Возбуждение гражданского дела
Контрольная работа
Гуманитарный университет
г.Екатеринбург, 2005 год
Вариант № 1
Задача №1 (тема «Возбуждение гражданского дела)
Может ли судья принять заявление к производству суда в следующих случаях:
иск предъявлен по истечении срока исковой давности;
в заявлении ставится вопрос о не конституционности Закона Свердловской области;
исковое заявление не оплачено государственной пошлиной.
Какое определение должно быть вынесено судьей по результатам рассмотрения вопроса о принятии заявления?
Решение задач:
Судья в соответствии с законом, на основании ст. 199 ч.1 Гражданского кодекса РФ должен принять заявление к производству независимо от истечения срока исковой давности.
С помощью исковой давности устанавливаются временные границы возможности субъективного материального права быть защищенным через суд. Суд не вправе отказать в принятии искового заявления к рассмотрению, даже если оно заявлено за пределами исковой давности.
Судья обнаружив в ходе подготовки, наличие обстоятельств, служащих для возврата искового заявления назначает предварительное судебное заседание для установления этих обстоятельств с помощью имеющихся доказательств. Сторона подавшая заявление должна быть осведомлена об этих обстоятельствах и предупреждена о последствиях прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения. Ч.6ст.150 ГПК РФ. Закон допуская в предварительном заседании на рассмотрение по существу возражения ответчика относительно пропуска срока исковой давности, делает возможным исследование на этапе подготовки фактов, имеющих материально-правовое значение. Для установления факта пропуска срока исковой давности суду нужно определить позиции по ряду вопросов: например, наличие основания возникновения обязательства, момент его возникновения и др. Применение судом последствий истечения сроков исковой давности возможно при условии отсутствия уважительных причин пропуска. Эти обстоятельства также должны быть установлены в предварительном судебном заседании. Таким образом, предварительное заседание отчасти выполняет функции судебного разбирательства. Предварительное заседание назначается также для исследования причин пропуска сроков обращения в суд, установленных законом (ст.256,260). Закон придал этому процессуальному сроку значение материально-правового. В результате несоблюдения одного из условий реализации права на обращения в суд без уважительных причин влечет за собой последствие материально-правового характера отказ в удовлетворении заявленного требования. В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам связанным с личностью истца нарушенное право гражданина подлежит защите ст. 205 ГК РФ. После того как суд признает причину пропуска срока исковой давности уважительной, пропущенный срок может быть восстановлен. Лицо обратившееся в суд с просьбой о восстановлении пропущенного срока, должно доказать, что было лишено возможности своевременно выполнить соответствующее действие в связи с болезнью, длительной командировкой, несвоевременным извещением и т.п.). Вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается единолично судьей.
|
Следовательно после того как процессуальный срок восстановлен и судьей вынесено мотивированное определение, иск должен быть принят к производству.
|
Если же пропущенный процессуальный срок не будет восстановлен,то это погашает право на совершение процессуальных действий ст.109 ч. 1 ГПК РФ и иск приниматься не будет. Так, если истец в установленный судьей срок не исправит недостатки заявления, то оно считается не поданным и возвращается заявителю (ст.136 ГПК РФ).
б) Надо определиться с вопросом о том, кем ставится вопрос о неконституционности Закона Свердловской области и в какой суд подано заявление о неконституционности Закона Свердловской области.
Если принять за условие задачи, что заявление подано главой МО г. В. Пышма в конституционный суд. То на вопрос задачи можно будет ответить следующим образом:
Конституционный суд РФ должен принять это заявление к своему рассмотрению на основании ст. 36 ч.1 п. б ФКЗ от 21.07.1994г. который определяет, что в полномочия Констититуционного суда РФ входит вопрос о разрешении дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. А правом на обращение в Конституционный суд обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ст.125 Конституции РФ (часть 3 п. в – между высшими органами субъектов Российской Федерации).
|
Постановление Конституционного суда РФ от 16.06.1998г. №19-П говорит о том, что предусмотренные ст.125 Конституции РФ полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов субъектов РФ изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, относится только к компетенции Конституционного Суда РФ. По смыслу ст. 125, 126, и 127 Конституции РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 (пункты «а», «б» части 2 и 4) акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона.
Статьи 125, 126,127 Конституции РФ не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в статье 125 (пункты «а» и «б» части 2) Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ.[1]
с) Судья в этом случае оставит заявление без движения на основании ст.136 ГПК РФ п. 1. Оставление искового заявления без движения-это процессуальное действие судьи, предусмотренное законом для устранения или исправления недостатков заявления, препятствующих возбуждению гражданского дела при наличии права на предъявление иска и соблюдения порядка его осуществления (ст.134, 135 ГПК РФ).
Для оставления заявления без движения закон устанавливает основания, не подлежащие расширительному толкованию. Таким основанием является несоблюдение требований, прдъевляемых к содержанию и форме искового заявления. В эти основания включается и неоплата в предусмотренных законом случаях государственной пошлины. Об оставлении заявления без движения судья выносит определение, в котором указывает на недостатки заявления и упущения заявителя при его оформлении, какие действия по их устранению и в какие сроки он должен совершить, а также разъясняет последствия неисполнения указаний. Копия определения направляется заявителю. Срок для устранения недостатков должен соответствовать разумно определенной возможности заявителя выполнить требования судьи. при выполнении заявителем всех рекомендаций судьи в указанный срок судья выносит определение о возбуждении производства по делу со дня первоначального предъявления в суд.
К исковому заявлению должны прилагаться:
его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает истец свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулированного спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанной истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
Вопросы связанные с принятием искового заявления по гражданскому делу рассматриваются и разрешаются судьей единолично. В течении 5 дней со дня поступления заявления судья по закону должен решить вопрос о возбуждении дела по конкретному исковому требованию. Принятие заявления обусловлено наличием предпосылок права на предъявление иска и соблюдением предусмотренного законом порядка осуществления этого права. При наличии этих условий заявление должно быть принято. Принятие заявления оформляется определением о возбуждении гражданского дела. При несоблюдении порядка предъявления иска судья в нашем случае должен оставить заявление без движения (ст.133 ГПК РФ).
Судья, исходя из имущественного положения стороны подавшей заявление вправе отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер (ст.90 ГПК РФ).
Отсрочка уплаты госпошлины представляет собой установление более позднего, чем предусмотрено законом, срока уплаты госпошлины в бюджет.
Рассрочка – установление периода, в течении которого госпошлина в доход бюджета вносится обязанными лицами частичными платежами в сроки, установленные судебным определением (решением).
Уменьшение размера госпошлины означает установление размера госпошлины менее того, который предусмотрен Законом о Госпошлине.
Возможность отсрочки, рассрочки, уменьшения ее размера не зависит от того, является ли стороной физическое либо юридическое лицо, а связана с имущественным положением стороны. Поэтому при обращении в суд с подобным заявлением необходимо лишь представить доказательства об имущественном положении заявителя, свидетельствующие о невозможности уплаты госпошлины в срок, установленный Законом о госпошлине.
Закон предусматривает льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям. Эти льготы закреплены в ст 333.36 Налогового кодекса РФ.
1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:
1) истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
2) истцы - по искам о взыскании алиментов;
3) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
4) истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
5) организации и физические лица - за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
6) стороны - при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
7) организации и физические лица - при подаче в суд:
заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;
частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
8) физические лица - при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;
9) прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
10) истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
12) вынужденные переселенцы и беженцы - при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
14) физические лица - при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
15) истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;
17) истцы - по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
18) заявители - по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;
19) государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 статьи 333.36 освобождаются:
1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
2) истцы - инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
4) истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
5) истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 статьи 333.36, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.