Работоспособность и надежность водителя
Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями. При управлении автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП. Причинами снижения работоспособности чаще являются утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, прием некоторых лекарственных веществ и курение.
Работоспособность – потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче различают максимальную, оптимальную и пониженную работоспособность. Выделяют следующие стадии работоспособности в зависимости результативности деятельности от времени ее выполнения: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.
Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок - точность) показатели работы часто улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наиболее экономичного для работы уровня.
За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.
После начинается развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя.
На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.
Развивающееся утомление - естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима.
Надежность водителя – это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.
Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам.
Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.
Высокая работоспособность – это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени.
Надежность водителя зависит и от состояния других звеньев системы: автомобиля, дороги и среды движения.
Факторы, влияющие на деятельность водителя
Водитель автомобиля большую часть информации (до 95%) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть информации – от контрольно-измерительных приборов.
Продуктивность деятельности водителя зависит от следующих факторов:
- особенностей поступающей информации (скорости информационного потока, силы сигналов, их продолжительности, пространственного расположения источника информации, легкости его восприятия);
- условий деятельности (равномерности поступления информации, информационных перегрузок или информационного голода, особенностей рабочего места);
- индивидуальных особенностей водителя (психофизиологических и личностных качеств, устойчивости к воздействию отрицательных внешних факторов и помех, уровня профессиональной подготовки, опыта и возраста);
- состояния водителя (утомления, заболевания, психического возбуждения или угнетения)
Факторы, определяющие сложность труда водителя
1) Технические:
- тип транспортного средства;
- техническое состояние подвижного состава;
- грузоподъемность транспортного средства;
- полная масса автомобиля;
- динамические качества автомобиля;
- габариты транспортного средства;
- наличие прицепа.
2) Технологические:
- тип маршрута;
- способ доставки груза;
- наличие специального оборудования на автомобиле;
- способ производства погрузо-разгрузочных работ;
- класс груза;
- габариты груза (для тяжеловесных крупногабаритных грузов).
3) Организационные:
- стабильность маршрута;
- интенсивность движения;
- пассажиропоток;
- протяженность маршрута;
- частота остановочных пунктов;
- контроль за регулярностью движения;
- напряженность технико-эксплуатационных показателей;
- график доставки груза;
4) Дорожно-климатические:
- тип дорожного покрытия;
- состояние покрытия;
- природно-климатические;
- работа в карьерах, в горных условиях.
5) Экономические:
- формы и системы оплаты труда;
- организация труда;
- экономические результаты деятельности предприятий.
6) Социальные:
- квалификация;
- возраст водителя;
- стаж работы;
- режим труда;
- продолжительность рабочего дня;
- разрывной график работы;
- уровень трудовой дисциплины;
- совмещение обязанностей;
7) Эргономические:
- удобство расположения рычагов управления;
- наличие токсических веществ в кабине;
- уровень шума и вибрации;
- температура в кабине;
- вентиляция в кабине;
- запыленность;
- коэффициент обзорности;
- тепловая радиация;
- освещенность приборов;
- влажность воздуха;
- освещенность в кабине;
- размер кабины.
8) Организационно-технические:
- интенсивность движения;
- пропускная способность дороги;
- частота перекрестков со светофорным регулированием;
- разрешенная скорость на участках маршрута.