Л.Ф.Кускова, педагог-психолог МАОУ «ЦО №29»
Г.Череповец
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ, ОГЭ
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ БЕЗ ШКОЛЫИ УЧИТЕЛЕЙ?
• Безусловно, живое общение с педагогом ничто не заменит, однако, вынужденный домашний карантин – отличный повод научиться правильно организовать и спланировать своё время. Эти умения в будущем наверняка пригодятся.
ЧТО И КАК УЧИТЬ?
• Вполне возможно, что, обучаясь дистанционно, ты не понимаешь какой-то материал. Многократно просмотренный в интернете урок и комментарий учителя никак не помогают сдвинуться с мертвой точки. Поэтому, лучше не пытайся за оставшийся месяц выучить какую-то совершенно новую тему. Оставь её неусвоенной. Иначе есть риск прийти к экзамену с тревожным ощущением, что ты абсолютно ничего не знаешь, у тебя ничего не получается и не решается. Такая моральная неготовность приводит к тому, что выпускник совершает ошибки даже в тех задачах, которые мог бы сделать на отлично. Уделяй больше времени тренировке и закреплению чёткого и безошибочного выполнения задач, которые получались в пробнике. Тогда будет ощущение успеха, уверенности в себе. А хороший настрой – это половина успеха.
• Учись правильно и внимательно читать условие задачи, задания. Среди тех, кто плохо пишут экзамен, самая частая ошибка - не так понял условие, ответил не на тот вопрос.
КАК И СКОЛЬКО ЗАНИМАТЬСЯ?
• Сохрани для занятий обычный школьный алгоритм – именно к нему привык твой организм за долгие школьные годы. Постарайся вставать не к полудню, а пораньше, ну, по крайней мере, как будто тебе надо «в школу ко 2-му уроку». Ложись спать вовремя, это поможет поддерживать мозг в активном рабочем состоянии.
• Занимайся 40 - 45 минут, то есть сохрани протяженность обычного школьного урока, затем «перемена» - отдых на 10-15 минут, всё, как в школе! В минуты отдыха не хватайся за телефон, а сделай зарядку, или просто подвигайся, потанцуй. Это поможет активизировать тонус мышц, улучшить кровообращение. Выпей стакан воды – это поможет работе мозга.
• Сидеть дома за уроками больше 4 – 4,5 часов неэффективно, самостоятельные занятия надо заранее спланировать и контролировать. Есть определенный объем памяти и внимания, если перегрузить мозг, информация просто перестанет перерабатываться, усваиваться.
КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ?
Выполняй упражнения «Зарядка для мозга»
Эти упражнения играют роль активаторов (улучшают память и внимание) и энергизаторов (улучшают взаимодействие полушарий), гармонизируют баланс между эмоциональной и мыслительной сферой. Спокойный, уравновешенный человек всегда успешнее тревожного, «заведенного».
• «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Выполнять надо 5-6 раз.
• «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга.
1. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак.
2. Ладонь ребром на плоскости стола,
3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Можно помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. Делать 3—5 повторений.
• «Лезгинка». Левая рука складывается в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 3—5 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
• «Кошечка». Представим, какосторожно крадется кошечка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Повторяется 3-5 раз.
1. 2.
• «Фонарик». Подняли кисти рук, поочередно расправлять пальчики (фонарик горит), и сжимать их (фонарик погас). Затем поочередно, на одной руке фонарик горит, на другой – погас, меняя положения рук. Повторяется 3-5 раз.
• «ЛЕНИВАЯ ВОСЬМЕРКА» для глаз – важное упражнение после работы на компьютере. Снимает усталость глаз, напряжение мышц шеи и боли в спине.
Начинай рисовать левой рукой восьмерку из середины воображаемой цифры движением влево вверх. Следи взглядом за движением твоей руки. Нарисуй восьмерку 3 раза левой рукой и столько же раз правой рукой, а затем 3 раза нарисуй ее двумя руками сразу.
Упражнения «Зарядка для мозга» можно выполнять перед учебными занятиями, в перерывах между ними, после уроков.
УДАЧИ В ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ!