ТЕМА 4: НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ




 

Пренатальное (перинатальное) развитие - дородовое, внутриутробное развитие индивида, во время которого происходит развертывание унаследованного им потенциала.

 

¾ Индивидуальная история человека начинается не с момента рождения, а от его зачатия. Ведь за девять месяцев внутриутробного периода происходят не только фундаментальные качественные и количественные физические, физиологические изменения будущего новорожденного, но и интенсивное его психическое развитие (во второй половине беременности).

 

¾ Период от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка в среднем длится 280 дней (40 недель), но бывают отклонения (от 245 до 325 дней). Развитие детского организма проходит в течение этого времени определенные фазы: герминальную (лат. Germen - зародыш) – до 2х недель, эмбриональную и фетальную (лат. fetus - оплодотворенный) фазы. Подсчитано, что от 50 до 70% оплодотворенных яйцеклеток погибают в течение первых двух недель.

¾ Эмбриональная фаза. Она охватывает период от 2-х недель до 3-го месяца, когда происходит структурное развитие зародыша. В 3-4 недели его длина составляет 0,6 см. Будущий плод состоит из трех зародышевых листов. На втором месяце длина зародыша составляет 2,5 см, вес -2,1 г. Из трех зародышевых листов формируются ткани и начинают образовываться органы.

 

С 4-й по 8-ю неделю развития из наружного зародышевого листа формируются центральная и периферическая нервные системы, кора головного мозга, образуются эпителий - чувственная покровная ткань ушей, носа и глаз, а также кожный покров, волосы и ногти..... В это время появляются внешние признаки человека (лицо, уши, глаза, нос), в зачатках конечностей уже становится заметным разделение на отделы, формируются пальцы, которые сначала соединены перепонкой. Начинает развиваться кожная чувствительность, зародыш приобретает способность реагировать движениями на отдельные раздражители. Жизни эмбриона снова угрожает опасность, поскольку в этот период по желанию женщины врачи могут остановить его дальнейшее существование.

 

¾ Фетальная фаза (третий месяц - до рождения ребенка). В настоящее время размер плода составляет 7,6 см, вес - 30 гр. На пальцах появляются ногти, голова выпрямляется и «очерчивается» шея. Глаза закрываются благодаря сросшимся векам. Во второй половине третьего месяца появляются внешние половые органы. К концу этого месяца лицо плода становится похоже на человеческое. Начинает появляться мышечная активность, но эти слабые движения пока не ощутимы для матери. Движения плода она начинает явственно ощущать в конце четвертого месяца, свидетельствует о сформированности его мышц.

 

¾ На четвертом месяце образуются борозды и извилины головного мозга и др.

 

¾ На пятом месяце длина плода от темени до пят составляет 230 мм, вес его - почти 500 гр. и др.

 

¾ К концу шестого месяца формируются все нейроны головного мозга, глаза становятся чувствительными к свету, появляется реакция на звук. Плод способен осуществлять хватательные движения, морщиться, водить глазами, делать гримасы. Развиваются органы слуха и обоняния. В это время он весит 0,8 кг, а длина его составляет 30,5 см......

 

¾ Благодаря достижениям медицины рождения семимесячного ребенка не угрожает ее жизни, но она еще слишком мала (рост - 355 мм, масса - 1300 г).

 

¾ В течение восьмого месяца плод продолжает расти, и на девятом месяце тело приобретает окончательные формы.

 

Пренатальному розвитию свойственны определенные общие тенденции:

¾ Пренатальное развитие происходит преимущественно в направлении от головы к ногам, от центра тела к его периферии.

 

¾ Сначала плод реагирует на любые нажатия на кожу неспецифическими, общими движениями, в которых участвует все тело.

 

¾ В пренатальном периоде происходит дифференциация клеток в специализированные слои. Однако быстро наступает их интеграция в процессе образования органов и систем организма.

 

¾ Начинают возникать простые психические явления. Поскольку первые, элементарные психические (сенсорные) явления начинают формироваться у человека в конце его пренатального развития, психика будущего новорожденного является простой, но уже неразрывным единством природного и социального.

 

¾ Если на плод влияют вредные факторы, то прежде всего страдают его органы и системы, которые в данный момент находятся в так называемом критическом периоде - в состоянии повышенного деления клеток и формирования органов.

 

¾ В течение пренатального периода все жизненные потребности плода обеспечивает организм матери, который осуществляет его связь с внешней средой.

 

¾ Уже на этом этапе развития детского организма проявляются рефлекторные акты и движения плода. Специальными исследованиями установлено наличие у него зачатков тактильной, температурной, болевой, звуковой, вкусовой, обонятельной чувствительности. При повторении одного и того же раздражителя реакции плода угасают, что свидетельствует о рефлекторной их природе, возникновения внутреннего торможения в коре головного мозга.

 

¾ В последние месяцы внутриутробного существования плод может не только реагировать на различные изменения среды, но и переживать первые ощущения, в которых сочетаются сенсорные (чувствительные) и эмоциональные аспекты.

 

¾ Первым кризисом человека есть кризис рождения, во время которого происходит серьезная его конфронтация со смертью. Конечно, человек ничего об этом испытании не помнит, но ход беременности, характер родов существенно сказываются на его дальнейшей жизни.

 

¾ Процесс пренатального развития на первый взгляд может показаться строго определенной последовательностью предполагаемых событий. Однако каждый плод имеет определенные различия в размере, массе, оттенка кожи, строении, темпах развития, а также много других индивидуальных показателей.

 

¾ Самыми опасными для организма являются такие основные периоды: спермогенез - выход яйцеклетки из фолликулы яичника, оплодотворение, погружение оплодотворенного яйца в слизистый слой матки (7-8 сутки оплодотворения); период формирования отдельных органов плода и плаценты (3-8 неделя); дифференциация функций органов и систем плода (20-24-я неделя); момент рождения; период адаптации новорожденного ребенка.

 

Таким образом, получение в течение пренатального периода информации об окружающем мире, эмоциональные реакции на изменения в нем является предпосылкой сложной психической деятельности будущего человека. Поэтому образ жизни будущих родителей должен основываться на уважении к способностям еще не родившегося ребенка, которые в этот период необходимо учитывать и развивать. Уже в утробе матери плод приобретает опыт принятия и любви или отвращения и ненависти. И от того, что приходится ему почувствовать, зависит его будущее ТЕМА 5: СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ ДОУ

· Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

· Занятия по сказкотерапии способствуют сохранению и укреплению психического здоровья, профилактике тревожности, агрессивности, развитию положительных эмоций, добрых чувств.

· Сказка сопровождает ребенка в течение всего детства, ее используют для того, чтобы не читать лишний раз морали, она учит поступать правильно и справедливо в любой ситуации. Она помогает развивать воображение и представлять себя в условно предлагаемых обстоятельствах на месте того или иного персонажа. Недооценивать этот факт не стоит, так как для ребенка это принципиально новый вид психической активности и основа для развития его творческих способностей в дальнейшем.

· Данные занятия дают возможность педагогам дошкольных учебных заведений творчески подходить к их использованию: менять упражнения, игры, придумывать собственные сказки, использовать разнообразные инновационные технологии, проявлять творчество и гибкость при обучении и воспитании детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

· Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

· Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями: снижения уровня агрессивности у детей устранения состояния тревожности и страхов развития эмоциональной саморегуляции установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

· Задачи метода сказкотерапии: развитие речи детей и их познавательной деятельности выявление и формирование творческих способностей снижение уровня агрессивности и тревожности развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков развитие способности преодолевать трудности и страхи укрепление отношений между ребёнком и родителями. Правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка

· Виды терапевтических сказок: по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.) для снижения гиперактивности для преодоления агрессивности направленные на работу с расстройствами поведения по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.) в случае потери любимых родственников или животных. В качестве детских терапевтических сказок используются: притча, сказка, басня, легенда или миф, былина, анекдот, детектив.

· Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка: в 3-4 года — главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка с 5 лет — вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др. с 5-6 лет — делайте сказки наполненными волшебством.

· «Один из важных компонентов психологического воздействия сказок — метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры — залог эффективности терапевтических приёмов». Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

· Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.

· Традиционно, подготовка к сказке начинается с колыбельной, потом простые детские стихи и прибаутки. Именно по этим ступенькам, уже примерно к 2-ух летнему возрасту, малыш дорастает до сказок.

· Использовать сказкотерапию можно, если малышу больше двух лет. Влияние сказки на развитие ребенка, по мнению специалистов, лежит в первую очередь в области воспитания правильных нравственных и морально-этических ориентиров. В возрасте 2-ух лет малыш еще не может в полной мере анализировать свои или чьи-то поступки и выстраивать логические цепочки, но в состоянии запоминать услышанное и делить его на категории, естественно, при помощи взрослого человека.

· Чуть ли самый важный плюс сказок – это первичная социализация. Этот непонятный психологический термин расшифровывается достаточно просто: мир двухлетнего ребенка лет ограничивается кругом близких и хорошо ему знакомых людей – это родители, родственники, их друзья и соседские карапузы в песочнице. Сказка прямо говорит малышу: мир многолик, в нем есть диковинные звери, колобки, царевны и царевичи, Баба Яга и Кощей Бессмертный.

· Есть ли у сказок противопоказания? В любой, даже самой безобидной на первый взгляд сказке, есть агрессия, подлость, коварство и смерть. В данном случае только от родителей зависит то, как правильно выбрать материал и как грамотно объяснить малышу поведение того или иного героя. И не стоит бояться «идеальности» сказок: позже жизнь внесет в этот безупречный мир свои нелицеприятные коррективы, главное, чтобы первоначальные нравственные нормы, привитые сказками, остались навсегда.

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил:

¾ простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки.

¾ следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;

¾ содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;

¾ содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;

¾ передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;

¾ знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

¾ сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.

¾ сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.

¾ сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным: главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно — возрасту и характеру далее — описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой далее — описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи) далее — поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации) в конце — осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: