Наблюдения и труд на участке детского сада




Весна богата яркими явлениями в неживой природе. Изменяются температура воздуха, высота стояния солнца и характер атмосферных осадков.

Все это становится предметом наблюдений детей подготовительной школе группы.

Наблюдая за состоянием погоды на прогулках, ребята замечают, что солнце выше поднимается в полдень над горизонтом, его лучи сильнее прогревают землю. Устанавливая последствия активизации деятельности солнца, дошкольники определяют характер снега (он стал рыхлый, темный, мокрый), обнаруживают сосульки, на открытых местах—проталины. Тающий снег образует ручьи.

Воспитатель организует целевую прогулку с детьми на водоем, где они наблюдают за ледоходом. Надо рассмотреть с детьми водоем, отметив узкие полоски воды у берегов (закраины), трещины во льду, движение льдин по течению. Повторную целевую прогулку на водоем можно провести в период половодья. Воспитанники устанавливают причину появления разлива вод, связывают его с усилением солнечного тепла и таянием снегов, льдов.

Интересно наблюдение за первыми кучевыми облаками, появляющимися в марте. Они причудливы по форме, похожи на разнообразные предметы, сказочных животных. В мае бывают первая гроза, весенний ливень. Наблюдение за ними радует детей, вызывает приподнятое настроение.

Вестники весны — грачи. Воспитатель организует наблюдение за их поведением в первые дни прилета, сообщает о прилете других птиц — скворцов, жаворонков, зябликов и т. д., дает задание к самостоятельным наблюдениям, с тем чтобы не пропустить день их появления. Дети учатся узнавать этих птиц, отличать их по внешнему виду, особенностям поведения, месту обитания. Вывешиваются скворечники и синичники.

В процессе наблюдений дошкольники отмечают, каких птиц не стало видно, обсуждают с воспитателем, куда они улетели и почему.

Воспитатель организует целевые прогулки к месту прорастания весенних трав. Дети рассматривают бутоны и цветки мать-и-мачехи, обнаруживают, что цветки у этого растения появляются прежде, чем листья, сравнивают рост и развитие мать-и-мачехи с другими знакомыми им растениями. Рассматривая место появления этого первоцвета, дети устанавливают наличие всех необходимых для роста условий. В заключение прогулки можно аккуратно выкопать одно растение и поместить в уголок природы для дальнейших наблюдений.

Одновременно с травами зацветают многие деревья и кустарники (ольха, осина, ива). Воспитатель организует наблюдение за ними, рассматривание цветков, их сравнение. Можно включить в. наблюдение задание: зарисовать цветущие деревья или кусты, поместить рисунки в уголок природы или календарь наблюдений.

В середине весны просыпаются насекомые, появляются бабочки-капустницы, комары-толкуны и т. д. Отмечая их появление, воспитатель организует наблюдение за личинками насекомых, населившими лужи и канавы, рассказывает о том, как они развиваются дальше.

Во второй половине весны начинается быстрый рост деревьев и кустарников, появляется свежая листва. Можно научить детей различать некоторые растения по запаху листьев, наблюдать за последовательностью их появления.

С подгруппами детей воспитатель рассматривает вновь появившиеся цветущие травянистые растения: одуванчик, голубую прелеску, ветреницу дубравную, сон-траву, медуницу, ландыш. Он объясняет детям, почему эти растения срывать не надо (они очень быстро вянут и гибнут), предлагает полюбоваться ими во время наблюдений, на прогулке.

Вместе с детьми воспитатель выясняет, почему эти растения называют первоцветами, выявляет, в каких условиях они начинают цвести. Дети учатся различать их по цветкам, по запаху, запоминают названия.

В конце весны у многих птиц появляются птенцы. Вскармливая их, взрослые птицы очень часто летают к гнездам. Воспитатель обращает внимание детей на это, спрашивает, почему птицы постоянно возвращаются, чем они кормят птенцов и т. д. Можно дать индивидуальные задания детям: посчитать за небольшой отрезок времени, сколько раз взрослые птицы прилетели с кормом.

Весной расширяются и дифференцируются представления детей подготовительной к школе группы о развитии насекомых. Для этого организуется длительное наблюдение за превращением гусеницы бабочки (крапивница, капустница) в куколку, а затем — в бабочку.

Такое наблюдение, как правило, всегда, бывает очень привлекательным для детей, они с удовольствием ухаживают за гусеницами, кормят их листьями капусты или крапивы, с нетерпением ждут появления бабочки.

Помимо наблюдений на участке воспитатель организует разнообразный труд. Дети выполняют большой объем трудовых операций, усложняются способы их организации. Обогащается содержание труда: ребята перекапывают землю (вторично), убирая попадающиеся при этом камешки, щепки, прутья в корзинки; помогают разбивать огород на грядки и междурядья, делая вместе с воспитателем разметку, расставляя колышки с натянутыми шнурами; перекапывают клумбы, если на них не растут многолетники; осуществляют посадку семян овощей и декоративных растений, высадку рассады в огороде и на клумбы.

Дети этого возраста могут работать, организуясь по звеньям, распределяя обязанности и трудовое оборудование. Воспитатель непосредственно участвует в этом труде и руководит им, используя при этом разнообразные приемы.

Посадив растения, дети выращивают их, создавая для этого необходимые условия, выполняя разнообразные виды ухода: полив, прополку, рыхление, прореживание и т. д.

Лето

Работа в уголке природы

Накануне школы обогащение представлений детей о природе по-прежнему остается для воспитателя важной задачей. Вместе с тем накопленные детьми знания о растениях, животных, опыт практической деятельности по уходу за живыми существами, их выращиванию систематизируются и обобщаются.

Основными формами работы летом в подготовительной к школе группе являются наблюдения и труд в уголке природы и на участке, а также прогулки и экскурсии за его пределами.

В уголке природы летом дети продолжают осуществлять уход за комнатными растениями и животными — птицами, рыбами, зверьками. Изменение условий жизни летом требует уточнения способов ухода за живыми объектами. Многим растениям необходимо увеличить количество влаги и света, чтобы они активно росли и цвели. Следует обогатить рацион многих животных за счет включения в пищу свежих трав, плодов. Воспитатель учит детей более внимательно относиться к растениям и животным, отмечать изменения в их внешнем виде, состоянии, активности, устанавливать причины происшедших перемен (хороший или плохой уход, соответствие или несоответствие условий потребностям живых объектов).

Учитывая, что большую часть времени летом дети проводят вне стен дошкольного учреждения, воспитатель предлагает детям брать на улицу хомячка, черепашку, птиц в клетке.

Летом изменения в росте и развитии комнатных растений наиболее заметны. Воспитатель использует это время для организации наблюдений за ними. Наблюдения могут быть организованы как индивидуально, так и с подгруппой детей. Можно поручить ухаживать и наблюдать за одним или несколькими быстроразвивающимися растениями двум-трем детям. Это укрепляет представления детей о том, что хороший уход способствует лучшему росту растений, вызывает уверенность в своих силах, повышает интерес к растениям. Такие наблюдения хорошо сопровождать зарисовками, отражающими способы ухода и изменения, происходящие с растениями под их непосредственным воздействием.

На некоторое время (1—2 дня — неделя) в уголок природы могут вноситься временные обитатели, например лягушка. При этом уточняются представления детей о внешнем виде животного, устанавливаются связи, характеризующие его приспособления к условиям среды, к удовлетворению основных потребностей (в воздухе, пище, месте обитания и т. д.). Жизнь временных обитателей в уголке природы должна быть максимально приближена к существованию в естественных условиях. Следует в процессе наблюдений и ухода подвести детей к пониманию необходимости выпустить животное на волю, чтобы сохранить его жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: