Проблемы развития отрасли в новых условиях хозяйствования




 

Российская угольная промышленность во все времена бесперебойно обеспечивала экономику и население страны высококалорийным универсальным топливом, оставаясь одной из важнейших базовых отраслей народного хозяйства. Уголь является источником производства электрической и тепловой энергии, в том числе для коммунально-бытовых нужд, незаменимым технологическим сырьем для металлургической, химической и других отраслей промышленности. В отдельных крупных регионах страны, таких как Дальний Восток, роль угля в жизнеобеспечении является решающей. Его доля в региональном топливном балансе достигает 80-90 процентов. Независимость России в определенной степени строится на развитии и повышении эффективности работы топливно-энергетического комплекса, составной частью которого является угольная отрасль, представляющая собой сложный многоотраслевой производственно-технологический комплекс, осуществляющий добычу, переработку, реализацию угля, шахтное строительство, геологоразведочные работы, производство горно-шахтного оборудования.

По разведанным запасам Россия занимает третье место в мире после США и Китая. На долю Российской Федерации приходится около 6% мирового экспорта угля. В этом она уступает Австралии, США, Канаде, ЮАР, Польше. География экспорта российских углей охватывает 21 страну. В структуре минерально-сырьевой базы более 71% занимают топливно-энергетические ресурсы, представленные углем, газом и нефтью. При этом энергетический потенциал сырьевой базы российской угольной промышленности существенно превышает нефтегазовый. При современных уровнях добычи природного газа хватит на 50 лет, нефти - на 90 лет, угля - на 800 лет. На угольном топливе производится 56% электроэнергии в США, 58% - в Германии, от 70 до 90% - в Китае, Австралии, Дании и Польше. В России доля угля составляет чуть более одной четверти. В 2000 г. в структуре топливного баланса России на данный вид сырья приходилось менее 18%.

Энергетическая стратегия России, основанная на "газовой паузе", в силу объективного истощения запасов газа может продлиться не более 6-8 лет, так как 80% его извлечения обеспечивается на месторождениях с падающей добычей. Традиционное его использование в качестве топлива для электростанций, потребляющих около 130 млрд. кубических метров в год, становится проблематичным. Использование угольного топлива имеет объективные преимущества, в первую очередь, связанные с более надежной минерально-сырьевой базой.

В период 1950-1975 годов производственные мощности угольной промышленности наращивались достаточно высокими темпами и использовались с максимально возможной нагрузкой. В 1980-1988 годах добыча угля стабилизировалась на уровне 400 млн. тонн в год.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1992 года № 1702 на основе государственных предприятий угольной отрасли путем преобразования было создано, с учетом дочерних, около 500 акционерных обществ. Большинство из них, за счет консолидации государственных пакетов акций, вошли в качестве дочерних в состав 60 крупных акционерных обществ. К началу реструктуризации угольной отрасли на территории России в 1993 году действовало:

- 205 шахт (административных единиц), из которых 42 - в Восточном Донбассе; 68 - Кузнецком бассейне; 18 - Печорском; 11 - Кизеловском; 20 - Подмосковном; 13 - на Дальнем Востоке; 11 - Сахалине; 10 - Урале. Подземным способом было добыто 127 млн. тонн угля;

- 65 разрезов в Кузнецком, Канско-Ачинском и Южно-Якутском бассейнах, на месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Открытым способом добыто 170 млн. тонн угля.

После сокращения объемов добычи и либерализации цен с 1992 года на продукцию производственно-технического назначения, а также отмены перераспределения прибыли между угольными предприятиями, которые стали самостоятельными субъектами рыночных отношений, убыточность отрасли выросла в 10 раз. В 1993 году в процесс реструктуризации угольной промышленности России включился Международный банк реконструкции и развития (далее - МБРР). Правительство Российской Федерации предусматривало переориентацию ассигнований с финансирования угледобычи на финансирование реструктуризации угольной отрасли, в том числе на ликвидацию убыточных и неперспективных шахт и разрезов, социальную защиту высвобождаемых работников и обеспечение рентабельности угледобывающих предприятий.

В 1995 году уровень фактической добычи угля в России стал угрожать устойчивости национальной энергетической безопасности, а в последующие 1996-1999 годы он опустился ниже критического порогового значения.

Нарастание негативных количественных и качественных тенденций в угольной промышленности сопровождалось ухудшением горно-геологических условий, повышением газообильности шахт, уменьшением мощности разрабатываемых пластов, ухудшением качественных характеристик добываемых углей. Продажа федеральных пакетов акций рентабельных и перспективных угледобывающих компаний подразумевала переход на коммерческие принципы финансирования инвестиций в угольную промышленность. Государственная поддержка на техническое перевооружение и реконструкцию предусматривалась на возвратной и платной основе, что явилось серьезным препятствием в вопросах финансирования технического перевооружения, строительства новых и реконструкции действующих предприятий. Приоритеты расходования средств федерального бюджета были направлены не на ввод производственных мощностей, как это предусматривалось "Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности России" (строительство 14 шахт и 11 разрезов общей проектной мощностью по добыче угля 73,4 млн. тонн), а на финансирование статей расходов по ликвидации предприятий и социальной защите высвобождаемых работников.

Если до начала реформирования угольной промышленности в 1992 году добыча угля в Российской Федерации достигла 335,8 млн. тонн, в том числе 203,4 млн. тонн каменного угля, то к 2000 году сократилась соответственно до 257,9 и 170,7 млн. тонн, что соответствует уровню 1960 года. Сокращение добычи произошло практически во всех основных угледобывающих бассейнах - Канско-Ачинском, Донецком, Кузнецком и Печорском. За период с 1993 по 2000 год было введено новых мощностей по добыче угля 15,5 млн. тонн, а выведено - 160,8 млн. тонн, в том числе в 2000 году - 83,45 млн. тонн.

Структура открытых акционерных обществ неоднократно преобразовывалась путем слияния, выделения или присоединения. Количество структурных единиц (шахт, разрезов, вспомогательных организаций) находилось в постоянном движении. Так, на начало 1994 года действовали 251 шахта и 80 разрезов. В 1996 году - 243 шахты и 85 разрезов, 68 обогатительных и 1 брикетная фабрика, 260 строительно-монтажных трестов и управлений, 19 заводов угольного машиностроения, сеть предприятий торговли и общественного питания, более 300 подсобных сельских хозяйств, в том числе 53 - на самостоятельном балансе. В организациях отрасли было занято 664,9 тыс. человек, в том числе промышленно-производственный персонал на шахтах и разрезах - 342 тыс. человек. Все шахты и разрезы отрасли в порядке снижения их технико-экономического уровня и падения спроса на угольную продукцию были разделены на три принципиально разные группы: к перспективным отнесены 47 шахт и 19 разрезов, стабильным - 103 шахты и 45 разрезов и неперспективным - 85 шахт и 2 разреза.

За период реструктуризации Правительство Российской Федерации намеревалось с использованием средств федерального бюджета ликвидировать не менее 140 убыточных шахт и разрезов суммарной мощностью 49 млн. тонн в год и числом занятых около 140 тыс. человек. Активный процесс сокращения угледобывающих мощностей происходил не только за счет закрытия убыточных шахт, отнесенных к группе неперспективных, но и на стабильно работающих и перспективных предприятиях за счет износа основных фондов и невозможности его обновления ввиду отсутствия достаточных инвестиционных ресурсов. На 1 января 2001 года в перечень по ликвидации вспомогательных организаций, особо убыточных и неперспективных шахт и разрезов было включено 249 организаций, в том числе 173 шахты и 12 разрезов. Из указанного количества предприятий прекращена добыча угля на 170: 163 шахтах и 7 разрезах. Техническая ликвидация завершена на 153 предприятиях.

Одной из самых серьезных проблем угольной отрасли, обострившейся в ходе реструктуризации, до настоящего времени является трудоустройство высвобождаемых рабочих и инженерно-технического состава. В большинстве шахтерских городов и поселков, в которых угольные предприятия являются градообразующими, уровень безработицы превысил критическую величину в 10%, установленную методикой Международной организации труда. В половине угольных регионов безработица превысила 30 процентов.

В период 1993-1996 годов постоянно нарастали негативные тенденции в угольной отрасли, что привело к значительному снижению объемов добычи угля, ухудшению финансового состояния предприятий, к задержкам выплаты заработной платы, задолженность по которой к концу 1996 года превысила 2,5 млрд. рублей (от 3 до 6 месяцев). Задолженность федерального бюджета составляла 1,9 млрд. рублей, неплатежи потребителей - 7,4 млрд. рублей. В 1998-1999 годах задержки в выплате заработной платы составляли 5,5 месяца и только к 2000 году сократились до 1,7 месяца. Особенно обострился кризис в Приморском крае, в котором не обеспечивалось создание запасов топлива на электростанциях АО "Дальэнерго" и АО "Приморская ГРЭС" для прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок в 1996-1997 годах. Для снятия социальной напряженности в Приморский край начали поставляться угли Кузнецкого бассейна.

В процессе реализации в 1994-1998 годах мероприятий по реструктуризации угольной отрасли возникла ситуация, угрожающая сырьевой независимости металлургического комплекса в части его снабжения коксующимися углями отечественного производства.

Технологическая структура металлургического комплекса тесно связана с угольными поставками, требует высоких энергетических затрат на единицу продукции, характеризуется высокой себестоимостью, заставляющей использовать демпинг или предлагать на экспорт стальные заготовки. Ухудшение структуры шихтуемых в процессе коксования углей привело к снижению качества продукции и увеличению производственных затрат в черной металлургии. Это может отразиться в дальнейшем на увеличении закупок отдельных марок углей по импорту. Проблемы отрасли тесно связаны с не решенными до конца социально-экономическими вопросами угледобывающих регионов, запущенным состоянием социальной сферы многих шахтерских городов и поселков, необходимостью обеспечения занятости и поддержки высвобождаемых работников.

Всего в России добыто 257,9 млн. тонн угля, в том числе предприятиями, входящими в систему Минэнерго России - 254,2 млн. тонн, или 98,6% общероссийской добычи, из них 164,8 млн. тонн открытым способом. При этом коксующихся углей было добыто 59,9 млн. тонн с ростом против уровня 1999 года на 3,4 млн. тонн, что обусловлено возросшим спросом со стороны предприятий черной металлургии.

Основные показатели работы топливно-энергетического комплекса страны свидетельствовали о снижении уровня добычи газа и смещении приоритета в сторону увеличения добычи угля. Однако анализ выполнения программных документов показывает, что народное хозяйство Российской Федерации только в 2000 году недополучило необходимой угольной продукции не менее 17-22 млн. тонн. Потребление угля в 2000 году в целом по России составило 237,5 млн. тонн, в том числе по РАО "ЕЭС России" - 131,5 млн. тонн, что на 12,1 млн. тонн выше уровня 1999 года.

К началу реструктуризации угольной отрасли более половины действующих предприятий имели фактический срок службы не менее 40 лет и только 18 работали не более 20 лет. Из имеющегося в наличии шахтного фонда без проведения реконструкции на протяжении длительного периода эксплуатировалось 46 процентов. Из числа действующих в 2000 году шахт 18 относятся к категории опасных по внезапным выбросам, 79 - по пыли, 38 - по горным ударам, а 27 - к сверхкатегорийным.

Крайней неравномерностью характеризуется освоение производственных мощностей в разрезе угольных бассейнов. Если в целом по Минэнерго России оно достигло в 2000 году 95,7%, из них на шахтах - 90,1% и разрезах - 99,1%, то на предприятиях Донецкого угольного бассейна этот показатель составил 69,1%, Печорского - 87,1 %, Канско-Ачинского - 94,5 процента. В отдельных угледобывающих организациях его значение колеблется от 26,5% (ОАО "Тулауголь") до 208% (разрез "Солтонский").

Существенная часть имеющегося оборудования, машин и механизмов эксплуатировалась значительно дольше нормативных сроков. Финансовое положение предприятий не может обеспечить их своевременное обновление.

В настоящее время 80% добычи углей для коксования производится подземным способом, на сокращение которого направлено основное внимание при реструктуризации отрасли.

В указанном периоде прекратили работу или перешли в частную собственность 36 обогатительных и одна брикетная фабрика общей мощностью 37,2 млн. тонн и 18 предприятий по рассортировке и выпуску крупно-средних сортов углей.

В результате реструктуризации угольной отрасли в 1994-2000 годах были прекращены работы по добыче угля на 170 угледобывающих предприятиях с суммарной производственной мощностью 56,9 млн. тонн в год. Потеря добычи в связи с их ликвидацией составила 20,1 млн. тонн, или 37,5% от общего объема. В данных потерях доля шахт Кузбасса составляет 42,2%, Печорского бассейна - 11,4% и Восточного Донбасса - 19,2 процента. Особо тяжелое положение имело место в Ростовской области и ОАО "Дальвостуголь", где в 1999 году объемы добычи угля снизились в сравнении с 1998 годом соответственно на 10,2% и 31,7%, что поставило под угрозу устойчивое обеспечение тепловых электростанций и населения этих регионов, а также Северного Кавказа. Общий спад добычи донецкого антрацита на 0,66 млн. тонн, в том числе за счет ликвидации предприятий на 0,17 млн. тонн, также оказал отрицательное влияние на обеспечение отдельных районов топливом, особенно населения и коммунально-бытового сектора. В последние годы угольная промышленность работала за счет потенциала, накопленного в период значительной помощи государства.

В процессе структурной перестройки угольной отрасли инвестиции в развитие отрасли, наращивание ее производственного потенциала практически не вкладывались, в результате этого не реализованы меры по техническому перевооружению действующего производства и строительству новых шахт и разрезов. Инвестиции из федерального бюджета на условиях возвратности и платности в 2000 году составили 132 млн. рублей, при этом средства государственной поддержки в сумме 465,9 млн. рублей, предусматриваемые на инвестиционную деятельность в виде бюджетных кредитов на условиях возвратности и платности, не востребованы.

К началу 2001 года практически полностью были завершены работы по ликвидации шахт в Подмосковном и Кизеловском угольных бассейнах. В заключительной стадии находились аналогичные работы на предприятиях, расположенных в Кузнецком, Печорском, Донецком бассейнах, Приморском крае, Сахалинской, Иркутской, Читинской областях и Республике Саха (Якутия). За 2001-2002 годы предполагается закрыть еще 14 угольных предприятий, обладающих суммарной производственной мощностью 7,7 млн. тонн. Таким образом, закономерным итогом деятельности в этом направлении может явиться потеря добычи в объеме не менее 2,6 млн. тонн углей. К 2005 году закрылись шахты в Челябинской и Читинской областях. Кроме того, 2 шахты "Чертинская" (ОАО "Беловоуголь") и "Томская" (ОАО "Кузнецкуголь") с суммарной мощностью 2,1 млн. тонн включены по предложению угольных компаний в список закрываемых.

Минерально-сырьевой комплекс России формировался в условиях единой централизованной системы управления экономикой страны. При этом отдельные звенья единой технологической цепочки - подготовка запасов, добыча, первичная переработка минерального сырья и получение конечного продукта - были пространственно разорваны. В результате проведенной в 1995-1996 годах экспертной переоценки активные разведанные запасы угля, учтенные государственным балансом запасов, сократились почти на одну треть. Общие геологические ресурсы угля в России составляют 5335,3 млрд. тонн, или 36% от мировых. Балансовые запасы углей на 1 января 2001 года по категориям А+В+С1 составили 200,2 млрд. тонн, по категории С2 - 796 млрд. тонн. Около 90% всех запасов сосредоточено на азиатской, 10% - на европейской части Российской Федерации.

Одним из ключевых элементов устойчивости национальной экономической безопасности является стабильность минерально-сырьевого обеспечения отрасли. В последние годы усилилось отставание воспроизводства запасов топливно-энергетических ресурсов по отношению к их добыче, прирост разведанных запасов не компенсирует текущую добычу. Работы по геолого-промышленной оценке сырьевой базы действующих угледобывающих предприятий и переоценке сырьевой базы практически свернуты. Эта проблема переросла ведомственные рамки, перешла в разряд стратегической и общенациональной. В европейской части страны для строительства новых угледобывающих предприятий практически отсутствует возможность применения открытого способа разработки.

Ряд крупных разведанных угольных месторождений значительно удален от сети железных дорог (например, Кангаласское - 800 км и Эльгинское - 360 км в Якутии). В этой связи их промышленное освоение остается сложным. По этой причине приоритет в проведении геологоразведочных работ должен принадлежать обеспечению эффективной угледобычи на действующих и строящихся шахтах и разрезах. Дальнейшее увеличение добычи угля до 300 млн. тонн, как это предусмотрено энергетической стратегией России, без ввода в эксплуатацию новых мощностей и обновления активной части основных фондов на действующих предприятиях представляется нереальным.

Современное состояние ресурсного, организационного и технико-технологического обеспечения угольной промышленности требует комплексного подхода и решения на уровне Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" установлено, в частности, что уголь и продукция его переработки являются наиболее надежными и социально значимыми энергоносителями. Организация его добычи характеризуется высокой капиталоемкостью, инерционностью производственного цикла, требует периодической реконструкции. Данным Законом определено, что реструктуризация угольной отрасли - это коренная перестройка производственной базы организаций по добыче (переработке) угля в целях создания эффективно работающих организаций и решения социально-экономических проблем. Указанным Законом установлено также, что Российская Федерация и соответствующие субъекты Российской Федерации в целях обеспечения конкурентоспособности угля на внутреннем и внешнем рынках должны оказывать государственную финансовую поддержку предприятиям угольной отрасли, направленную, в том числе, на:

- воспроизводство производственных мощностей, расширение, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий;

- обеспечение деятельности нерентабельных организаций, продукция которых незаменима по технологическим параметрам или обеспечивает потребность регионов, в которые по экономическим условиям доставка другого топлива нецелесообразна;

- обеспечение функционирования угледобывающих организаций в период временного снижения потребности в угле;

- приведение производственных мощностей по добыче угля в соответствие с потребностями топливно-энергетического баланса государства, его общеэкономическими и социальными целями.

Однако изложенное свидетельствует, что этот Закон выполняется не в полной мере.

Выводы:

1. При современном уровне добычи угля хватит на 800 лет. Ряд крупных разведанных угольных месторождений значительно удален от сети железных дорог. В этой связи их промышленное освоение остается сложным. По этой причине приоритет в проведении геологоразведочных работ должен принадлежать обеспечению эффективной угледобычи на действующих и строящихся шахтах и разрезах. В европейской части страны на новых угледобывающих предприятиях практически отсутствует возможность применения открытого способа разработки.

2. Реструктуризация угольной промышленности в России началась в 1993 году. Практически одновременно в этот процесс включился Международный банк реконструкции и развития. За 1996-1999 годы он предоставил Российской Федерации на структурную перестройку угольной промышленности бюджетозамещающие займы в размере 1050 млн. долларов США, что составило 4% от всех финансовых ресурсов угольной отрасли, увеличив расходы на обслуживание внешнего долга. При этом МБРР предложил обязательные для исполнения рекомендации, направленные на закрытие шахт, разрезов и других производств, приватизацию конкретных предприятий, продажу государственных пакетов акций, а также регулирование и распределение федеральных бюджетных средств государственной поддержки угольной промышленности по направлениям, включая их пропорции. Условия выделения угольных займов ограничили возможности государственного регулирования процессами наращивания угледобычи и потребления этого вида топлива.

3. До начала реформирования угольной промышленности, в 1992 году добыча угля в Российской Федерации достигала 335,8 млн. тонн. В 1995 году уровень его фактической добычи стал угрожать устойчивости национальной энергетической безопасности России, а в последующие 1996-1999 годы он опустился ниже критического порогового значения. В 2000 году добыча составила 257,9 млн. тонн, что соответствует 1960 году.

4. С начала проведения реструктуризации общее выбытие мощностей по добыче угля составило 160,8 млн. тонн. В этих потерях доля шахт Кузбасса составляет 42,2%, Печорского бассейна - 11,4% и Восточного Донбасса - 19,2 процента. Особо тяжелое положение имело место в Ростовской области и на Дальнем Востоке.

5. Активный процесс сокращения угледобывающих мощностей происходит не только за счет закрытия особо убыточных шахт, но и на стабильно работающих и перспективных предприятиях за счет износа основных фондов, невозможности их обновления ввиду отсутствия достаточных инвестиционных ресурсов. Динамика ввода и выбытия производственных мощностей показывает, что в связи с отставанием горно-капитальных работ, высоким износом горно-шахтного оборудования, отсутствием достаточных средств на обновление основных фондов, в ближайшей перспективе рассчитывать на существенное увеличение добычи угля практически невозможно.

6. В процессе реализации мероприятий по реструктуризации угольной отрасли возникла угроза потери сырьевой независимости металлургического комплекса в части его снабжения коксующимися углями отечественного производства. Предложения на рынке сбыта не полностью удовлетворяют потребности предприятий электроэнергетики. Отдельные марки углей, поставляемые на экспорт, являются дефицитными на внутреннем рынке. Более того, низкие цены на внутреннем рынке стимулируют экспорт. Вместе с тем увеличение экспорта российской стали приводит к косвенному экспорту коксующихся углей, дотируемых государством.

7. Шахтный и карьерный фонды изношены на 53,6%, используемое оборудование не соответствует мировому уровню. В 2000 году была прекращена добыча и начаты работы по ликвидации 8 шахт и 3 разрезов общей производственной мощностью 7,9 млн. тонн в год угля и объемом добычи 2,6 млн. тонн.

8. С 2001 года Правительство Российской Федерации использует государственные средства для поддержки частного сектора угольной промышленности. К ним, в частности, относится компенсация за счет средств федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 3 лет для реализации инвестиционных проектов.

9. Проведение реструктуризации сопровождалось постоянным изменением организационной структуры управления угольной промышленностью, что не могло не сказаться отрицательным образом на качестве подготовки и реализации управленческих решений.

10. Недостатком проводимой реструктуризации угольной промышленности является несоответствие между высвобождаемой численностью промышленно-производственного персонала и количеством новых рабочих мест, создаваемых угольными компаниями и местными органами управления по региональным программам социально-экономического развития. При общем сокращении численности работающих на 157,8 тыс. человек было создано только 28 тыс. новых рабочих мест.


Заключение

 

Угольная промышленность России представлена 153 действующими шахтами, 184 разрезами, 53 обогатительными и брикетными фабриками. Общая добыча угля за 2004 год составила 287,5453 млн. т., в том числе подземным способом 105,4848 млн. т. По сравнению с 2003 годом общая добыча угля возросла на 17,2 млн. т.

За 2004 год состояние промышленной безопасности на предприятиях угольной промышленности значительно ухудшилось. Если в 2003 году было зарегистрировано 30 аварий, то в 2004 году 35, т. е. на 16,6 % аварийность увеличилась. Наибольшее количество аварий 25 из 35 произошло на предприятиях, подконтрольных Управлению по Кемеровской области. Допущен рост аварийности на предприятиях, подконтрольных межрегиональному Управлению по Красноярскому краю.

В рамках реструктуризации угольной промышленности, начатой в 1994 г., процесс ликвидации (консервации) угольных предприятий продолжается, при этом количество закрывающихся предприятий значительно превышает количество строящихся. Министерством промышленности и энергетики РФ в 2004г. был утвержден перечень особо убыточных шахт и разрезов, подлежащих ликвидации, - 189 угольных предприятий.

Проводимая реструктуризация угольной отрасли фактически сведена к закрытию неперспективных и особо убыточных предприятий и коренным образом на улучшении состояния промышленной безопасности на перспективных, стабильно работающих шахтах и разрезах не сказалась. Состояние промышленной безопасности напрямую связано с продолжающимся процессом старения основных фондов угольных предприятий, с низкой технологической дисциплиной, несанкционированными действиями исполнителей работ, слабыми знаниями персоналом требований и приемов безопасного ведения работ и др.


Список используемой литературы

 

1. Арбатов А. Минерально-сырьевая база страны//Экономист. – 2000. – №2

2. Бутов В.И. и др. Основы региональной экономики: Учеб. Пособие. – М.: Ростов-на-Дону, 2000. – 448 с.

3. Гавриков А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 239 с.

4. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: ЗАО «Издательский дом «Экономическая литература»», 2002. – 590 с.

5. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление): Учеб. пособие.–М.: «Тесса», Ростов н/Д.: изд. центр МарТ, 2000.–416 с.

6. Кожуховский И. Реструктуризация угольной промышленности// Вопросы экономики. – 2000. - №1

7. Клавдиенко Е. Государственное регулирование в экономике// Проблемы теории и практики управления. 2005, №6, с. 29-37

8. Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами// Общество и экономика. 2003, №9, с. 5-76

9. Программа Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие Российской Федерации»// Вопросы экономики. 2005. №4

10. Размещение отраслей народного хозяйства Российской Федерации: Учеб. пособие/ Под ред. Т.Г. Морозовой; ВЗФЭИ. – М.: Экономическое образование 2002. – 64 с.

11. Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 519 с.

12. Савелова Н.А., эксперт информационно-аналитического центра реструктуризации угольной отрасли Состояние угольной отрасли (аналитическая записка по результатам проверок) – Аналитический вестник, выпуск №16


Таблица 1 – Основные показатели работы угольной промышленности

                 
Число действующих организаций (на конец года)                
Объем промышленной продукции, млн. руб.                
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году 98,0 95,0 95,0 109,6 105,0 105,4 96,4 108,2
Среднегодовая численность персонала, тыс. чел.                
Финансовый результат, млн. руб.   -153 -2704 -1841 -255   -3003 -8686
Уровень рентабельности реализованной продукции, % 1,6 2,3 0,4 0,7 3,2 8,7 4,7 1,6
Затраты на 1 руб. продукции, в % к предыдущему году 6,5 -2,6 1,1 -2,8 -1,8 -5,1 5,4 1,4

 

Таблица 2 – Добыча угля по видам

                 
Всего                
- каменный уголь                
- уголь для коксования 55,3 52,4 52,0 59,8 62,3 66,0 63,6 69,7
- антрацит 17,3 13,6 10,4 9,9 9,7 9,7 9,0 7,9
- бурый уголь 90,2 85,2 78,8 83,5 86,2 83,0 74,2 79,4
Удельный вес объема добычи каменного угля в общем объеме добычи угля, % 64,9 65,2 66,0 66,5 66,6 69,2 71,0 71,3

 

Таблица 3 – Добыча угля по способам добычи

                 
Всего                
- подземным способом                
- открытым способом                
Удельный вес добычи угля открытым способом в общем объеме добычи                
Удельный вес добычи механизированными комплексами из очистных забоев                

Таблица 4 – Добыча угля по регионам РФ

                 
ВСЕГО                
Центральный федеральный округ 2,6 2,1 1,3 0,9 0,8 1,1 0,8 0,5
- Калужская обл. 0,1 0,07 0,03 0,03 0,05 0,05    
- Смоленская обл. 0,07 - - - - - - -
- Тверская обл. 0,04 - - - - - - -
- Тульская обл. 2,4 2,1 1,3 0,9 0,8 1,0 0,8 0,5
Северо-Западный Ф.О. 22,2 21,4 18,8 19,6 18,8 19,1 13,1 13,8
- республика Коми 21,7 21,0 18,5 19,2 18,4 18,8 12,9 13,5
- Мурманская обл. 0,5 0,4 0,3 0,4 0,4 0,3 0,2 0,3
Южный Ф.О. 16,8 14,1 10,9 10,1 9,7 9,5 8,4 6,9
Приволжский Ф.О. 2,3 1,6 0,7 0,5 0,2 0,06 0,2 0,2
Уральский Ф.О. 9,4 8,6 7,4 7,0 6,7 5,1 4,6 4,7
Сибирский Ф.О.                
Дальневосточный Ф.О. 32,4 32,7 27,8 29,4 28,4 28,2 30,1 30,7

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: