План урока по предмету «Речевая практика»
Тема: «Весёлый праздник. Мы в гостях на дне рождении»
Цель: развивать речевую коммуникацию обучающихся, как способность общаться с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
- познакомить обучающихся с некоторыми традициями празднования дня рождения;
- помочь запомнить дату своего рождения;
- учить строить реплики-поздравления и ответные реплики на полученное поздравление;
- формировать умение произносить поздравления с торжественной интонацией;
- создать условия для переноса полученных знаний о правилах ведения телефонного разговора в иную речевую ситуацию;
- корригировать устную речь обучающихся;
- воспитывать умение владеть навыками коммуникации и принятыми нормами поведения.
Оборудование:
- учебник С.В.Комарова Речевая практика 4 класс;
- картинки празднования дня рождения;
- скороговорка «Принимаю поздравленья и подарки в день рожденья»;
- игрушка-телефон, книги, игрушки для предполагаемых подарков.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
1. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтение учителем стихотворения «К нам летит на крыльях Праздник!»
- Ребята, послушайте стихотворение и доскажите словечко.
Что, не слышали вы разве?-
К нам летит на крыльях праздник!
День весёлый, добрый, славный,
Самый личный, самый главный!
День нарядов пышных, новых,
Обещаний стопудовых,
День улыбок и кудряшек,
День, когда не кормят кашей.
День шаров воздушных ярких,
День сюрпризов и подарков,
День раскрытия секретов,
Сладких тортов и рулетов,
День конфет и День пирожных,
День напитков всевозможных,
День варенья, День печенья…
Скоро праздник День рожденья!
Учитель. Что же за праздник – день рождения?
Дети. День, в который родился человек.
Учитель. Кто из вас знает, как ещё называют день рождения?
Дети. Именины.
Учитель. Раньше «именины» имело другое значение. Через какое-то время после рождения ребёнка крестили в церкви и там давали ему имя. Называли его обычно по имени того святого, память которого церковь отмечает в этот день. Отсюда «именины» - день, в который человек получил свое имя. Назовите своё имя и фамилию.
Слайд 1. Тема сегодняшнего урока «Мы в гостях на дне рождении». Мы узнаем, как приглашать друзей на день рождения, как правильно подбирать и дарить подарки, как вести себя в гостях.
1. Актуализация знаний.
1. Заучивание скороговорки «Принимаю поздравленья и подарки в день рожденья» (отрабатывается чёткое произнесение без ускорения темпа).
2. Чистоговорка:
Ра-ра-ра- ждёт подарков детвора!
Да-до-ду – этот день один в году!
Ла-ло-ли – сами торт мы испекли!
Ать-ать-ать – будем свечи задувать!
1. Учитель. А знаете ли вы дату своего дня рождения? (Дети называют дату своего рождения. Соотнесение дней рождения с временами года). (Учитель вывешивает карточки с датами рождения детей).
1. Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа с учебником на стр.42
- Кто нарисован на картинке?
- На что вы ещё обратили внимание?
- Как вы думаете, какой сегодня для мальчика день?
- Что подарили мальчику мама и бабушка?
Конструирование возможных поздравлений в адрес героя картинки.
«- Дорогой …! Поздравляем с днём рождения! Желаем здоровья, хороших оценок, верных друзей!
- Спасибо большое!
Упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией.
4.Рассматривание второй картинки на развороте. Обсуждение предположений детей о том, с кем и о чём может разговаривать мальчик в день своего рождения по телефону.
5.Моделирование возможного телефонного разговора между мальчиком и поздравляющим его другом, подругой, родственником.
Учитель. – На день рождения принято приглашать гостей. Как это можно сделать?
Дети: - Лично, написать приглашение, по телефону.
Учитель. – Давайте составим приглашение на День рождения. (Даня, приглашаю тебя на мой день рождения. Он состоится дома (в кафе) в 12 часов дня. Приходи, пожалуйста!
- Что обычно вы говорите в ответ?
Дети.
1.Нужно поблагодарить за приглашение.
1. Сказать, сможешь ли ты прийти.
2. Если прийти не сможешь, объясни, почему.
Учитель. – Ребята, а с чем принято ходить на День рождения? (С подарками). Подарок должен быть интересен имениннику, должен доставить ему удовольствие и радость.
Послушайте стихотворение Игоря Шевчука «Подарок», и ответьте, удачный ли подарок подарили Кактусу?
На день рождения Кактусу
Подарок подарили
И поздравленья Кактусу
Любезно говорили:
- Примите, милый Кактус,
От нас сегодня в дар
Прекрасный – распрекрасный
Большой воздушный …
Бах!
Учитель. Удачный ли подарок подарили Кактусу?
Дети. (нет)
1. Первичная проверка понимания.
1. Игра «Подарок»
Учитель произносит слова –поздравления, а дети – благодарности. И наоборот. Речевые формулы закрепляются с каждым ребёнком.
1. Физкультминутка «Русская народная игра «Каравай» (Дети встают в круг и водят хоровод вместе с учителем)