Административный процесс




1. Понятие (определение, цели, задачи, свойства, признаки) юридического процесса и производства.

2. Понятие административного процесса.

3. Административно-правотворческий процесс.

4. Административно-правонаделительный процесс.

5. Административно-юрисдикционный процесс.

1. Понятие (определение, цели, задачи, свойства, признаки) юридического процесса и производства.

Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем.

1) Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

2) во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

3) в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Виды юридического процесса:

1) уголовный,

2) гражданский,

3) административный

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.

1) Правотворческий юридический процесс. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

2) Правоприменительный юридический процесс. Применение права – это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

Применение права следует рассматривать в двояком смысле:

1) как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение);

2) как стадию реализации права.

Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.).

3) Учредительный процесс – это специфическая деятельность уполномоченных органов государства, должностных лиц и общественных организаций по реализации норм материального права устанавливающих их правомочия по формированию, ликвидации или преобразованию органов государства, должностных лиц и иных управляющих субъектов. Данная деятельность выражается главным образом в совершении действий по подготовке условий организации, проведению выборов или назначению управляющих субъектов и утверждению соответствующих учредительных результатов, Побудительными обстоятельствами учредительного процесса обычно являются соответствующие юридические акты или юридические состояния, например, истечение срока полномочий органов государства или срока назначения должностного лица. Учредительный процесс чрезвычайно многообразен по своему конкретному содержанию. Из наиболее распространенных его видов можно указать на деятельность по выборам представительных органов государства, народных судов, деятельность по назначению должностных лиц и т.д.

4) Контрольный процесс - это правовая форма деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц, выражающихся в совершения юридически значимых действий по наблюдению и проверке соответствия исполнимости и соблюдаемости подчиненными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений соответствующими организационно-правовыми средствами:

1) установление фактического исполнения заданного управленческого решения;

2) дача правильной объективной общественно-политической и юридической оценки результатам проверки состояния соблюдаемости правовых предписаний;

3) принятие эффективных по содержанию решений, направленных на совершенствование деятельности подконтрольного объекта;

4) обеспечение оперативного наиболее полного и качественного исполнения принятого решения.

Признаки:

· представленная деятельность всегда будет реализоваться лишь для достижения определенной цели;

· её правомочный состав проявляется в наличии властных отношений между его субъектами;

· как правило, регулируется императивный метод юридического регулирования;

· начало, действие и окончание процесса всегда отражаются в документах, которые имеют исключительно официальный характер;

· круг лиц, которые могут реализовать процесс и его отдельные стадии, закреплен на законодательном уровне.

2. Понятие административного процесса.

Существует два подхода к понятию «административный процесс».

1) Юрисдикционный подход. Н.Г. Салищева: «Административный процесс – это деятельность по разрешению споров, в том числе, связанная с применением мер административного принуждения». (шире) А.Е. Лунев: «Административный процесс – это деятельность, связанная с расследованием административных правонарушений, а также их рассмотрением как в административных, так и в судебных органах». Базовый тезис юрисдикционного подхода состоит в том, что админ процесс существует только при наличии споров (если нельзя реализовать право, то смысла в статусе нет)

1. Управленческий подход. С.С. Студеникин: «Административный процесс – это деятельность исполнительно-распорядительных органов в целом». В.М. Манохин: «Административный процесс – это не только деятельность государственных органов по разрешению индивидуально-конкретных дел, но и прежде всего порядок реализации административно-правовых норм». (шире) Таким образом, вся процессуальная деятельность исполн. расп органов должна осуществляться в правовых формах. За рамками процесса остаются материально технические действия действ-я.

 

Базовое определение:

Административный процесс – это урегулированное административно-процессуальными нормами деятельность органов публичного управления (гос. и местные) по рассмотрению и разрешению индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления в процессе реализации задач и функций государственного управления».

3. Административно-правотворческий процесс

Административно-правотворческий процесс состоит в создании подзаконных нормативно-правовых актов, призванных обеспечить организацию практического исполнения норм закона.

Задачи административно-правотворческого процесса:

a. обновление законодательства;

b. восполнение пробелов в законодательстве;

c. уничтожение переживших норм права.

Особенности административно-правотворческого процесса:

1) позитивный характер; то есть отсутствие спора

2) ограниченный круг субъектов процесса.

3) результатом процесса является принятие подзаконного

правового акта (правового акта управления);

Реквизиты акта:

· наименование органа (органов), издавшего акт;

· наименование вида акта и его название;

· дату подписания (утверждения) акта и его номер;

· наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт

отсутствие влечет недействительность акта

В зависимости от органа, осуществляющего административно-правотворческий процесс выделяют следующие производства:

1) производство по принятию Указов Президента РФ;

2) производство по принятию актов Правительства РФ;

3) производство по принятию нормативно-правовых актов федеральными министерствами;

4) производство по принятию актов федеральными органами исполнительной власти.

5) производство по принятию актов органами исполнительной власти субъектов федерации.

4. Административно-правонаделительный процесс.

Административно-правонаделительный процесс состоит в разрешении дел бесспорного характера.

Признаки:

a. позитивная деятельность органов публичного управления;

b. реализация процесса требует активного добросовестного исполнения должностных полномочий;

c. широкий круг субъектов реализации процесса

d. отсутствие правовой оценки события;

e. отсутствие мер принуждения;

f. результатом процесса является правоприменительный акт.

Административно-правонаделительный процесс включает в себя две части:

· внутренний процесс;

· внешний процесс.

Внешний процесс включает в себя производства:

· регистрационное, лицензионно-разрешительное, производство о

· предоставлении того или иного статуса; экзаменационное

· производство, экспертно-удостоверительное производство,

· государственно-поощрительное производство, обеспечительное

· производство.

Административно-разрешительное производство.

 

М--г- Производство по рассмотрению обращений граждан. Нормативная база: ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 21.04.2006 Закон выделяет три вида обращений: 1. Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию государственно-управленческой деятельности. 2. Заявление – это: а) просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, б) сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, в) критика деятельности указанных органов и должностных лиц; 3. Жалоба Производство совпадает с производством по административной жалобе (см. стр. 23).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: