Принципы и условия безналичных расчетов




 

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов в том числе принципов их организации. Рассмотрим основные из них.

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

Данный принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке, установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников.

Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка участнику расчетов, — это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

Третий принцип — принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.

К данным принципам следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.

Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель заинтересован не в зачислении на свой счет денежных средств в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок.

Срочный платеж может совершаться:

- до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж),

- немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика;

- через определенный срок после завершения торговой операции на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

На практике могут встречаться досрочные, отсроченные и просроченные платежи.

Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.

Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т. е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа.

Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса.

Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.

Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:

- банк хранит денежные средства предприятий на счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;

- средства со счетов предприятий списываются по распоряжению их владельца;

- списание денежных средств с расчетного счета предприятия производится без его согласия (принудительно) лишь при платежах финансовым органам по просроченным налогам, по приказам арбитража и судебным искам;

- все платежи со счетов предприятий осуществляются в очередности;

- формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашениями, отдельными договоренностями);

- взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений;

- претензии к банку, связанные с выполнением банковских операций, направляются предприятием в банк, допустившим нарушения; - подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету;

- за несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета владелец вправе требовать от банка уплаты в свою пользу штрафа в размере 0,5% от суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и клиентом.

В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. В безакцептном порядке оплачиваются счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций[14].

1.7 Формы безналичных расчетов

 

В настоящее время используются разные формы безналичных расчетов, при которых применяются различные банковские расчетные документы:

- платежные поручения;

- платежные требования;

- платежные требования — поручения;

- аккредитивы;

- расчетные чеки и др.

Банки не вправе отказывать клиентам в приеме платежных требований. Все расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от их суммы.

Рассмотрим основные формы безналичных расчетов.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денег с его счета и зачисление их на счет получателя.

Оно применяется в основном по нетоварным операциям, для перечисления в бюджет налогов, удержанных из оплаты труда работников, для оплаты счетов организаций связи за услуги, для расчетов с органами имущественного, социального и медицинского страхования и в других случаях.

Расчеты с помощью платежных поручений осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, которые могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

- авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара или предоставления (оказания) услуг;

- после отгрузки товара или оказания услуг, т. е. путем прямого акцепта товара или выполненных услуг (работ);

- частичные платежи при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Они, как и другие банковские документы, заполняются на компьютере или пишущей машинке без исправлений и подчисток, печатаются на бланке формы 0401060 в количестве от 3 до 5 экземпляров в зависимости от того, в каком банке находится расчетный счет. При оформлении платежного поручения следует правильно указывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит скорость и точность перечисления сумм по назначению). При заполнении поручения в реквизитах плательщика и получателя перед их наименованиями обязательно должны указываться идентификационные номера налогоплательщиков. Идентификационные номера налогоплательщиков не указываются в тех случаях, когда получателями или плательщиками являются учреждения Центрального Банка России, нерезиденты.

При расчетах платежными поручениями в нижней части бланка необходимо четко указывать назначение платежа. В каждом конкретном случае нужно писать "Предоплата" или "Товар получен". При этом следует указывать: за что, по какому документу, от какого числа. Еще ниже ставятся подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия. Работник банка принимает платежное поручение к исполнению, проверяет правильность заполнения, ставит штамп на все экземпляры, а последний возвращает бухгалтеру для отражения данной операции на предприятии по счету 51.

При расчетах платежными поручениями расчеты у поставщиков отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 45 "Товары отгруженные", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 90 "Продажи" и др. Покупатель использует счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 51 "Расчетные счета" и др.

Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

При расчетах платежными поручениями документооборот существенно сокращается. В то же время эта форма расчетов не гарантирует поставщику своевременного платежа.

Образец платежного поручения предоставлен в приложении В.

При равномерных и постоянных поставках расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием платежных поручений, а также других расчетных банковских документов.

При этой форме расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, отпуску товаров или оказанию услуг, а путем периодического перечисления денежных средств в сроки и в размерах, заранее согласованных сторонами. Плановые платежи применяются как при одногородних, так и при иногородних расчетах и могут производиться платежными поручениями, платежными требованиями, переводами или расчетными чеками. Суммы каждого планового платежа устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из периодичности платежей и объема закупок (поставок) продукции, товаров или оказания услуг. Перерасчеты производятся в порядке, обусловленном в соглашении (договоре)[15].

Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения-требования), так и плательщиком (поручения, чеки). Стороны периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняют один раз в 5, 10 или 15 дней, но не реже чем через 30 дней.

Расчеты в порядке плановых платежей позволяют значительно уменьшить объем учетной и финансовой работы, поскольку отпадает необходимость контроля за оплатой каждого отдельного платежного документа.

Расчеты в порядке плановых платежей покупатели отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", поставщики - на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

На стоимость отпущенной продукции по оптовым ценам поставщик делает следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет 1 "Выручка".

Фактическую себестоимость реализованной продукции списывают следующей проводкой:

Дебет 90 субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 43.

Выручку, поступившую в порядке плановых платежей, оформляют следующей записью:

Дебет 51 или других счетов Кредит 62.

Платежные требования используются организациями для расчетов за продукцию и услуги, расчетов с бюджетом, органами социального страхования и др. Их можно применять в одногородних и иногородних расчетах.

Платежное требование представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.

Платежное требование передается в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Вместе с тем оно может выписываться и для предварительной оплаты счетов поставщиков.

Под предварительной оплатой понимают оплату товаров или оказанных услуг, готовых к отгрузке (оказанию), получателем немедленно после получения платежа и отгружаемых (оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа.

Платежные требования оформляют, как правило, на сумму не менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичному расчету.

Платежи менее этой суммы осуществляют обычно почтовыми переводами. Не ограничивается сумма переводов на имя отдельных граждан причитающихся лично им средств на имя других организаций, где нет кредитных учреждений.

При расчетах платежными требованиями операции по расчету у поставщиков и покупателей отражают на счетах бухгалтерского учета таким же образом, как и при расчетах, платежными поручениями.

Образец платежного требования приведен в приложении Г.

Платежное требование-поручение представляет собой письменное требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и транспортно-отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции выполненных работ или оказанных услуг.

Поставщик, выписав платежное требование-поручение вместе с транспортно-отгрузочными документами (три экземпляра), направляет их в банк покупателя. Банк покупателя, получив документы, передает плательщику платежные требования-поручения, оставляя транспортно-отгрузочные документы в картотеке № 1 плательщика.

Плательщик обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.

При согласии полностью или частично произвести оплату руководитель и главный бухгалтер организации-плательщика подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.

Допускается передача платежного требования-поручения поставщиком непосредственно покупателю (плательщику). Плательщик (руководитель и главный бухгалтер) подписывает все экземпляры платежного требования-поручения, ставит оттиск печати и передает в свое отделение банка для оплаты, указывая сумму прописью,

При необходимости телеграфного авизования платежа поставщиком на всех экземплярах требования-поручения проставляется надпись "Платеж перевести телеграфом". Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней после получения документов. Оплаченное платежное требование-поручение банк плательщика отправляет в банк, обслуживающий поставщика[15].

Аккредитив - поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитивов или покупателю выдается ссуда. Это менее предпочтительная форма расчетов для покупателя, так как, он лишается сумм денежных средств еще до отгрузки материалов поставщиком. Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком на срок 15 дней, в отдельных случаях банк может установить иной срок. При частичном использовании суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет. Особенно предпочтительна эта форма расчетов в условиях переходного периода к рыночным отношениям, так как создает возможность скорейшего получения платежа поставщиком после исполнения своих обязательств.

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжения исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств.

Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.

Аккредитив учитывают на счете 55 – "Специальные счета в банках", субсчет 1 "Аккредитивы".

Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет 55 субсчет 1 "Аккредитивы" Кредит 51.

Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись:

Дебет 55 субсчет 1 "Аккредитивы" Кредит 66.

Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:

Дебет 60 Кредит 55 субсчет 1 "Аккредитивы".

Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации-покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.

К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.

Пример аккредитива представлен в приложении Д.

Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).

Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены.

При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает его представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 "Специальные счета в банках", субсчет 2 "Чековые книжки", с кредита счетов 51 "Расчетные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и других подобных счетов[14].

Образец заполнения чековой карточки представлен в приложении Е.

 

1.8 Особые ситуации по учету денежных средств на расчетном счете

 

На практике достаточно дискуссионным является вопрос относительно отражения в карточке лицевого счета налогоплательщика сумм денежных средств, списанных с расчетного счета налогоплательщика, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов сумм налога. Такая ситуация зачастую возникает по так называемым зависшим платежам. Несмотря на многочисленные решения арбитражных судов о том, что непоступление в бюджет денежных средств по уплаченным налогам ("зависшим платежам") не должно учитываться как неисполнение обязанности по уплате налога, налоговый орган полагает, что это не уменьшает показатель недоимки в карточке лицевого счета.

При разрешении данного вопроса налоговые органы руководствуются подзаконными нормативно-правовыми актами. В настоящее время карточка лицевого счета называется карточкой "Расчеты с бюджетом" (далее — "РСБ"). Карточка "РСБ" местного уровня предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом плательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности. Так, порядок ведения карточки расчетов с бюджетом установлен Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утв. Приказом[8]. Согласно этим рекомендациям налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемых налоговыми органами.

Процедура отражения в карточке "РСБ" "зависших платежей" регламентируется Приказом[9]. В соответствии с п. 1.4 этого Приказа по денежным средствам в размере более 5 млн. рублей, списанным с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленным на счета по учету доходов бюджетов, документы направляются в Управление ФНС по субъектам РФ, по решению которых указанные денежные средства отражаются в лицевом счете налогоплательщика следующим образом:

— указывается дата списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика;

— вводится запись "списана с расчетного счета налогоплательщика, но не зачислена на счета по учету доходов бюджетов сумм налога".

Кроме того, в письме, разъясняющем порядок применения вышеназванного Приказа, указывается, что по вступившим в силу решениям судебных органов, по которым истекли сроки обжалования, а также по судебным делам, прошедшим все инстанции, денежные средства, признанные судебными органами как исполненная обязанность по уплате налогов, проводятся в лицевые счета налогоплательщиков в общеустановленном порядке, а именно отражаются как "денежные средства, списанные с расчетного счета, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов"[6].

После отражения в карточке "РСБ" налогоплательщика указанных платежей налоговый орган приостанавливает принудительное взыскание указанных средств и начисление пени на эту сумму.

При разрешении данной проблемы следует руководствоваться прежде всего законодательными актами. В соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые платежи считаются уплаченными с момента, определяемого налоговым законодательством[3]. Согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Следовательно, если налогоплательщиком эти условия выполнены, но налоговые платежи в бюджет не поступили, все требования следует предъявлять кредитному учреждению. Если кредитное учреждение в последующем признается несостоятельным (банкротом), а задолженность в бюджет не поступит, то ее следует признать безнадежной и выработать механизм списания в порядке, установленном ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации [2].

Следует отметить, что вышеуказанная позиция налогового органа поддерживается отчасти и арбитражной практикой ВАС РФ. Налогоплательщики нередко для устранения нарушенных прав обращаются в суды с заявлениями об обязании налогового органа внести соответствующие изменения в карточке лицевых счетов (карточки "РСБ"). Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 мая 2005 г. N 16507/04, лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов, и потому наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Однако данное суждение является достаточно спорным. Отражение в карточке "РСБ" налогоплательщика денежных средств, списанных с его расчетного счета в уплату налога, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не уменьшает показатель "недоимка (задолженность) по налогу", поскольку показатели "задолженность" или "недоимка" отражают состояние расчетов с бюджетом, т.е. средства, не поступившие на счета по учету доходов бюджетов. Указанные средства также не отражаются в лицевом счете налогоплательщика и налоговой отчетности как поступившие в бюджет, поскольку данные о поступлении денежных средств проводятся только на основании соответствующих финансовых документов, подтверждающих факт зачисления указанных средств на доходные счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

При этом при оформлении справки о состоянии расчетов с бюджетом в справке налогового органа указывается реальная задолженность по налоговым платежам, а именно средства, не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов. Таким образом, задолженность налогоплательщика перед бюджетом не уменьшается, а лишь приостанавливается взыскание указанных денежных средств с налогоплательщика и начисление пени на эти суммы.

При указанных обстоятельствах сложно согласиться с выводом суда о неущемлении прав налогоплательщика при отражении в карточке "РСБ" налоговых платежей как не поступивших в бюджет. Согласно внутриведомственным документам налоговый орган периодически направляет сведения из карточки "РСБ" налогоплательщика в различные государственные структуры. Например, по нефтедобывающим организациям такая информация направляется в Министерство промышленности и энергетики РФ. По результатам полученных сведений из налоговых органов о задолженности перед бюджетом Министерство промышленности и энергетики РФ устанавливает количество разрешаемой к экспорту нефти. Соответственно при наличии задолженности уменьшается количество разрешаемой к экспорту нефти. Следовательно, сведения о наличии задолженности могут создавать существенные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Ситуация с зависшими платежами — это не единственная проблема, связанная с отражением в карточке "РСБ" задолженности, взыскание которой судом было признано неправомерным. Так, налоговым органом было выставлено требование о взыскании пени по налогу. Налогоплательщик обратился в етов с бюджетом в справке налогового органа указывается реальная задолженность по налоговым платежам, а именно средства, не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов. Таким образом, задолженность налогоплательщика перед бюджетом не уменьшается, а лишь приостанавливается взыскание указанных денежных средств с налогоплательщика и начисление пени на эти суммы.

При указанных обстоятельствах сложно согласиться с выводом суда о неущемлении прав налогоплательщика при отражении в карточке "РСБ" налоговых платежей как не поступивших в бюджет. Согласно внутриведомственным документам налоговый орган периодически направляет сведения из карточки "РСБ" налогоплательщика в различные государственные структуры. Например, по нефтедобывающим организациям такая информация направляется в Министерство промышленности и энергетики РФ. По результатам полученных сведений из налоговых органов о задолженности перед бюджетом Министерство промышленности и энергетики РФ устанавливает количество разрешаемой к экспорту нефти. Соответственно при наличии задолженности уменьшается количество разрешаемой к экспорту нефти. Следовательно, сведения о наличии задолженности могут создавать существенные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Ситуация с зависшими платежами — это не единственная проблема, связанная с отражением в карточке "РСБ" задолженности, взыскание которой судом было признано неправомерным. Так, налоговым органом было выставлено требование о взыскании пени по налогу. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным данного требования и устранении допущенных нарушений прав и законных интересов налогоплательщика посредством внесения изменений в карточки лицевых счетов. В процессе обжалования данное требование было признано недействительным, но в части внесения изменений в карточку лицевого счета в удовлетворении заявления было отказано. Причем Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа по данному делу является достаточно противоречивым. В мотивировочной части Постановления суд указывает, что наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, однако это не позволяет налоговому органу в силу ст. 7 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ч. 7 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации продолжать учитывать суммы, указанные в требовании в карточке "РСБ" налогоплательщика. Однако это суждение не нашло должного отражения в резолютивной части Постановления суда. Возможно, что основанием для этого послужило ранее упомянутое Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 г. N 16507/04. Вследствие этого, с учетом вышеуказанных обстоятельств налоговый орган, несмотря на судебные акты, полагает, что признание требования недействительным (причем не только по процессуальным основаниям, но и по существу) не является основанием для сторнирования сумм задолженности по пене.

Таким образом, отражение на карточке "РСБ" налогоплательщика реально не существующей задолженности создает неблагоприятные последствия для добросовестных налогоплательщиков.

Доводы налоговых и судебных органов о том, что действия налогового органа по ведению карточек лицевых счетов не нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на него какие-либо обязанности, не могут быть признаны правомерными, поскольку сведения об отсутствии задолженности зачастую необходимы для представления в сторонние организации. Представление сведений о наличии задолженности (причем реально не существующей) налогоплательщика создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, сведения, отражаемые в карточке "РСБ", напрямую влияют на хозяйственную деятельность налогоплательщиков и не могут рассматриваться, по мнению автора, как не ущемляющие прав налогоплательщика обстоятельства[16].

 

Таблица 1 "Примеры судебной практики по округам РФ"

Округа Материалы дела Постановление суда
ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ОКРУГ Открытое акционерное общество "Рыбинский мукомольный завод" (далее - ОАО "Рыбинский мукомольный завод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 195 028 рублей 04 копеек, незаконно списанных с его лицевого счета в технологическом центре по обработке документов (далее - ТехПД) в качестве суммы недобора провозной платы. Исковые требования основаны на статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) и мотивированы тем, что по условиям договора на организацию перевозок грузов и оказание транспортно-экспедиционных услуг от 22.12.2006 N 1Д12-191 ответчик необоснованно списал в безакцептном порядке со счета в ТехПД указанную сумму недобора провозной платы с учетом условий, предъявляемых к повагонной отправке грузов. Провозная плата исчислена перевозчиком за отправку грузов группами вагонов и уплачена истцом до момента приема груза к перевозке. Спорная сумма неправомерно дополнительно рассчитана после прибытия груза исходя из повагонной отправки. В силу изложенного списание ОАО "РЖД" суммы недобора провозной платы с лицевого счета Общества в ТехПД в безакцептном порядке является неправомерным, поскольку произведено с нарушением действующего законодательства и условий договора. Расчеты через ТехПД представляют собой принятый на железных дорогах самостоятельный, обособленный вид расчетов со специфическими правилами, а записи на лицевых счетах клиентов железной дороги выполняют лишь учетную функцию, поэтому защита нарушенного права истца возможна путем восстановления на его лицевом счете необоснованно списанной суммы. Суд верно указал на недоказанность ответчиком оснований для списания недобора провозных платежей со счета плательщика в ТехПД и их размера в связи со следующим. В обоснование списания суммы недобора провозной платы исходя из повагонной отправки грузов ОАО "РЖД" сослалось на представленные в материалы дела накладные. Суд дал оценку этим накладным и правомерно посчитал их ненадлежащим доказательством, поскольку они подтверждают перевозку грузов группами вагонов по одной накладной. Иных доказательств, подтверждающих повагонную отправку грузов, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "РЖД" не представило. С учетом изложенного суд правомерно сослался на недоказанность ответчиком оснований для списания денежных сумм со счета истца в ТехПД и их размера и сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.05.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2008 по делу N А82-14437/2007-7 оставить без изменения, ка


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: