЕТЕР»
Выбирают двух водящих. Одному повязывают на руку синюю ленту — Северный ветер, другому красную - Южный ветер. Остальные игроки бегают по обозначенной площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше игроков, коснувшись их. Они останавливаются и принимают какую-либо поз (руки в стороны, на пояс, присед и т.п.). Южный ветер стремится разморозить детей, также дотронувшись до них. Через 2 -~ 3 мин назначают новых водящих.
ИГРЫС ПРЫЖКАМИ «НЕ ПОПАДИСЬ»
Чертится круг (или выкладывается шнуром). Выбирается водящий, он становится в центре круга. Остальные игроки располагаются за кругом на расстоянии полушага. Их задача —прыгнуть в круг и выпрыгнуть обратно. Водящий должен коснуться ребят в то время, когда они находятся в кругу — тот, кого осалили, становится водящим.
«ПТИЧКА И КЛЕТКА»
Игроки делятся на две команды. Одна образует круг, держась за руки — это «клетка». Другая команда — «птички», стоит за кругом. Водящий говорит: «Открыть клетку!». Играющие, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают и вылетают из нее. По команде водящего: «Закрыть клетку!» игроки опускают руки. «Птички», оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они переходят в команду противника, клетка увеличивается. Игра продолжается, пока не останется 1 — 3 «птички». Затем команды меняются ролями.
Игры с прыжками
«ДЕНЬ НЕДЕЛИ»
Два участника натягивают веревку (скакалку) и громко называют день недели: «Понедельник!». Остальные по-очереди перепрыгивают через нее. Дни недели выкрикивают по порядку, при этом высота веревки увеличивается. Выигрывает тот, кто преодолеет наибольшую высоту. Затем выбираются другие водящие.
Руководящим необходимо смотреть за тем, чтобы, прыгая, участники не мешали друг другу, соблюдали очередность, а высота соответствовала их физическим возможностям.
«ВЕСЕЛАЯ СКАКАЛКА»
Игроки располагаются по кругу. Водящий, стоя в центре, начинает раскручивать скакалку вдоль поля. Участники игры стараются перепрыгнуть через нее. Темп и высота подъема скакалки постепенно увеличиваются. Игрок, не сумевший перепрыгнуть через скакалку, становится водящим.
«РЕЗИНОЧКИ»
Берется резинка длиной 150 см, ее концы связываются. Одна половина красится в красный цвет, другая в синий. Играть можно втроем. Два помощника, растянув резинку ногами на высоте 15 см от земли, встают друг напротив друга, ноги врозь. Резинка ограничивает площадку шириной 45 см (расстояние расставленных в сторону ног) и длиной 140 см (промежуток между двумя игроками).
Третий начинает прыгать, проделывая по пять упражнений каждой из трех фигур: «восьмерки», «самолетики», «конфетки». При ошибке он меняется местом с одним из стоящих с резинкой. Первым, кто выполнит все упражнения, становится чемпионом веселых прыжков. Резинку можно натянуть на четыре столбика, тогда не надо помощников.
«Восьмерки»
1. Встать боком за красной резинкой. Перепрыгнуть через нее на площадку и выпрыгнуть обратно, не задевая резинку.
2. Встать между резинками боком. Подпрыгнуть и, разведя ноги, наступить на обе резинки. Спрыгнуть с резинок на площадку, соединив ноги.
3. Встать между резинками боком. Перепрыгнуть через них, разведя ноги, и прыгнуть обратно через резинку на площадку, соединив ноги.
4. Встать между резинками боком. Перепрыгнуть через них, скрестив ноги (левая нога впереди) и зацепив ногами резинки. Получится «восьмерка». После чего прыгнуть вверх, соединив ноги, освобождая их от резинок. Приземлиться на площадку.
5. То же, что и четвертое упражнение, но делать «восьмерку»! так, чтобы правая нога была впереди.
«Самолетики»
1. Встать за красной резинкой, лицом к ней. Сделать четыре прыжка ноги вместе: вперед через красную и синюю резинки и назад.
2. Встать за красной резинкой, лицом к ней. Толчком двух ног зацепить красную резинку, перепрыгнуть через синюю (красный «самолетик»).
3. Подпрыгнуть так, чтобы красная резинка на лету соскользнула с ног, и оказаться лицом к синей.
4. Толчком двух ног зацепить синюю резинку, перепрыгнут через красную (синий «самолетик»).,
5. Подпрыгнуть так, чтобы синяя резинка на лету соскользнула, и оказаться лицом к красной.
«Конфетки»
1. Встать боком за красной резинкой. Толчком двух ног, зацепив красную резинку, перепрыгнуть через синюю.
2. Прыгнуть влево, разведя ноги и зацепив ногой синюю резинку (первая «конфетка»).
3. Подпрыгнуть, соединив ноги так, чтобы обе резинки соскользнули с ног; приземлиться за синей резинкой.
4. Толчком двух ног, зацепив синюю резинку, перепрыгнуть через красную.
5. Прыгнуть вправо, разведя ноги и зацепив правой ногой красную резинку (вторая «конфетка»).
6. Подпрыгнуть, соединив ноги, так, чтобы обе резинки соскользнули с ног; приземлиться за красной резинкой.
«КЛАССИКИ»
На полу или сухом асфальте чертят «классики». Вариантов рисунков множество (прямоугольные, круглые и т.п.). Количество игроков — от двух и более. Участники по очереди бросают плоскую баночку (биту) на поле 1 и на одной ноге прыгают за ней, выбивая биту с поля носком на второе поле, на третье и т.д. до конца рисунка. Следующий кон начинается от поля 2, 3 и т.д.
Правила игры
1. Бита не должна попадать на черту.
2. Нельзя вставать двумя ногами и касаться черты.
3. Если бита попадает на черту, в другое поле, за поле, если наступил на черту, то игра уступается другому.
4. Выигрывает тот, кто быстрее всех пройдет все «классы».
Игры с мячом
Беговая лапта
БЕГОВАЯ ЛАПТА
Для игры потребуется лапта и резиновый мячик.
Составляются команды по 4—6 чел. По жребию игроки одной из них располагаются за линией «города»; игроки второй—как хотят, по всему полю.
Каждая команда старается за время игры сделать большее количество пробежек. Игроки команды, стоящей за линией «города», по очереди бьют по подбрасываемому вверх мячу. Игрок после удара по мячу оставляет лапту, перебегает площадку, пересекает линию кона и снова возвращается в «город». Игроки команды, расположенной на поле, подхватив мяч, стараются попасть мячом в пробегающего. Если пробегающий задет мячом, то команды меняются местами.
Обмен местами происходит и в том случае, если кто-нибудь из команды, находящейся в поле, поймает мяч на лету или все игроки бьющих промахнутся лаптой.
За каждую перебежку одного игрока от линии «города» до кона и обратно команда бьющих получает одно очко. Побеждает команда, получившая большее количество очков. Продолжительность игры обговаривается заранее.
Правила игры
1. Игроки из команды бьющих ударяют по мячу лаптой по очереди, не переступая линию «города».
2. Игрок, бьющий последним в порядке очереди (обычно это капитан команды), имеет право на три удара по мячу подряд.
3. Игрок, ударивший по мячу, может дожидаться удобного случая для перебежек от линии «города» до кона и обратно.
4. Бежать имеют право не только тот игрок, который ударил по мячу, но и все игроки его команды, не успевшие почему-либо перебежать раньше или не попавшие по мячу.
5. Игроки команды, расположенной на поле, имеют право бегать с мячом по всему полю и перебрасывать его один другому чтобы с близкого расстояния попасть в перебегающего.
6. Если один из перебегающих игроков бьющей команды будет задет мячом, то эта команда может, в свою очередь, осалить мячом любого из игроков команды поля; обмен местами между командами при этом не происходит.
7. При перебежках нельзя пересекать боковые стороны площадки. Игрок, нарушивший это правило, считается осаленным; следовательно, команды меняются местами.
МАЛАЯ БЕГОВАЯ ЛАПТА
Играют трое. Двое встают друг напротив друга на расстоянии 5—6 м. В руках у одного из них находится мяч любого размера. Третий игрок «водит», находясь посередине. Двое, поочередно бросая мяч, стараются попасть ему в ноги, не выше коленей. Водящий увертывается. Тот, кто попадет, меняется с ним местами. Тот, кто побывает водящим большее количество раз, становится победителем.
«БАБКИ»
Для игры требуются бабки (небольшие деревянные чурки) по 10 штук на каждую из команд и один биток (наиболее крупная и тяжелая бабка).
Игроки делятся на две команды по 3—4 чел. в каждой. Впереди каждой команды за 5—6 шагов чертится линия кона. За ней расставляется фигура из 10 бабок — «забор». По жребию одна из команд начинает игру. Игроки по очереди бросают битком в бабки, стремясь сбить их. Затем бьет другая команда, после чего снова первая, и так поочередно. Побеждает команда, затратившая меньшее количество битков на то, чтобы сбить бабки. Можно играть один против одного.
Для того чтобы сбить «забор», надо, начиная с любого его конца, последовательно, одну за другой, сбить все бабки фигуры, но не более чем по две при каждом броске. Если будет сбито более двух бабок или сбитыми окажутся не очередные бабки, то вся фигура ставится вновь.
Игры-эстафеты
При организации эстафет важно соблюдать следующие правила.
1. Количество игроков в командах (в том числе мальчиков и девочек) должно быть равное.
2. Забеги в командах выполняются строго по очереди, которую никто не пропускает.
3. Раньше времени выбегать за линию старта (принимать эстафету) не разрешается.
4. Заканчивает эстафету в команде всегда тот игрок, который ее начинал.
5. Независимо от окончания игры одной командой, она продолжается до тех пор, пока задание не выполнят все игроки.
6. Результат подводится по количеству завоеванных очков. Для этого каждая команда перед началом игры получает 20 очков. Команда, закончившая первой, сохраняет это число, закончившая второй — только 18 очков, третьей — 16 и т.д.
7. За каждую ошибку в ходе игры начисляется 1 штрафное очко.
8. При подведении итогов игры определяется порядок окончания эстафеты и опрашиваются судьи. Штрафные очки высчитываются из того числа, которое сохранила команда к концу игры.
9. Побеждает команда, набравшая больше очков (не обязательно закончившая эстафету первой).
Игры-эстафеты могут быть линейные, встречные, круговые.
Спортивные эстафеты с бегом
Спортивные эстафеты
ЛИНЕЙНАЯ ЭСТАФЕТА «ПОСАДКА КАРТОШКИ»
Играющие делятся на 2—3 команды, которые выстраиваются параллельно друг другу на расстоянии 2—3 шагов. Интервалы в колоннах — полшага. Перед стоящими впереди проводится стартовая линия. На расстоянии 10—20 шагов от стартовой линии напротив каждой команды чертятся в ряд кружки (лунки) или кладутся маленькие обручи. Кружки находятся на расстоянии 1 шага друг от друга.
Игрокам, стоящим впереди, дается по мешочку, наполненному картофелем (по количеству кружков-лунок). По сигналу руководителя игроки с мешочками подбегают к своим кружкам (лункам) и клад ут по одной картошке в каждый из них. Затем возвращаются обратно и передают мешочки следующим игрокам. Те бегут к своим кружкам, собирают картошку в мешочки, возвращаются и передают их очередным игрокам и т. д. Вернувшийся игрок встает в конец колонны. Команда, сумевшая быстрее всех и без ошибок закончить раскладку и сбор картофеля, считается победительницей.
Если во время бега игрок уронил картошку, он должен поднять ее, положить в мешок и только продолжить игру. Если при раскладке картошка не попала в кружок, ее надо положить туда, и только тогда продолжить игру.
Игрок может выбегать только тогда, когда получит мешок.