Под ним понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста.
Инструментарий социального педагога определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении, в том числе и в общеобразовательном. Содержание его определяется основными функциями профессиональной деятельности социального педагога, к которым относятся:
-диагностическая: постановка социально-педагогического диагноза, изучение социально-педагогического фона, выявление социально-педагогических процессов, эффекта социально-педагогической деятельности, социально-педагогическая паспортизация класса, школы и т.д.;
-организационная: организация социально-педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной (исправительной, коррекционной) деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально-педагогической деятельности;-прогностико-проектировочная: участие в прогнозировании и проектировании социально-педагогических процессов классного коллектива, развития школы, конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов социально-педагогической деятельности;
-управленческая: участие в управлении социально-педагогическими процессами в классных коллективах, группах, школе в целом;
|
координационная: организация взаимодействия специалистов и служб школы по поводу оптимизации социально-педагогического пространства и социально-педагогического эффекта образования и воспитания.
В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные роли, что предполагает широкий круг проблем его профессиональной деятельности в школе и различные специализации.
Первичные задачи, решаемые социальным педагогом при организации своего рабочего стола:
· изучение нормативных документов деятельности школы, социальной (социально-педагогической) службы и должностных обязанностей социального педагога;
· непосредственное ознакомление с организацией и функционированием школы в целом, основными направлениями и формами ее деятельности: воспитательной, учебной, организационной, управленческой, исследовательской; с особенностями планирования и контроля деятельности социального педагога; структурой управления социально-педагогической службой города, работой соответствующих подразделений Управления образования, молодежной политики города и области, других отделов и служб социально-педагогической направленности;
· ознакомление с формами и методами социально-педагогической диагностики учреждений образования, ученических и педагогических коллективов, социальной среды школы, условий жизнедеятельности учащихся и педагогов, родителей, групп сверстников;
· изучение накопленного эмпирического материала, полученного в ходе диагностики социально-педагогических процессов;
· участие в проведении индивидуальной и групповой социально-педагогической работы с учащимися, родителями, учителями, в консультировании по социально-педагогическим аспектам образования, воспитания и самовоспитания;
|
· изучение положительного опыта социально-педагогической деятельности, его использования в практической работе социального педагога;
· ознакомление с работой других специалистов школы, работающих в тесном контакте с социальным педагогом.
Базовые проблемы образования и воспитания, которые определяют основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения:
реализация правового статуса школьника как гражданина и осознание им этого;
развитие индивидуальных способностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций и подготовка к вхождению во «взрослую жизнь»;
первичная социализация, формирование детских и молодежных групп и организаций;
профориентационная работа с различными группами школьников (в том числе с учащимися, имеющими отклонения в развитии);
вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность;
социально-педагогическая напряженность в классном коллективе, группе, школе;
эффективность социально-педагогической деятельности класса, школы;
сформированность коллектива в начальных классах;
формирование стиля поведения учеников;
включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы;
сложности перехода детей из классов начальной ступени в среднюю;
особенности поведения детей 6 —7-х классов в связи с началом обучения;
|
мотивация и адаптация учащихся;
адаптационно-интеграционные проблемы учащихся старших классов в коллективах, образованных путем слияния;
раздельное обучение мальчиков и девочек как социально-педагогическая проблема;
условия адаптации детей, лишенных родительского попечения, в среде учащихся обычной общеобразовательной школы;
социокультурная роль школы в микрорайоне;
социально-педагогическая паспортизация школы;
особенности социализации детей в школе;
особенности организации досуга школьников;
проблемы школьного самоуправления;
формы повседневного поведения школьников;
структура социальных ценностей школьников и особенности ценностных ориентации;
рекреационные процессы в школе;
формирование гражданской позиции старшеклассников как направление политической социализации;
формирование социальной активности учащихся;
особенности профилактики наркомании среди учеников;
социально-педагогические проблемы формирования ценностных ориентации старшеклассников;
социальная адаптация учащихся-новичков, пришедших из других школ;
социально-педагогические процессы формирования школьного коллектива;
социально-педагогическая эффективность внеучебной занятости школьников;
формирование ценностных ориентации у школьников из неполных и неблагополучных семей;
включенность родителей в процесс социальной адаптации учеников при переходе из классов начального звена в среднее;
внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности;
активизация роли семьи в процессе формирования отношения школьников к учебе и труду и др.
Эти проблемы в определенной степени дают представление о направлении профессионального поиска социального педагога.
Организация внешних связей социального педагога. Для более эффективной организации рабочего стола социальному педагогу следует иметь достаточно информации о различных центрах социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального или муниципального уровня.
Существует целый ряд проблем муниципального уровня, без знания которых организация рабочего стола конкретного социального педагога (и развитие социальной педагогики в целом) не может быть научной, системной, а следовательно, эффективной. Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:
уяснить себе структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в школах города;
познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;
уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога со стороны управления образования;
ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных школах города;
изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системы города;
определить место своей школы на социально-педагогической карте города.
На рабочем столе специалиста также присутствует типовая технология решения конкретной социально-педагогической проблемы, которая включает следующие этапы.
1. Определение социально-педагогической проблемы:
содержания проблемы;
внешних признаков проблемы;
типа и уровня проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная; индивидуальная, групповая и др.);
характера проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и др.).
2. Ситуационный анализ:
общее описание социально-педагогической ситуации:
истоки возникновения проблемы;
организационная структура, в рамках которой возникла проблема;
типовые реальные (сложившиеся в данной школе) отношения и взаимодействия субъектов в изучаемой ситуации;
описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.п.;
профессиональное понимание социально-педагогической проблемы;
определение пределов проблемы для работы социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия.
3. Определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности:
определение объекта и предмета;
определение целей и задач;
определение содержания деятельности;
выработка показателей и критериев оценки;
разработка инструментария социально-педагогической деятельности;
описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации;
разработка логической схемы анализа полученных данных;
определение перспектив социально-педагогической деятельности;
разработка рабочего плана.
4. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности.
5. Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности:
основные выводы по задачам, характеризующим фактическое состояние социально-педагогической проблемы;
выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблемы (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желание участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее разрешению);
оценка реальности и значимости проблемы;
выводы о возможности применения готовых (типовых) технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта;
обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы.
6. Разработка социально-педагогической технологии:
уточнение по итогам проведенных исследований социально-педагогического заказа;
детализация проблемы:
определение причин проблемной ситуации;
определение действующих и нейтральных факторов;
определение социально-педагогического и психологического фона деятельности;
разработка концептуальных основ разрешения проблемы; разработка возможных моделей (или путей) разрешения проблемы;
обоснование выбора модели (или пути) решения социально-педагогической проблемы.
7. Реализация социально-педагогического проекта.
Основные методы социального проектирования, используемые в деятельности социального педагога:
социально-педагогическое конструирование — мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами;
социально-педагогическое моделирование — многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы;
социальное проектирование — обоснованное конструирование в знаковой форме модели социально-педагогической системы;
социально-педагогическое планирование (способ реализации проекта) — функциональная и временная детализация социально-педагогической деятельности по реализации проекта (достижение сформулированных в проекте целей, определение порядка, последовательности, сроков, темпов распределения сил и средств);
социально-педагогическое программирование — полное всестороннее обоснование реализации проекта с прогнозом ожидаемого эффекта, состоящее из блоков: целевого, обеспечивающего, ресурсного, организационного и результирующего;
социально-педагогическая технология — подготовленная к практической деятельности программа, предусматривающая возможность достижения цели.
Основной диагностический и практический инструментарий, находящийся на рабочем столе социального педагога:
Опросники: анкеты и бланки интервью. Описание сферы применения опросников. Инструкции по методике проведения опросов.
Бланки социально-педагогического наблюдения.
Виды наблюдения: степень включенности наблюдателя. Сфера применения наблюдения: при автоматических действиях, при высокой напряженности действий.
Бланки анализа документов.
Виды документов: текстовые, иконографические, вербальные. Виды анализа документов: традиционный (качественный) и контент-анализ (количественный). Сфера применения метода анализа документов в практике социального педагога. Рекомендации по методике анализа документов в социально-педагогической работе.
Социометрические опросники для изучения социально-педагогических процессов и явлений в группе.
Обоснование сферы применения социометрических опросов. Рекомендации по применению социометрических опросов как метода сбора социально-педагогической информации. Основные правила социометрии.
Социометрические индексы