Эстетические представлени первой половины 20 в.




Эстетика как философская дисциплина

1. Предмет эстетика

2. Природа и специфика эстетического отношения

3. Понятие прекрасного, безобразного как основные понятия эстетики

Зарождение в Древней Греции (6век) Как самостоятельная наука – 18 век

1. Баум Гартен

Понятие «эстетика» (от греческого чувствующий звериный запах)/ эсттика – низшая ступень познания// логика – высшая.

Опирается на Платона.

2. Иммануил Кант

«Каллос» - прекрасное

Иерархия видов познания (Аристотель)

София(мудрость, познание первоначал)

Эпистема(конкретное, научное)

Технич.

Чувственное

Предмет эстетики – своеобразие совокупности чувственных данных выразительных фрм любой сеферы деятельности.

Не=искусствознанию

Истина: объект/объект – логика

Красота: субъект/объект – этика

3. Бахтин: «Доброта и благородство»

4. РОЗАНОВ: «Любование утверждает вещи»

5. Субъективность

6. Эстетическое понимает действительности помогает вписаться в мир

Прекрасное – эстетическая категория, описывающая феномен красоты.

Безобразное –

Эстетизм – неправомерное перенесение эстетических критериев на чуждую сферу действительности.(красивое изуродованное тело)

Основные характериные черты прекрасного:

1. Притяжение

2. Событийно, прерывно и эпизодично

3. Самоочевидно

4. Неутилитарно

Трагическое – вопрос о смерти

В Др. Греции оценивался различно:

1. Платон – уничтожение

2. Аристотель – приводит к состраданию

Ницше: «Имейте мужество быть трагическими людьми»

Комическое – «посюсторонняя» жизнь. Гюго «Человек, который смеется», О’Генри «Исповедь юмориста».

Имплицитная эстетика классического Востока

Характерные черты:

1. Надиндивидуализм

2. Элитарность

3. Связь образа и слова

4. Символичность

5. Неявленнсть (как эстет. принцип)

6. Канон (как эстетический принцип)

Древнеиндийское:

1. Приемственность

2. Солярность

3. Категория «раса»

9 «рас»:

1. эротическое (любовь)

2. юмористическое (ирония)

3. патетическое (сострадание)

4. ужаса (гнев)

5. ироническое (мужества)

6. страха

7. отвращения

8. удивления (откровение)

9. спокойствия (отречение от мира)

Шастры – эстетические трактаты Васту-шастра

Китай

1. Сиюминутность как объект искусства (восприятия)

2. Спонтанность фэн-лю: 1. Ветер (дэ)2. Поток (дао)

Уловить потоки энергии и утем их гармонезиции создать произвеление.

3. Принцип создания образов в соответствии с вещами (ин у с сян)

Эстетика Средневековья

Отношение к искусству

Бог:

1. Трансцендентен(господь)

2. Имманентен (отец)

Августин, Св. Франциск, Фома Аквинский…

Все виды искусства рассматривались Августином как рецептивные.

Иконоборцы –

Фома Аквинский выступал против использования музыкального искусства.

Но пение соответствует молению.

Слово есть древнегреческое понятие. Логос – истина. Иисус Христос и есть логос.

Искусство храма

Функции:

1. Дидактическая

2. Напоминания

3. Отображение красоты божественного с помощью красоты земной

За эстетическим скрывается большая притягательная сила. Ложь во имя увлечения – это искусство.

Красота в средние века методическое явление, выступает как атрибут Бога.

Прекрасное – это пропорциональность частей в сочетании с приятностью окраски.

Фома Аквинский: Прекрасное – это то, что объединает целость, пропорции и яркость.

В Античности человек – это микрокосм. Богоподобность заключается в том, что человек свободе подобно Богу.

В Средневековье зарождается понятие свободного искусства. 7 свободных искусств:

1. Риторика

2. Диалектика

3. Геометрия

4. Арифметика

5. Музыка

6. Астрономия

7. Грамматика

Возраждение

Дюрер, Микеланджело, Альберти, Леонардо да Винчи

Изменилось отношение к живописи и скульптуре по отношению к средневековью.

Имеет место спор что лучше живопись или поэзия.

Поэты долны были знать ***, а живописцы – науку.

Живопись – это поэзия в движении, а поэзия- живопись говорящая.

Поэзия утверждается как искусство.

Критерии подлинного искусства:

1. Затрачен труд и необходимы знания

2. Удовольствие вызывает искусство

3. Гармония

4. Человек, как вевличайший предмет искусства

Критики – черви на теле художника.

Просвещение

Просвещение происходит под руководством разума в философии.

Англия/Франция

В искусстве все по правилам

Переосмысление метафор в искусствве

Метафора «зеркала»

Характерна и для средневековья. Там должно отражать божественный мир и больший уклон на «окно» - искусство должно быть прозрачным, должны видеть сквозь него бога.

Само искусство – отражение природы и человека – должно быть натурально.

Да Винчи мечтал создать краски из самих предметов.

Разум художника тоже долен быть зеркало. Да Винчи советовал использовать зеркало как инструмент для рисования, закрывать один глаз.

Метафора «завесы»

обращает к иудейским храмом.

В средневековье – то, что скрывает божественный мир.

В возрождении то, что скрывает тайны природы – ее нужно преодолеть. = изучить природу, что бы отобразить.

Новый статус искусства.

Альберти. В своей книге заявил совей целью возвеличить живопись и культуру.

Жвописть – это немая поэзия в движении

Поэзя – говорящая живопись – поэзия как искусство – доказательство – евангелие в стихах

Критерии подлинного искусства:

Затраченный труд и необходимые знания

Вызывает удовольствие

Соразмерность.

Человек как важнейший предмет искусства

Бунт критики (против правил) – лидер – Дж. Бруно

«Критики – черви на теле поэта»

Эстетика просвещения ()17 – 1 пол 18 века) англия и франция

Бэкон «хравмой на правильной дороге опередит идущего по бездорожью»

Необходимо выработать четкие правила познания мира.

Метафора «света» переосмысление

В средневековье – ассоц с богом

Ассоциация с человеком – просветление, знанием

Корнель. вводит строгие Аристотелевские методы в драматургию

ДЖ. Локк – риторикак как искусство важно, но только в том месте, где она способствует простоте речи. Иначе излишнее. Ибо красноречие может затемнять логику.

Лейбниц – я склонен согласиться с русским царем, который сказал, что он больше восхищается некоторыми машина, чем картинами.

Бэкон – есть нечто божественное в поэзии, но философия и наука круче.

«Новая атлантида».

Отдает предпочтение иносказательной поэзии

Учение о красоте и прекрасном

Р.Декарт искусство субъективно.

Должно быть соответствие искусства и человека. Самый приятный звук – человеческий голос (друга)

Отклик – возбуждение нервов

Романтизм

Навалис(немец, поэт) именно поэзия наиболее важный вид искусства

Фридрих Шлегель. Философ.

Предсказывал возвращение мифа в современность

Фишер

Продолжает Гегелевскую традцию и

Развивается теистическая школа.

Вейссе

Развивается формалистская школа

Ницше

Искусство явл наиболеее важной сферой человеческого духа… Шопенгауер считал, ято искусство – высшая степень познания человека.

И предложил понятия «мир как воля», «мир как представление»

1. Эстетизм ницше…

2. Трагичность

3. Иррационализм

Мир может быть оправдан в вечности только как эстетический феномен.

Имейте мужество быть трагическими людьми

Нерациональное – отсутствие рационального

Иррациональное – связ с чувствами не льзя объяснить логикой

«Рождение трагедии из духа музыки» работа ницше – предлагает концепцию развития любого искусства исходя из двух начал: апполоническое и дионисийское

Апполонистское: пластическое иск, сноведение

Дионис: непластическое, опьянение,как воля

Эстетические представлени первой половины 20 в.

Бодкин

Теория прототипов в поэзии

Поэзия:всегда 2 направления

Борьба с тьмой/Стремление к жизни

Двоякость воды, ветра

Милтон Нан

Родовое возбуждение охватывает первобытные инстинкты… оно присутствует как первая стадия при развитиии человека. При развитии инстинкты преобразуются,

Герберт Рид

Восемь врожденных художественных темпераментов

1. Органический – слиться с объектом, изобр ряд похожих предметов

2. Импрессионистский – склонен на акцентировании внимания на определенной детали.

3. Ритмический – хар-но использ. Повтор мотивов в картиине

4. Структурный – стилизует предме, вплоть до геометрической фигуры

5. Перечисляющий – явл усердным регистратором – тщательная прорисовка

6. Хаптический – осязательный

7. Декоративный – зобр предметы в 2х измерениях, ярко

8. Образный - разраб вымышленную тему…

 

Сюзанна Лангер – под влиянием ницше, оценка музыки

Крочче

Рассматривает искусство как выражение чувств и акт воображения

Искусство ради искусства

С этим спорил Сартр

Сантояне

Ни в искусстве, не в эстетике не должно быть строгих правил…

Выражал материальную природу искусства

Эстетика должна изуч место, причины и степени выразительности красоты

Еритак в искусстве – ортодокс

Символизм

Символ - Всегда чувственнее и всегда надчувственнен

Знак – нет простора для интерпритации

Эрнст Кассирер

Бердяер И культура и подлинное искусство всегда является иерархичным

 

Эстетика посмодернизма

Постмодерн – речь о культуре

Постмодернизм – философская

1. Метафора смерти искусства

2. Триколлаж

3. Цитатность

 

1. Смерть искусства проявляетс в самих произведениях искусства (черный квадрат. Жак Деррида – Важен не сам текст, а то, что умалчивается в тексте.

2. Метафора смерти автора – автор умер, родился читатель.

3. Любой предмет може стать предметом искусства/ Искусство покидает помещения и выходи на улицу.

4. Стирается различие между элитарным и классовым искусством

5. Метафора поверхности/ искусство должно существовать для самого искусства.

Ролан Барт, Мишель Фуко, Ж. Бодрияр(симулякры),С. Зонтаг (КЭМП).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: