Факторы, влияющие на деятельность водителя




Работоспособность и надежность водителя

Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями. При управлении автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП. Причинами снижения работоспособности чаще являются утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, прием некоторых лекарственных веществ и курение.

Работоспособность – потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче различают максимальную, оптимальную и пониженную работоспособность. Выделяют следующие стадии работоспособности в зависимости результативности деятельности от времени ее выполнения: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.

Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок - точность) показатели работы часто улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наиболее экономичного для работы уровня.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

После начинается развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.

Развивающееся утомление - естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима.

Надежность водителя – это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам.

Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.

Высокая работоспособность – это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени.

Надежность водителя зависит и от состояния других звеньев системы: автомобиля, дороги и среды движения.

 

Факторы, влияющие на деятельность водителя

Водитель автомобиля большую часть информации (до 95%) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть информации – от контрольно-измерительных приборов.

Продуктивность деятельности водителя зависит от следующих факторов:

- особенностей поступающей информации (скорости информационного потока, силы сигналов, их продолжительности, пространственного расположения источника информации, легкости его восприятия);

- условий деятельности (равномерности поступления информации, информационных перегрузок или информационного голода, особенностей рабочего места);

- индивидуальных особенностей водителя (психофизиологических и личностных качеств, устойчивости к воздействию отрицательных внешних факторов и помех, уровня профессиональной подготовки, опыта и возраста);

- состояния водителя (утомления, заболевания, психического возбуждения или угнетения)

 

Факторы, определяющие сложность труда водителя

1) Технические:

- тип транспортного средства;

- техническое состояние подвижного состава;

- грузоподъемность транспортного средства;

- полная масса автомобиля;

- динамические качества автомобиля;

- габариты транспортного средства;

- наличие прицепа.

2) Технологические:

- тип маршрута;

- способ доставки груза;

- наличие специального оборудования на автомобиле;

- способ производства погрузо-разгрузочных работ;

- класс груза;

- габариты груза (для тяжеловесных крупногабаритных грузов).

3) Организационные:

- стабильность маршрута;

- интенсивность движения;

- пассажиропоток;

- протяженность маршрута;

- частота остановочных пунктов;

- контроль за регулярностью движения;

- напряженность технико-эксплуатационных показателей;

- график доставки груза;

4) Дорожно-климатические:

- тип дорожного покрытия;

- состояние покрытия;

- природно-климатические;

- работа в карьерах, в горных условиях.

5) Экономические:

- формы и системы оплаты труда;

- организация труда;

- экономические результаты деятельности предприятий.

6) Социальные:

- квалификация;

- возраст водителя;

- стаж работы;

- режим труда;

- продолжительность рабочего дня;

- разрывной график работы;

- уровень трудовой дисциплины;

- совмещение обязанностей;

7) Эргономические:

- удобство расположения рычагов управления;

- наличие токсических веществ в кабине;

- уровень шума и вибрации;

- температура в кабине;

- вентиляция в кабине;

- запыленность;

- коэффициент обзорности;

- тепловая радиация;

- освещенность приборов;

- влажность воздуха;

- освещенность в кабине;

- размер кабины.

8) Организационно-технические:

- интенсивность движения;

- пропускная способность дороги;

- частота перекрестков со светофорным регулированием;

- разрешенная скорость на участках маршрута.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: