Экономическая безопасность




Исходя из основных положений Стратегии национальной безопасности 2015 года, можно констатировать, что обеспечение экономической безопасности – это одно из ведущих направлений деятельности государства и общества по защите национальной безопасности в целом (например, пп. 55–66).

Существующее в современной России повышенное внимание к экономической безопасности как к одному из важнейших направлений развития государства, сформировало понимание, что обеспечение экономической безопасности невозможно без взаимодействия нескольких механизмов – собственно экономического, правового и организационного. Соответственно, экономическая безопасность не должна считаться сугубо экономической категорией, дефиницией, связанной только с экономической теорией. И сегодня она широко применяется в российском правовом поле специалистами практически всех отраслей юридических наук.

Таким образом, проведенный анализ понятия «экономическая безопасность» в понимании правоведов свидетельствует, о том, что:

во-первых, как научная категория правового поля «экономическая безопасность» стала изучаться только в последние двадцать лет;

во-вторых, в понимании сущности этой категории представителями юридических наук (как и в экономической теории) просматривается несколько позиций, но чаще всего внимание обращается именно на способность противодействия разного рода угрозам и вызовам;

в-третьих, заостряется внимание не просто на возможности противостояния этим нежелательным угрозам, а именно на способности институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития нашей экономики;

в-четвертых, мы разделяем позицию С.Н. Максимова, отметившего, что наметился принципиально новый концептуальный подход в понимании данного явления. В его основе лежит трактовка правового содержания категории «экономическая безопасность» как системной совокупности взаимосвязанных, но структурно самостоятельных составных частей: экономическая безопасность личности, экономическая безопасность юридических лиц – субъектов экономической деятельности и экономическая безопасность общества в целом[1].

Нами выше были продемонстрированы различные точки зрения по определению понятия «экономическая безопасность». Из них видно, насколько сложно по содержанию данное явление. И мы полагаем, что именно это объясняет, почему до сих пор в российском законодательстве нет формального закрепления рассматриваемой дефиниции, хотя подобная попытка предпринималась.

Рассматривая понятие «экономическая безопасность» необходимо выяснить и ее структуру. И в данном случае очень характерно различие предлагаемых структурных элементов в зависимости от специализации автора – экономист он или юрист?

Соответственно, из названных выше блоков в структуру экономической безопасности по мнению правоведов входят:

– национальные интересы России в сфере экономики;

– угрозы экономической безопасности;

– организационная структура экономической безопасности:

– система правового (а в более широком смысле – информационного) обеспечения экономической безопасности

Кроме того, в структуру экономической безопасности необходимо включить ее объекты.

Более подробно остановимся на каждом из структурных элементов.

Мы уже обращали внимание на традицию представлять понятие «экономическая безопасность» через категории «интерес» и «угроза». Но, как это ни парадоксально, в правовом поле не существует четкого определения совокупности национальных интересов в экономической сфере.

Если обратиться к Стратегии национальной безопасности 2015 года, то, среди круга национальных интересов и приоритетов, можно вычленить собственно экономические. Среди национальных интересов на долгосрочную перспективу однозначно выделяют повышение конкурентоспособности национальной экономики (п. 30), а стратегическим национальным приоритетом называется экономический рост (п. 31). Выразить собственно национальные экономические интересы на основе содержания Стратегии национальной безопасности РФ 2015 года можно, относя к ним:

– сохранение единого экономического пространства;

– вхождение России в число стран – лидеров по объему валового внутреннего продукта;

– переход экономики на новый уровень технологического развития;

– конкурентоспособность;

– успешное противостояние влиянию внутренних и внешних угроз и т.п.

Но помимо формального определения круга национальных экономических интересов, Россия столкнулась вообще с проблемой осознания их как таковых.

Обращаясь к вопросу угроз экономической безопасности РФ, начать следует с чисто теоретических аспектов.

Основные угрозы экономической безопасности – это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность для национальных ценностей и образа жизни.

В самом общем виде экономические угрозы подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.

Считается, что для России наибольшую опасность представляют внутренние угрозы, возникающие в социальной и научно-технической сферах, причем ключевое значение имеет социальная сфера, поскольку в ней реально воплощаются интересы личности, семьи, общества, классов, социальных групп, государства в целом. Внешние угрозы воздействуют на усиление опасности некоторых внутренних угроз[2].

ПОСМОТРИТЕ Нормативно-правовое закрепление получили и угрозы экономической безопасности России (табл. 15).

Одним из основных вопросов проблемы экономической безопасности РФ является вопрос о ее обеспечении, как правовом, так и организационном.

Под нормативно-правовым обеспечением национальной экономической безопасности Российской Федерации следует понимать совокупность нормативно-правовых актов как часть общей системы обеспечения национальной безопасности России, законодательно закрепляющую отношения общества, государства, личности, субъектов хозяйствования в системе обеспечения национальной экономической безопасности России и представляющую собой важный фактор устойчивого развития российской экономики и общества.

Но особое место в системе актов по обеспечению экономической безопасности занимают документы, обозначаемые, как «программные», среди которых стратегии, концепции, доктрины. К документам такого рода можно отнести:

– Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;

– Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

– Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации;

– Стратегию национальной безопасности Российской Федерации 2015 года;

– Военную доктрину Российской Федерации 2014 года и ряд других.

Анализ действующего законодательства позволяет заключить, что обеспечение экономической безопасности строится на системной основе. В этой связи система субъектов обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных органов государственной власти и органов местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц, организаций, объединений и граждан, наделенных властными полномочиями по установлению и применению мер, направленных на обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: