I. Расчет сопротивления и буксировочной мощности.
1. Исходные данные.
Тип рассматриваемого судна –химовоз. Характеристики судна:
L, м | 0,780 | ||
B, м | 17.6 | 6,36 | |
T, м | |||
D, т | 2,51 | ||
, уз | Fr | 0,23 | |
Re |
Физические величины, необходимые для дальнейшего расчёта.
№ п/п | Наименование величины | Обозначение | Численное значение и размерность |
Стандартная плотность морской воды | 1.025 т/м3 | ||
Кинематическая вязкость морской воды при | м2/с | ||
Стандартное атмосферное давление | 101 кН | ||
Давление насыщенных паров воды при | 2,3 кН | ||
Удельный вес воды | 10 кН/м3 |
Вычисление основных характеристик:
Вычисление основных характеристик:
· Объемное водоизмещение:
· V=L*B*T*δ=1.076*10^8 м3;
· Полное водоизмещение:
· D=-V*ρ=1.103*10^4т;
· Коэффициент общей полноты:
· δ =v/LBT=0.780;
· Расчетное значение числа Фруда:
Frрасч=v/√g*L=0.233
Расчёт сопротивления и буксировочной мощности.
· Буксировочная мощность:
PE= 0,736(V VS3/C) (ψ0,5/λ) (x/L) кВт,
ГдеV – объемное водоизмещение судна м3, ψ = 10δ(B/L),
λ = 0,7+0,3(0,01L)0,5, при L≥100м λ = 1.0.
Коэффициент x учитывает сопротивление выступающих частей: для одновальных судов х=1,0. Коэффициент C определяется по диаграмме Пампеля в зависимости от приведенной скорости V1=VS(ψ/L)0,5, Vs–скорость судна, уз.
Расчет производится для пяти скоростей: VSmax=1,1VSрасч, VSmin=0,5 VSmax, с постоянным интервалом δVS.
· Сопротивление:
R=PE/V
V1 | V2 | V3 | V4 | V5 | |
VS, уз | 8,5 | 10,5 | 12,5 | 14,5 | 16,5 |
V1 | 0,89 | 1,1 | 1,3 | 1,5 | 1,7 |
PE, кВт | |||||
R, кН |
3. Расчет сопротивления судна при движении в штормовых условиях на встречном нерегулярном волнении.
|
Расчет сопротивления движению судна в штормовых условиях производим для трех чисел Фруда () и трех значений бальности нерегулярного морского волнения –4, 5, 6, баллов для судна с L= 112 м:
Дополнительное сопротивление на нерегулярном волнении: ,где
Cs=2.77*10^5*ρ*g*(B^2/L^1.5)*(1+4.4*δ)= 3.168*10^6
;
.
Дополнительное сопротивление воздуха:
.
Va=Vc+Vв
Высоты волн 3% обеспеченночти h и расчётная скорость ветра принимаються в зависимомти от силы волнения:
Степень волнения 4балл 5балл 6балл
Высота волны h,м 2,0 3,5 6,0
Скорость ветра Vв,м/с 11 14 19
Расчет будет так же производится в табличной форме.
Расчет сопротивления движению судна в штормовых условиях
№ | Величина | Разм | Численное значение | ||||||||
Fr | - | 0,132 | 0,194 | 0,256 | |||||||
м/с | 4,4 | 6,4 | 8,5 | ||||||||
уз | 8,5 | 12,5 | 16,5 | ||||||||
R | кН | ||||||||||
Волнение моря | Бал- лы | ||||||||||
- | 1,41 | 2,06 | 0,85 | 1,5 | 1,12 | 0,86 | 1,55 | 1,17 | 0,89 | ||
- | 1,8 | 4,01 | 3,23 | 1,32 | 3,76 | 3,61 | 1,02 | 3,5 | 3,63 | ||
кН | 8,02 | 72,4 | 7,7 | 88,4 | 7,2 | 99,3 | |||||
м/с | 15,4 | 18,4 | 23,4 | 17,4 | 20,4 | 25,4 | 19,5 | 25,5 | 27,5 | ||
кН | 28,5 | 40,8 | 36,7 | 50,4 | 78,1 | 45,9 | 61,1 | 91,3 | |||
кН | 36,6 | 44,4 | 53,1 | ||||||||
кН | 398 |
VА (скорость воздушного потока); Vв(скорость ветра); Vc(скорость судна).
4. Определение минимально допустимой глубины полигона для проведения ходовых испытаний.
Чтобы мелководье не привело к искажению результатов ходовых испытаний, глубина полигона должна быть не меньше величины, вычисленной по следующим формулам:
|
H1=3.0*√B*T=33.3м;
H2=2.75*Vs^2/g=63.1м;
Принимаем большую из двух полученных величин H ≥ 63,41м.
II. Расчет гребного винта.
1. Выбор геометрических характеристик гребного винта и определение характеристик взаимодействия.
В качестве расчетного принимается такой режим движения, что сопротивление на тихой воде увеличивается во время сдаточных испытаний на 15%. Это увеличение обусловливается обрастанием обшивки корпуса, волнением моря. Таким образом, при заданной скорости Vs=15уз по графику зависимости сопротивления от скорости движения определяем Rтв=394Кн и находим Rрасч=1,15* Rтв=453кН
Определение геометрических и кинематических характеристик гребного винта.
· Диаметр гребного винта принимается не более
· Dв=0,7*Тс=4,9м;
· Число лопастей:
.
· Относительный диаметр ступицы:
· Коэффициент попутного потока:
· Wт= 0,165*δ*(√(3^√v/ Dв))-0.1δ(Fr-0.2)*δ=0.273
· Коэффициент засасывания:
· T=0.7* Wт=0.191
· Дисковое отношение:
- из условия обеспечения прочности:
Ae/Ao= 0.24(1.08-dн)(zл/δmax Dв)^2/3*3^√10m*T/ [σ]=0.49
при
- относительная толщина сечения лопасти на радиусе r=0,6
m = 1,15 – коэффициент, учитывающий условия работы винта
T = = 560 кН - упор
- допускаемые напряжения материала лопасти
- из условия отсутствия вредных последствий кавитации:
Ae/Ao=(1.5+0.35* zл)T/(Po-Pv)* Dв^2+0.2/zp=0.216
При
Po=Pa+ γ*hв=4348- статическое давление на оси гребного винта
hв= Тс-0.55D=4.3м- заглубление оси винта
- давление насыщенных паров воды
- число гребных винтов
- удельный вес воды
Принимаем ближайшее большее значение дискового отношения, соответствующее диаграммам для расчета гребных винтов .
|
2. Расчет гребного винта, обеспечивающего судну заданную скорость. Выбор двигателя.
Расчет оптимального гребного винта будем производить с использованием коэффициента задания:
KDT = = 1,175
Где
VA = V(1 – WT) = 6 м/с, скорость в диске гребного винта, V – скорость судна, м/с,
Т – упора винта, кН. DV – диаметр винта.
Параметры оптимального гребного винта: его относительную поступь J=0,5, коэффициент полезного действия в свободной воде η0 = 0,582 и шаговое отношение P/D = 0,82 снимаем с линии KDTопт на диаграмме, соответствующей ранее выбранному значению дискового отношения n и необходимой мощности двигателя PS находим по формулам:
n = VA/J = 2,287 об/с = 137 об/мин.
PS = (TE = 5504 кВт
Где ηS = 0,98 – КПД передачи мощности,
= 0,648- пропульсивный коэффициент, ηн = (1 – t)/(1- WT) = 1,113 – коэффициент влияния корпуса.
Выбор двигателя.
PS1 = 6650 кВт
PS2 = 4260кВт
PS3 = PS1(nmin/nmax) = 4987 кВт
PS4 = PS2(nmin/nmax) = 3195 кВт
PSн = 5504 кВт
nн = 137об/мин.
Выбирается: пятицилиндровый двигатель L50MC 111/148.
3. Расчет и построение паспортной диаграммы судна.
Принимаем три значения частоты вращения ГВ - n=110;n=123; n=137об/мин
Гидродинамические характеристики
рассчитанного гребного винта
J1 | 0,25 | Kт1 | 0,275 | ƞ01 | 0,31 |
J2 | 0,35 | Kт2 | 0,235 | ƞ02 | 0,43 |
J3 | 0,45 | Kт3 | 1,195 | ƞ03 | 0,54 |
J4 | 0,55 | Kт4 | 0,165 | ƞ04 | 0,62 |