ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА (СРАВНИТЕЛЬНО – ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)




ВОПРОСЫТЕОРИИ ПРАВА

© 1999 г. А.С. Сахарова

 

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА (СРАВНИТЕЛЬНО – ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

 


Институт президентства является одним из основополагающих элементов политической и государственных систем многих стран мира, в том числе и нашей страны.

Актуальность данной темы обусловлена как определенной новизной института президентства для России, переживающего можно сказать еще период своего становления, так и особым местом Президента в системе государственных органов любой страны. Анализ президентской власти в странах с разными формами правления (например, США - президентская и ФРГ - парламентарная) позволяет выявить те сильные и слабые черты Президента Российской Федерации, которые характерны для вышеназванных стран и восприняты отечественной практикой.

Исходя из полномочий Президента, мы можем прийти к выводу о существовании президентской власти, которая выделяется из традиционной триады разделения властей, но если об исполнительной, законодательной и судебной власти мы можем говорить как о чем-то устоявшемся, универсальном, то в значении президентской власти прослеживается четкая зависимость от той или иной формы т.е. каждому типу государственного правления соответствует определенный тип президентства с его особыми ролевыми функциями. Так, в США, Президент совмещает функции главы государства и главы исполнительной власти, осуществляя непосредственное руководство правительственной политикой. Несмотря на то, что согласно американской модели президентства Президент наделен широкими и разнообразными полномочиями, он действует лишь в рамках федеральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государственным аппаратом. Данная модель отличается своей рациональностью, так как в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм исполнительной власти, при котором Президент и премьер-министр часто соперничают за влияние на политику правительства.

Конституция ФРГ наделяет Президента статусом «первого гражданина» имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Главой исполнительной власти является федеральный Канцлер, Президент выступает в качестве символа единения нации. Следует заметить, что наиболее ярко роль Президента проявляется в моменты политических кризисов, которые активизируют его резервную функцию. Таким образом, глава государства выступает в качестве высшего должностного лица, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию спокойствия в обществе и соблюдения всеми гражданами законности.

В нашей стране, где Конституция была принята при активном участии Президента – лидера, закреплена его значительная личная власть, его самостоятельность, при незначительных ограничениях его деятельности полномочиями парламента. Статья 80 Конституции Российской Федерации определяет статус Президента как главы государства, здесь следует отметить, что называясь главой государства Президент может быть номинальной фигурой, но в России была избрана другая модель-«президентство с ощутимыми полномочиями» или так называемое «суперпрезидентство», что проявляется в следующих факторах:

· Полномочия Президента производны от народа, Президент избирается народом непосредственно, в то время как в США выборы Президента проводятся коллегией выборщиков, а в ФРГ для избрания Президента созывается Федеральное Собрание;

· Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти – и федеральных, и субъектов Российской Федерации (ст.80, ст.85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают;

· Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль осуществляются в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента, так, например, предусмотренный Конституцией институт отрешения Президента от должности на практике трудно осуществим.

· Президент обладает большими возможностями по отношению к парламенту (послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, роспуск нижней палаты парламента - Государственной Думы и т.д.). Правительство вполне можно назвать правительством Президента.

 

Таким образом Президент выделен за рамки концепции разделения властей, он находится над ними, выполняя роль своеобразного арбитра, олицетворяя собой саму государственную власть.

Как уже было замечено, характер взаимоотношений Президента с другими органами определяется формами правления. Так в отношениях с исполнительной властью: при президентской форме правления Президент является главой исполнительной власти, при полупрезидентской Президент обладает полномочиями позволяющими оказывать воздействие на деятельность правительства, но самим правительством руководит премьер-министр, при парламентарной системе Президент фактически не имеет права вмешиваться в деятельность правительства. Что касается законодательной власти то: при президентской форме правления глава государства и правительства непосредственно вовлечен в целый комплекс взаимоотношений с высшим законодательным органом, полупрезидентская модель с одной стороны ограничивает прерогативы Президента в законодательном процессе, но с другой наделяет его полномочиями по роспуску парламента, в условиях парламентарной системы Президент может оказать лишь опосредованное воздействие на деятельность парламента. Введение “суперпрезидентства” в нашей стране было связано с тем, что пост Президента учреждался в период высокой


нестабильности в обществе, внутренних политических противоречий. Закрепленный Конституцией статус Президента носит сильно выраженный личностный характер, что при смене главы государства может привести к авторитарному режиму, поэтому требуется реформирование института Президента, и прежде всего это должно быть связано с установлением более жесткого контроля за деятельностью Президента и детального решения вопроса о его конституционной ответственности.

В заключение можно сказать, что при любых моделях Президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе. Оставаясь в рамках конституционно-правовых полномочий, Президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие проблемы общественного развития.

 

ð ð ð ð ð



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: